Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.
Эссе «Я – учитель»
У каждого человека на земле своя миссия, своё предназначение. Выпускник Царскосельского лицея А.С.Пушкин виделся государю чиновником в Государственной Коллегии иностранных дел, мать И.С. Тургенева была уверена, что сын сделает карьеру вовсе не в области сочинительства. Кем бы ни мечтали родители видеть своего ребёнка …, он всё равно выберет свою дорогу, будь он Тургенев, Пушкин или Грибоедов. Мои родители хотели назвать меня Нонной в честь многократной чемпионки мира по шахматам Н Г. , но потом назвали меня Лианой в честь выдающейся скрипачки Л И. Я, думаю, имя в какой-то мере определило многое в моей судьбе: музыка и литература, искусство звука и искусство слова, сливаясь творят с человеком небывалое- окрыляют, одухотворяют, волнуют сердце и душу, не дают покоя, постоянно открывая перед ним новые дали. Такой далью стала для меня профессия.
Кто такой Учитель? Учитель - проводник маленького человека в большой мир, он ангел-хранитель, он как Данко отдаёт сердце своим воспитанникам. А перед учителем-словесником стоит и вовсе трудновыполнимая задача - научить подрастающее поколение не только читать и писать, но и беречь « наш дар бесценный-речь», неоценимое богатство наших предков - язык, постоянно постигать его тайны.
По точному замечанию поэта серебряного века М.Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни.
И хоть нелегок труд учителя, проблемы выбора передо мной не стояло. Я была твердо уверена, что нести детям неповторимую красоту языка А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского, Б. Л. Пастернака, М.Шолохова, В. Закруткина, воспитывать в будущем человеке любовь, доброту, отзывчивость, понимание, справедливость - мое призвание. И я не ошиблась. Разве не счастье для учителя знать, что завтра, когда он вновь войдёт со звонком в класс, то увиит множество блестящих любознательных глаз, услышит множество «как» и «почему». И в моих силах дать этим искоркам жажды знаний не потухнуть, а для этого нужно очень постараться. Нужно поддерживать интерес ребенка к книге, нужно сделать так, чтобы дети сами потянулись к знаниям. На уроках литературы они смогут постичь истинные ценности, отличать зёрна от плевел, стать уникальной, неповторимой личностью, которая сможет реализовать себя во взрослой жизни. Для этого у учителя есть много помощников - Родина, природа, история, родной язык…
Учитель... В это слово народ вложил глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом.
Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Так же , как не каждый может стать и настоящим учителем. Профессия учителя-словесника привлекает меня также своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше.
«Все начинается с детства», – сказал поэт. А детство – с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, родители, а в школе их заменяем мы, учителя. Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и помочь обрести веру в свои силы, поддержать, с которым можно поделиться самым сокровенным. И я рада, что для моих учеников, не всех, но многих, я стала именно таким человеком. В прошлом году одна из моих учениц, ныне учитель, участвовала в профессиональном конкурсе (сразу скажу успешно) и прислала мне своё эссе, мол дайте оценку. Мне было приятно, что мои дети меня не забывают. Я позволю себе процитировать только те строки, которые касаются меня: «В пятом классе пришла Она, мой классный руководитель и учитель русского языка и литературы Мгеладзе Лиана Эстатьевна. И для меня, и для моих одноклассников сразу стала примером порядочности, честности, любви к своему делу, к своей профессии, настоящим наставником. Каждый урок для меня был долгожданным, становился настоящим моментом постижения родного слова. И вновь, как тогда, в детстве, появилось желание стать такой, как Она, но желание уже вполне осознанное и мотивированное, обусловленное внутренней потребностью».
Мы живем во время компьютерных технологий и цифровой информации, во время раннего взросления девочек и мальчиков, очень уж мечтающих поскорей распрощаться с самой прекрасной порой в жизни человека- детством. А что такое детство? Оно, по мнению писателя В. Солоухина, «как почва, в которую падают семена… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые- злым чертополохом».
Поэтому в это непростое время на учителя ложится самая ответственная задача - удержать молодое поколение от плохих поступков, сделать так, чтобы каждый поступок имел в детстве свой положительный зародыш.
Сердцем выбрала я себе учительскую профессию много лет назад и ни разу не пожалела об этом. Труд мне радостен, и поэтому считаю себя счастливым человеком, состоявшимся в выбранной мною благороднейшей профессии на свете.
Учитель! Какое прекрасное слово.
Оно нашей жизни и свет и основа.
Сияет для нас путеводной звездой
И в мир новых знаний ведет за собой.
Учитель! Какое высокое слово!
Его повторяем мы снова и снова.
Наш старший товарищ, наш искренний друг.
Он – ключ, открывающий кладезь наук!
Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей.
Я – учитель русского языка и литературы. Понимаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная. Я должна буду отдать ей себя всю – иначе не стоило и начинать. Ведь, пожалуй, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя. Мало иметь только учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей.
Профессия учителя-словесника привлекает меня также своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше.
Говорят, что не мы выбираем дороги, а они нас. Мысль красивая, но не всегда верная. Во всяком случае, дорогу учителя люди выбирают сами. В отличие от других она не обещает ничего, кроме того, что ты станешь учителем.
Я сделала свой выбор.
Каждый из нас, и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, задает себе вопрос: в чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по- своему. Сейчас, когда за плечами опыт работы, я бы ответила на него так: ни с чем не сравнимая радость стоять у колыбели мысли и личности ученика, возможности видеть невидимое для многих — процесс взросления, становления человека. И я, учитель, не просто причастен к тайному тайных, от меня зависят и направление, и характер этого сложного и ответственного процесса.
Современная школа должна не просто давать знания. Она должна прививать детям умения планировать, настойчиво идти к поставленной цели; готовность исправлять свои ошибки, осознавать их, искать компромиссные решения, развивать творчество…
Настоящий учитель должен быть высокоэрудированным, интеллигентным, коммуникабельным, понимающим и любящим детей, чтобы по прошествии времени остаться в их памяти лучиком добра и света. Педагог нового века должен не только отвечать современным требованиям в преподавании и воспитании, но и создавать в классе атмосферу тепла, доброты, взаимопонимания и поддержки. Он должен оставлять все свои заботы и горести за порогом школы, потому что в ответе за радости и печали тех, кто вверил ему свою судьбу.
Быть учителем означает для меня прежде всего соблюдать следующие заповеди:
Люби детей!
Не навреди.
Ищи в детях только хорошее.
Научи детей думать и любить, быть сострадательными и милосердными.
Всё без принуждения.
Учитель – друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании.
Воспитывай, опираясь на природу ученика.
Непрерывно учись новому сам.
Мы живем во время компьютерных технологий и информации, во время раннего взросления девочек и мальчиков, очень уж мечтающих поскорей распрощаться с самой прекрасной порой в жизни человека- детством. А что такое детство? Оно, по мнению писателя В. Солоухина, «как почва, в которую падают семена… Они начинают прорастать. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые- злым чертополохом».
Безусловно, в это непростое время на учителя ложится самая ответственная задача - удержать молодое поколение от плохих поступков, чтобы каждый поступок имел в детстве свой положительный зародыш.