СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Древнерусская литература и человек будущего»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Епархиальные Столыпинские Чтения 

Секция: «Церковь и культура.» Эссе «Древнерусская литература и человек будущего»

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Древнерусская литература и человек будущего»»

МБОУ «Знаменская СОШ»









Епархиальные Столыпинские Чтения



Секция: «Церковь и культура.»

Эссе «Древнерусская литература и человек будущего»















Выполнила: Волкова Л. Д.

Учитель русского языка и

литературы.









2016г.





Люди древней Руси и человек будущего

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени.

И свет обретши, ропщет и бунтует…

Эти строчки Тютчева я брала эпиграфом к уроку по «Житию» протопопа Аввакума, яростного бунтаря, Из темной глуби XVII столетия, словно из пропасти, нам уже давно светят, притягательно и загадочно, пронзительные глаза протопопа Аввакума - писателя, которого мы высоко чтим
В самом деле, не будь Аввакума - и наша литература не имела бы, кажется, того прочного фундамента, на котором она уже три столетия незыблемо зиждется. Российская словесность началась именно с Аввакума, который первым на Руси заговорил горячим и образным языком - не церковным, а народным. 
“Только раз в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, полнокровный голос. Это было гениальное “Житие” неистового протопопа Аввакума. Речь его - вся на жесте, а канон разрушен вдребезги!” - так говорил Алексей Толстой. 
Реализм, точный и беспощадный реализм, убивающий врага наповал, этот реализм нашей великой литературы был порожден “Житием протопопа Аввакума”,  творчество которого высоко ценили И.С. Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Знакома с текстами древнерусской литературы в достаточной мере, но, ни один автор не затронул мою душу так, как Аввакум. «Житие» прочитала не один раз, потому как исследовала его текст, готовя дипломную работу. Житие” его включено в хрестоматию, и каждый грамотный человек должен хоть единожды в жизни прикоснуться к этому чудовищному вулкану - этому русскому Везувию, извергавшему в народ раскаленную лаву афоризмов и гипербол, брани и ласки, образов и метафор, ума и злости, таланта и самобытности. . А пишет он, как говорит, а говорит он без затей, запальчиво: и браня , и лаская. Он тужит, печалится, плачет, боится, жалеет. Этот душевный крик не услышать нельзя. Он кричит «воплем» к Богу, кричит Богородице. « И до Москвы едучи, по всем городам и по селам, во церквах и на торгах, кричал, проповедан слово Божие»
Нельзя знать русскую литературу, не зная Аввакума!  . И сегодня я буду говорить о нем. Считаю, что житийная литература является нравственным эталоном, открывает перед ребенком нечто важное, большое глубокое сильное, затрагивая самые сокровенные струны его души. Ведь сегодня детям не всегда легко ориентироваться в таком многозначном мире. И нужно использовать максимально все возможности на наших уроках по формированию духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. А в процессе изучения древнерусской литературы учащиеся могут усваивать мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях, получать опыт нравственной оценки. И вот здесь личность Аввакума – явление исключительное. В основе его религии, проповеди, всей его деятельности лежит человеческая личность.

Особенно мне импонирует то, что одной из важных сторон мировоззрения Аввакума было убеждение в том, что в мире все сделано для « человеков». Жизнь человека должна быть деятельной, ее следует наполнить добрыми делами для других людей. Своеобразный гуманизм Аввакума проявляется и в утверждении им права всех людей в одинаковой мере, пользоваться благами жизни, в отрицании им какого-либо исключительного права, доставляемого привилегированным положением в обществе. « Али ты ,нас тем лутче, - обращается он к Ф.П. Морозовой, -что боярыня? Да единако нам Бог распростре небо, еще же луна и солнце всем сияют равно, такожде земля и воды, и вся прозябающая по влению владычню служит тебе не больше и мне не меньше.» А с какой большой теплотой и участием Аввакум относился к простому человеку, понимая тяжесть его жизни «Он , мой бедный, мается шесть ту дней на трудах». Характер Аввакума сложен и противоречив. К врагам «никонианам» относился жестоко и беспощадно, угрожал казнями, то искренне жалел «заблудших», молился за них. Ему присуще критическое отношение к себе, сочетавшем , в то же время , с гордым сознанием своего избранничества, своего чуть ли не апостольского дара чудотворения и пророчества. Если задать вопрос себе, чем он меня так привлек, скажу, не колеблясь: язык его произведения. Его «ковыряние», как он сам говорит, и «вяканье» – это русская речь, о которой Аввакум заботится со всей страстностью русского человека, он взывает к национальному чувству и всех читателей. Обращаясь к тем, кто его слушал, автор «Жития» провозглашал: «не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русский природный язык…не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русского». Думаю, не одна я уверена в том, что успешное воспитание детей возможно только на образах самых возвышенных духовных устремлений в жизни и творчестве людей. Кроме огнепального Аввакума, это и житие Сергия Радонежского, жизнь которого была высоким примером нравственного подвига и, конечно, постоянная связь с Евангелием, без знания Библии невозможно понять значимость и актуальность заветов Владимира Мономаха. Работа вот с такими текстами, помогает наполнить детское восприятие окружающего мира христианским смыслом. Формирует учащихся любовь к Отечеству и своему народу, дает возможность детям, в период их активного поиска своего места в жизни, укрепить дух, сохранить веру в высшие ценности, обрести душевное равновесие и чувство гордости за свою Родину. Давайте с вами, опираясь на православно-христианские истины, приобщая детей к исконным святыням, преображать их души и, как говорил Преподобный Серафим Соровский: «Страсти и пороки постепенно перерождаются в добродетели: гордость – в смирение, эгоизм – в любовь, самоволие – в послушание»

С гордость могу сказать, что многие мои выпускники стали достойными людьми. Не могу без волнения вспоминать их творческие работы. Ведь христианские сюжеты и образы воплотились и в русской литературе, потому что христианское мировоззрение оказало влияние и на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала , смысла жизни. « Вся наша литература ранена христианской темой, вся она ищет спасения от зла, страдания…», - слова Н.Л. Бердяева. И, действительно, мои воспитанники выявляют на уроках писателей-классиков христианскую символику романа Достоевского «Преступление и наказание», христианский подтекст произведений Чехова, христианские образы в творчестве Пушкина, многогранность христианской образности в творчестве Гоголя, библейские образы в поэзии Ахматовой. Думаю, что все это не прошло мимо них, а заронило зерна нравственности в души.