Абрамова Мария Сергеевна,
учитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Двуреченск
«Значение самообразования в моём профессиональном росте»
На уроках Основ финансовой грамотности с обучающимися 8 классов часто затрагиваем проблему выбора профессии и, соответственно, обсуждаем пути получения образования. В одной из бесед прозвучала фраза: «Я хочу быть фотографом: учиться не надо, а доход в профессии очень хороший.» Класс разделился: нашлись и сторонники, и противники данного утверждения. Благодаря современным технологиям, нам удалось проанализировать, так ли это на самом деле.
Обучающиеся разделились на группы: одни искали информацию о том, какое оборудование необходимо фотографу, вторые анализировали, в каких областях знаний фотограф должен быть компетентен, третьи – статистику о размерах заработка профессионального фотографа. За 10 минут работы в группах и последующим обменом мнениями удалось понять, что фотографу, возможно, не нужно получать диплом бакалавра или магистра, но ему необходимо учиться. Постоянно, без сессий, зачётов и экзаменов. Иначе он не сможет получать стабильный доход, который и имела ввиду автор высказывания.
Уже вечером, анализируя прошедший урок, примерила это мини-исследование на себя. В профессии педагога без академического образования нельзя. Но можно ли остановиться лишь на нём? Невозможно! Академическое образование — это фундамент, на котором силами самого человека вырастает здание его профессиональных компетенций. Диплом об образовании необходим для трудоустройства. Самообразование – важное условие для того, чтобы стать успешным в профессии.
К педагогу требования всегда будут выше. И это логично: чтобы научить других, нужно самому знать больше. Педагогу необходимо учиться постоянно, для того, чтобы быть в ногу со временем и не сводить процесс получения знаний к сухому цитированию учебника: сегодняшним ученикам доступен более широкий диапазон информации, нежели может предоставить стандартная школьная библиотека. В том числе, это вопрос доверия и даже авторитета: ученик не услышит педагога, не владеющего актуальной информацией, не развивающего свои компетенции.
Современный мир динамичен, учитель, который строго держится за рамки своего предмета уже не востребован обществом. Сегодняшней системе образования нужны педагоги, которые могут шагнуть за границы своих предметных знаний и, что важно, могут найти путь, по которому пойдут их ученики.
Век научно-технического прогресса — это время освоения космоса, разработки новых реальностей и информационных пространств. Производства постоянно совершенствуются, требования к уровню знаний выпускника, работника становятся всё выше. Не менее важна проблема получения актуального образования, которая заключается в том, что информация устаревает на глазах. Значительная часть новых знаний, технологий теряет свою актуальность через 3-5 лет. Что возвращает нас к необходимости непрерывного образования или, повторяя лозунг мировых образовательных сообществ, «Lifelong learning» - образованию через всю жизнь.
Мы живём в информационном обществе: доступ к информации практически не ограничен, а значит умение с ней работать – это одна из ключевых компетенций современного человека, профессионала в своём деле. Мало воспринимать информацию – важно уметь преобразовывать её в знание, анализировать, уметь применять в деятельность, в том числе профессиональной. Поэтому современные условия требуют от педагога постоянного повышения уровня образования.
Какими умениями необходимо владеть учителю XXI века? Бесспорно, необходим навык свободного использования современных гаджетов, умение провести связь между сегодняшним материалом и будущим, когда эти знания, навыки могут оказаться полезными, способность менять на уроке виды деятельности, индивидуализировать систему заданий так, чтобы каждый на уроке почувствовал свою успешность, навык разумного и справедливого разрешения конфликтов и так далее.
Всему этому, на первый взгляд, обучают на десятках разнообразных курсов для педагогов: они касаются повышения квалификации, профессиональной переподготовки, возможностей изучения смежной профессии, улучшения цифровых навыков современного педагога. Но так ли это на самом деле?
Можно посетить десятки курсов и программ обучения – сегодняшняя система непрерывного образования не привязана ни к месту проживания, ни к личным характеристикам, но если отсутствует самый главный элемент, то всё это становится напрасной тратой времени. Этот элемент – самостоятельная работа педагога над собственными компетенциями. Любое обучение будет бессмысленным, если педагог подходит к нему как к формальности, возможности получить документ для последующей аттестации.
Пример, с которого я начала своё рассуждение, показывает, что в нашей работе запросто может возникнуть ситуация, которая требует новых знаний, современных решений, умений и компетенций, которые, на первый взгляд, не актуальны для профессии педагога. Сможет ли быть успешным педагог, не желающий ни на шаг отойти от границ, которые он сам себе установил? Я считаю, что нет.
Идея самообразования не нова: в разные эпохи ценились люди, которые активно осваивают новые технологии, сами не боятся привносить новое в профессиональную деятельность. Не зря в веках сложилась поговорка: «Век живи – век учись.»
Я стараюсь учиться каждый день: читаю не только классиков, но и творчество современных авторов, ищу среди множеств советов, мастер-классов семинаров те, которые могут оказаться полезными в моей профессиональной деятельности; обязательно анализирую поток информации, обращаюсь к первоисточникам, справочникам, отбираю только правдивую и открытую литературу. Это необходимый процесс, ведь мне нужно не просто владеть информацией – я несу ответственность за всё то, что от меня узнают мои ученики.
Знания можно получать по-разному: читая и просматривая блоги, страницы публичных сообществ, общаясь с коллегами, посещая «круглые столы», конференции, читая книги и обучаясь на различных курсах повышения квалификации. Но, повторю уже выше сказанное, всё это не стоит ничего, кроме потраченного времени, если сам человек не желает учиться новому.
Одним из важных элементов развития меня как педагога, профессионала, я считаю именно самообразование. И этому есть ряд подтверждений.
Во-первых, новые идеи не всегда применяются на практике повсеместно: их обсуждают, анализируют, апробируют, возможно даже включают в образовательную программу, но к этому моменту кто-то предложит другую идею, учитывающую новейшие технологии, и всё начнётся сначала. Интернет-порталы, профессиональные социальные сети позволяют обмениваться идеями напрямую, общаться с коллегами – новаторами, не ожидая их публикаций в методических сборниках, что существенно расширяет список методик и практик, позволяет взглянуть на привычные техники через призму новейших технологий.
Во-вторых, это возможность самостоятельно планировать темп обучения, составить расписание, подстраивая его к привычному ритму жизни, а не наоборот. Не стоит забывать о том, что для получения результата необходима системная работа – посещение пары вебинаров не погрузит в суть изучаемой проблемы или идеи, но может стать отправной точкой для начала большого и интересного дела.
Константин Сергеевич Станиславский писал: «Каждый день, в который вы не наполнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.» Со словами знаменитого педагога нельзя не согласиться. Хочу лишь добавить: для современного педагога нет никаких требований для начала освоения какого-либо нового направления или компетенции, кроме одного – желания научиться и научить других.