СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «В твоих руках, учитель, наш XXI век»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-педагогическое исследование современного детства констатирует, что стремительное влияние "цифрового времени " привело к тому , что  дети стали другими.

Просмотр содержимого документа
«Эссе «В твоих руках, учитель, наш XXI век»»

Эссе «В твоих руках, учитель, наш XXI век»

Научно-педагогические исследования современного детства констатируют, что стремительное влияние «цифрового» времени привело к тому, что дети стали другими. Известный доклад академика РАО Д.И. Фельдштейна напрямую говорит об этом: «Изменился и сам человек, обретя новые, как положительные, так и отрицательные черты. В числе последних отмечается актуализация потребительства, рост безразличия к базовым ценностям, нарастание межэтнической и социальной напряженности. Растущий человек сегодня стал другим. В частности, он по-новому воспринимает мир, по-новому осваивает информацию. Он вырос в плане социальной зрелости в одних случаях и проседает в других. Так, у него существенно возросло стремление к самоутверждению (доминированию и самопрезентации)... Наблюдается изменение личностной направленности детей и подростков. Современная социокультурная и информационно-коммуникативная среда определяет иные социальные ценности, «приводит к межпоколенческому разрыву и отчуждению прежних ценностей, что не позволяет новым поколениям присваивать ценности старшего поколения как приоритетные для настоящей и будущей жизни». «Прослеживается архиактивный динамизм смены поколений - уже не 100 и даже не 20-30 лет психологически отделяет одно поколение от другого, а по прошествии 5-7 лет, мы взрослые, сталкиваемся с качественно иными детьми. Причем, речь идет обо всей популяции современных детей, которые в частности, характеризуются умением одновременно выполнять ряд различных дел, импульсивностью действий, без анализа их последствий. Они немыслимы сейчас без виртуальной плоскости экрана – телевизионного, видео, компьютерного и сотового телефона, быстрее взрослых считывая информацию. Экран, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и телеобразов, не просто конструирует новые ценности и потребности, но трансформирует их. А интернет, способный дать ответ на любой вопрос, снимающий покров сакральности с ранее скрытой от детей информации, создает новые механизмы передачи культуры. Дети получают колоссальное количество информации вне опосредованных форм участия старшего поколения, и доверяет этой информации, значительно больше, чем сведениям из других источников». Это подтверждают многочисленные факты педагогических наблюдений практиков образования. Нарастает риск латентного ментального конфликта «опережения с отставанием», что может повлечь реальные проблемы ценностного и межпоколенческого разрыва отношений и социально-ролевых связей.

Нам, педагогам, как сделать так, чтобы ненавязчиво развернуть взгляд и мысли ребенка в сторону усвоения элементов национальной культуры, социальных норм и ценностей, сделать учебно-воспитательный процесс интересным и увлекательным.

Происходящие социально-экономические изменения в стране обусловили необходимость разработки программных документов по развитию образования: Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, Основные задачи Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, Концепция развития дополнительного образования детей. В этих документах прописаны приоритеты государственной политики в области образования, основные направления развития воспитания и образования и механизмы их реализации. Стратегические задачи государства в развитии образования заключаются в формировании социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций; в повышении эффективности воспитательной деятельности образовательных и социокультурных учреждений, в повышении престижа профессий педагога, воспитателя; создании атмосферы уважения к педагогическому труду, разработке мер по его поддержке.

Кадровый механизм реализации всех программных документов является приоритетным. Традиционный педагог (монополист в передаче интерпретации необходимого знания) уходит со сцены. Складывается новый его образ: это педагог-исследователь, педагог-воспитатель, педагог-консультант, педагог-руководитель проектов…

Специфическая функция творческого педагога состоит в его способности увидеть ребенка не таким, каков он есть, а таким, каким он может стать при бла­гоприятных обстоятельствах, в умении научить методам и приемам преодоления неблагоприятных условий, в которые может попасть ребенок, научить его самообразованию и сопротивлению злу силою своего творчества.

Только творческий педагог закладывает основы всестороннего развития личности ребенка.

На основе изучения качеств творческой личности педагога выведены критерии готовности к осуществлению творческой деятельности в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения:

  • высокая профессиональная компетентность, самостоятельность суждений, оперативность и смелость в принятии решения, совмещаемая с осторожностью и дальновидностью;

  • бескомпромиссность в борьбе с негативными явлениями, страстность в защите интересов ребенка, его личности;

  • сочетание просветительской функции со способностью улавливать и направлять на должное коллективную духовную энергию учеников;

  • управление интеллектуально-эмоциональным напряжением учащихся класса, умение разрядить излишнюю напряженность шуткой, легкой педагогической игрой;

  • стремление к достижению позитивного результата своего опыта;

  • способность находить общие взаимосвязи и узнавать больше в своем предмете, умение опираться на лучшее в своем и чужом опыте;

  • требовательность к себе, упорство в труде, стремление к пониманию сути педагогической реальности.

На плечи педагога ложится большая гражданская ответственность. Ему нужна поддержка на всех уровнях. Чтобы эффективно воспитывать и обучать необходимо, создать благоприятные условия для работы педагогов.

В образовании уже более 10 лет работает принцип оптимизации. Это означает, что школа при недофинансировании и не обеспеченности кадрами должна отвечать за все. Нельзя на плечи школы взваливать те функции, которые должны выполнять службы соцзащиты, учреждения культуры и медицины др.

В школах, особенно в сельской местности, нет узких специалистов. Классный руководитель – это, как правило, учитель-предметник за ежедневную работу с 25-30 учащимися в течение месяца получает чисто символическую надбавку к окладу. Поэтому в каждой школе необходимо ввести тьютерское сопровождение учебно-воспитательного процесса. Пора снять нагрузку со школы и ответственность с педагога по обеспечению оздоровления в период летних каникул и летней занятости детей. Для организации внеурочной занятости и дополнительного образования (а это более 30% часов БУП) необходимо привлекать специалистов-профессионалов.

Все можно реально сделать, если заработная плата педагога будет достойной, увеличено штатное расписание в школах, а финансирование образовательных программ будет соответствовать требованиям ФГОС. Тогда учителю не понадобиться набирать нагрузку по две и более ставок. А в школы выстроится очередь из талантливых и творческих педагогов, кто действительно имеет призвание и желание работать с детьми. Директор выберет из них самых достойных. Сегодня же в образовании работают в основном специалисты пенсионного и пред пенсионного возраста. Молодежь не идет в школы.

Детское сообщество обладает, при верно организованном процессе обучения, огромной созидательной мощью, ведь всякое творчество – это продукт синтеза разных сознаний и моральных сил многих людей. Обществу нужен разумный творческий педагог, который направит эту силу и мощь на решение насущных вопросов внешкольного бытия, придаст коллективным действиям согласованность и продуктивность, позитивный эмоциональный настрой.

Вот проблема, которую решать нужно срочно и сообща. Назрела острая необходимость создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!