Мой ориентир – профессионализм!!!
Мало обладать выдающимися качествами,
надо еще уметь ими пользоваться.
Ф. Ларошфуко
На чьё мнение можно ориентироваться в поисках ответа на вопрос, звучащий в теме эссе? На мнение тех, кто разрабатывает образовательные стандарты и педагогов, которые обучают меня будущей профессии, а может работодателя, к которому я хотел бы устроиться на работу? А вдруг мнения каждого из них различны, и как тогда мне 20-летнему парню, осваивающему специальность «Профессиональное обучение» (отрасль «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта») и желающему найти интересную работу после окончания колледжа, суметь соответствовать требованиям каждого из них? Как много вопросов, но поиск ответов на каждый из них, на мой взгляд, неизбежно приведет к понятиям «профессионализм», «компетентность», «квалификация» и пр. Мы часто произносим эти слова, и не всегда задумываемся над тем, как много за ними стоит.
Странно, но когда я узнал тему эссе, и в моем сознании появилось слово «профессионализм», я сазу обратился к большому энциклопедическому словарю и толковому словарю Владимира Даля. Но … не нашел его толкование. Что же получается – нет единого толкования, а значит каждый человек может по-разному его трактовать и вкладывать в него разный смысл? Попробую разобраться.
Я, как будущий мастер производственного обучения, знаю, что образовательный стандарт, которым я буду руководствоваться в своей будущей профессиональной деятельности, при подготовке специалистов ориентирует на формирование общих и профессиональных компетенций, за которыми стоит не только обучение педагогическому и методическому мастерству, но и способность применить полученные знания и умения на практике. Получается, мой профессионализм будет складываться из успешного освоения образовательной программы, где результатом станет наличие ряда компетенций.
Но … побывав на педагогической, учебной и производственной практиках и пообщавшись с потенциальными работодателями, я стал приходить к выводу, что квалифицированность современного выпускника колледжа, который придет к одному из работодателей, складывается не только из профессиональных знаний и умений. Необходимо также обладать еще набором личностных качеств, которые помогут реализовать все то, чему я научился за годы обучения в колледже.
Толчком к пониманию всего этого послужил мой первый опыт прохождения педагогической практики. Признаюсь, выступить в роли мастера производственного обучения перед студентами, которые являются почти твоими ровесниками было боязно. Присутствовал страх того, что кто-то колко пошутит или будет безразличен к моему присутствию, а может и вообще откажется выполнять подготовленное мною задание. Но, к счастью все прошло успешно, и я думаю, что помогло мне в этом наличие у меня таких личностных особенностей, как доброжелательность, умение принять, понять и быть внимательным к каждому из них, а также чувство юмора. Все это я возьму за основу в своей будущей профессиональной деятельности, все это станет необходимым условием реализации моих профессиональных навыков.
Вспоминая этот случай, не могу не отметить и мою встречу с руководителем образовательного учреждения, куда я пришел на практику (по сути, с потенциальным работодателем), который, к моему тогдашнему удивлению, вместо вопроса о моей компетентности задал вопрос, касающийся моей личности. Вместо вопроса «Ты умеешь?», я получил вопрос «Ты сможешь найти с ребятами общий язык?». Тогда меня это удивило, т.к. я считал, что главное грамотно изложить учебный материал, а личные взаимоотношения отношения с учениками здесь не причем.
Но … оказывается помимо профессиональных умений и навыков немаловажной составляющей компетентности выпускника колледжа является умение понять и принять каждого из обучающихся со всеми его особенностями и недостатками. Получается, что я, как мастер производственного обучения должен быть не просто компетентным специалистом в области педагогики и технического обслуживания автомобильного транспорта, но и ЧЕЛОВЕКОМ, который будет обладать качествами, позволяющими расположить к себе обучающегося, а значит все то, чему я буду его учить будет восприниматься им легче, благодаря налаженному психологическому контакту.
Все это, думаю, относится не только к профессиональной деятельности мастера производственного обучения, но и специалиста любого профиля. В любой профессиональной деятельности, на мой взгляд, личность специалиста является составляющей его профессионализма. Ведь все то, чему учат студента в колледже и то, что он продемонстрирует в своей будущей профессиональной деятельности, будет реализовано через «призму» личностных особенностей.
Именно это послужило причинной выбора мною эпиграфа к эссе, где приведены слова французского писателя Франсуа де Ларошфуко. Я понимаю, что наличие профессиональной компетентности без умения ее реализовать благодаря личностным качествам, недостаточно. Получается, что выпускник колледжа помимо «багажа» профессиональной компетентности должен быть ЛИЧНОСТЬЮ, которая верит в себя, не боится трудностей, открыта к контактами с окружающей действительностью и стремиться к постоянном саморазвитию.
Не знаю, может кто-то со мной и не согласиться, но думаю, что современный выпускник колледжа должен обладать в равной степени профессиональными навыками по специальности и набором личностных характеристик, которые позволяю актуализировать все то, чему тебя научили в колледже. Колледж «делает ставку» на формирование профессиональных знаний и умений, а работодатель ждет от вчерашнего студента демонстрации таких качеств личности, как активность, целеустремленность, стремление к профессиональному саморазвитию.