Эссе «Я – учитель»
Я – скульптор, но в руках у меня не глина.
Я - музыкант, но перед глазами совсем не ноты.
Я – хирург, но работаю без скальпеля. Кто я?
Я леплю человека. Я касаюсь струн его сердца.
Я срезаю опухоль с души. Я – учитель!
Наталья Чернова
(Из книги «Доверяю тебе мою боль и радость)
С самого раннего детства нам известны слова из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Действительно, к семнадцати годам я стала все чаще и чаще задумываться о главном занятии всей моей жизни…
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, а точнее - найти свое призвание!
Среди множества различных профессий на земле я выбрала профессию учителя. Кто и каким образом открыл во мне учителя?
Эта мечта пришла ко мне из детства. Примером для меня стала моя мама, Иванова Нина Андреевна, которая более сорока лет посвятила себя профессии учителя. Я абсолютно естественно, исподволь познакомилась с профессиональными навыками учителя, переняла от мамы отношение к профессии и даже своеобразный «кодекс чести», исключительную преданность и любовь к избранному делу.
Я мечтала стать хорошим учителем, поэтому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный. Из чего состояла и состоит жизнь моя? Уроки, планы, кружки, внеклассные мероприятия, конкурсы, работа с родителями, самообразование, методическая работа, педсоветы, совещания, конференции, семинары, обмен опытом, проверка тетрадей и только потом семья, общение с друзьями. Бывают дни, когда кажется, что всё делаю не так, как надо, чувствую усталость, хочу всё бросить и… Но звенит звонок, я вхожу в класс, вижу сияющие глаза, которые смотрят на меня, надеются, ожидают какого-то чуда, и я забываю обо всём, тону в этих лучиках света, тепла, надежды и любви.
Так какой же он - настоящий учитель? На мой взгляд, он просто человек, любящий разных детей: умных, странных, «трудных», независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых…
А какой он - современный учитель? Я считаю, что он, прежде всего, профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный, креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информированный, постоянно идущий вперёд; учитель - друг, учитель - мама, учитель - мудрец, учитель - патриот. Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности. Я верю в то, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы.
Учитель – это созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит? Таков и результат профессионального пути педагога.
Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и ощущали поддержку, - суть этической культуры учителя.
Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества - идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности.
Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Поэтому задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.
Я люблю свои уроки за то, что они многолики и разнообразны: они направлены на воспитание личности, гражданина, патриота. Для каждого из нас важна история, потому что это наша память, это тот факел жизни, который когда-то давным-давно зажгли наши предки. И я, как патриот России, своего края, сохраняя этот факел жизни, учу детей любить Родину, учу их быть думающими, ответственными гражданами, настоящими людьми. Я обращаюсь к страницам истории Отечества, потому что необходимо воспитывать в детях чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему народу, семье с детства.
Для меня патриотическое воспитание – это воспитание личности, преданной своему Отечеству, способной защищать его в любых условиях. Патриотическое воспитание учащихся в школе необходимо для того, чтобы каждый ребенок знал, что он будущий защитник своей Родины - мамы, папы, дома, школы, друзей, семьи…
Принимая детей в первый класс, я сначала знакомлюсь с семьёй ребёнка. Организуя данную работу, я создаю условия для исследования семьи. Оказывается «у мамы есть аттестат с одними пятерками и четверками», «папа служил на очень Дальнем Востоке», а «дедушка умеет играть на губной гармошке». Чем больше узнаешь о родных, тем больше хочется знать. И вот уже на презентации - детские проекты о семье: и фотоальбом, и генеалогическое древо, и домашняя газета, и семейный портрет. А сколько гордости в детском рассказе о своих предках! Сколько достоинства и любви! Детям есть на кого равняться, с кого брать пример. Любовь к семье поможет детям нести ответственность за свои поступки.
Богата история нашего села и Омска в целом. Я знакомлю детей с историей их малой родины по книгам, походам в школьный и районный музеи, через чтение местной газеты. Дети узнают ценность человеческой жизни. Они учатся уважать людей, гордятся своим народом. Как по- взрослому умеют скорбить дети у обелисков защитников Отечества, павших в боях за Родину, как торжественно звенят их голоса при чтении патриотических стихов на праздновании Дня Победы! История – это люди и их поступки. И эти люди такие знакомые, такие близкие. Они наши соседи, наши односельчане, наши земляки. Эти люди - часть нашего народа.
У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками.
Своё педагогическое кредо по вопросам отношений учителя и ученика я могу выразить словами С. Л. Соловейчика:
Нет двух отношений к ребенку —
Педагогического и человеческого.
Есть одно, и только одно, — человеческое.
В нелёгких современных условиях существования российского образования я отдаю свои знания, силы, талант и свою любовь моим девчонкам и мальчишкам. И порой сложно бывает заниматься творчеством (а ведь только такой вид деятельности наиболее оптимален в работе с детьми), но я стараюсь. Стараюсь быть Другом…
Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это встреча с новым, особо значимым человеком, которая может помочь маленькому человеку стать настоящим Человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем.
Школа вошла в мою жизнь давно, и я уверена, что навсегда. Школа - это не здание и не учебные предметы, а лица, характеры, личности моих учеников. Смотрю на своих детей и кажется, что это не они всего лишь год назад с трудом находили дверь своего класса, не они путали звонки с урока и с перемены. Постоянно задаю себе вопрос: «Как они себя чувствуют рядом со мной, что думают?» Так необходимо знать, что я им нужна здесь и сейчас, что я вселяю им уверенность в свои силы, и так хочется еще много лет каждое утро, заходя в класс, просто улыбаться им всем и говорить: «Здравствуйте! Мои хорошие!»
Многое меняется в образовании, но по-прежнему учитель – это мастер за которым стоят ученики.
Федоренко Елена Викторовна,
учитель начальных классов
МКОУ «Одесская средняя школа № 1»