Эссе «Я учу детей нового поколения»
Ляпунова Вера Григорьевна, учитель географии и биологии
МКОУ Кузнецовской СОШ, Кантемировского муниципального района
Кто не знает, в какую гавань плыть,
для того нет попутного ветра.
Сенека.
Существует такая легенда: «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя»
Наверное, эту легенду я слышала очень давно, в раннем детстве. Возможно, именно эта легенда произвела на меня впечатление и заставила меня, несмышлёную, задуматься об удивительной миссии учителя. Я с нетерпением ждала поступления в школу, а, дождавшись, с радостью шла на встречу с любимой учительницей, старалась учиться прилежно. Я знала – учителем я смогу стать только в том случае, «если сама буду знать всё»…
С тех пор прошло много лет. И вот уже более 30 лет я работаю учителем. Нет, я не работаю учителем, я – учитель!
И все эти годы на первом месте для меня – мои ученики. Чтобы вооружить их основами преподаваемых предметов, я должна чётко знать особенности детей, понять их миропонимание, оценить их потребность в знаниях, их интересы, всегда «идти в ногу со временем», адаптироваться к меняющимся требованиям общества. А сегодняшнее общество, в связи с введением новых образовательных государственных стандартов, возлагает на учителя большую ответственность за создание условий для развития личности школьника. Учитель должен не передать знания сегодняшним школьникам, а научить их добывать самостоятельно эти знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников.
Конечно, сделать это непросто. Для того, чтобы заинтересовать ученика, спроектировать его образовательную среду, научить ребёнка находить нужные знания самому, учитель должен быть эрудированным, профессионально компетентным, увлечённым и умеющим увлечь учеников, видящим трудности ребёнка и умеющим ему помочь.
Кроме этого, «учитель нового поколения» должен быть не только высококлассным специалистом-теоретиком, но и в какой-то степени, психологом, знать особенности характера, способности, интересы и увлечения своих учеников.
Учитель нового поколения – это, прежде всего организатор деятельности на уроке, учитель-исследователь и научный руководитель. Учитель и школьники – партнёры в учебном процессе. Учить детей и одновременно учиться самому, чтобы новое поколение чувствовало в Учителе человека, живущего их временем и их интересами.
Я работаю в маленькой сельской школе, но и сельские дети сейчас не такие, как были раньше. Они требовательнее и настойчивее. Они более коммуникабельны, информированы и эрудированы. Современные дети более практичны и самостоятельны, более тревожны и агрессивны. Современных детей трудно удивить. Благодаря современным технологиям школьники имеют отличные возможности для самостоятельной деятельности. Но от этого всего роль учителя не становится меньше. Мы, учителя, должны научить детей выбирать главное из всего обилия материала, анализировать, сравнивать, делать выводы. Именно мы, педагоги, учим ребёнка активно мыслить, участвуем в интеллектуальном и нравственном развитии школьника.
Я вижу свою основную задачу в создании такой атмосферы, таких условий в классе, при которых детям захотелось бы самостоятельно узнать, открыть что-то, и они добились бы этого.
Каждый урок – это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
На каждом уроке ученик должен быть не пассивным объектом воздействия, а активным участником учебного процесса, должен осуществлять активное познание. Такой подход позволяет учителю организовать сотрудничество, поднять активность учащихся. Избежать однообразия и скуки в форме проведения учебных занятий, вызвать интерес к содержанию материала позволяют мне технология развивающего обучения, проблемное обучение, исследовательские и проектные методы обучения.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить», – говорил Адольф Дистервег. Даёт прочные знания, стимулирует интеллектуальное развитие, воспитывает активную личность проблемный диалог.
Биология и география – предметы, которые предоставляют широкие возможности для исследовательской деятельности. Учебно – исследовательская деятельность позволяет ученикам проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, приобрести навыки работы в команде и решить интересную проблему, сформулированную зачастую самими учащимися. Залогом успешности исследовательской работы является атмосфера творческих исканий, коллективного труда, положительного эмоционального фона, раскрепощающего ученика. Положительные эмоции – важный фактор сосредоточения внимания. На таких уроках проявляю уважение к ученикам и их работе. Если ученик ошибается при выполнении задания, обязательно спрашиваю, почему он так считает, стараюсь помочь ученику самому найти верный путь решения вопросами: «Разве?», «А если подумать?» Хочу научить своих учеников не ждать готовых результатов, а искать и находить самим творческие решения.
Для повышения эффективности уроков географии и биологии применяю универсальные, рассчитанные не на один урок развивающие методические приёмы, большинство из которых используются в широком возрастном диапазоне, игровые и информационно-коммуникативные технологии.
Методические приёмы можно перечислять бесконечно. Все они способствуют осознанному изучению предметов, привитию любви к ним, утверждению собственного «я» ребёнка.
Считаю, что в обучении детей нового поколения необходимо руководствоваться следующими принципы деятельности:
- Нужно верить в себя и своих учеников;
- необходимо разбудить в душе ребенка его творческие силы;
- быть готовым встать рядом;
- быть внимательным и бесконечно терпеливым
Бесполезно повторять: «Каждый ученик – личность». Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. И не важно, какой предмет вы ведёте, и сколькими годами исчисляется ваш стаж. «Пробудить в ученике жажду познания» – вот та цель, к которой я стремилась всю жизнь и продолжаю стремиться. Я убеждена - лишь творчески работающий учитель может воспитать творчески работающего ученика, пробудить эмоции, заглянуть в душу ребёнка.
Оглядываясь на пройденный путь, убеждаюсь: самое главное – отдавать себя. Отдавать постоянно, уставая и радуясь, что ещё один день прожит не зря. Отдавать и учиться – ведь нет неиссякаемых кладовых. Учиться и совершенствоваться. Творить… Но всегда помнить: «Ошибки
учителей не столь заметны, как ошибки врачей, но, в конечном счете, они обходятся не менее дорого».
И ещё. Софья Ковалевская одной из своих работ предпослала девиз: «Говори, что знаешь, делай, что должен, пусть будет, чему быть». И будет всё как надо, как мечталось.