Рябова Евгения Николаевна
Учитель немецкого языка
МКОУ Криушанской СОШ
Эссе «Моя педагогическая философия»
О своей педагогической философии до решения об участии в конкурсе «Учитель года – 2018» я никогда не задумывалась. Сегодня села писать эссе и поняла, как это сложно. Тут же вспомнила своего классного руководителя, благодаря которому пришла в профессию. Именно Надежда Александровна, мой классный руководитель, привила мне любовь к педагогической деятельности. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, требовательности. Я видела, как любили ее дети, уважали родители, как она умела быть и строгой, и мудрой. С ней можно было поговорить по душам, но в то же время она легко сохраняла дисциплину в классе. Мне посчастливилось, потому что, становясь взрослее, я всегда видела перед собой и вижу до сих пор пример настоящего педагога, ведь сегодня я работаю в одном педагогическом коллективе с Надеждой Александровной. Профессиональное самоопределение для меня не было проблемой, потому что другой профессии, кроме профессии учитель, в своем будущем я особо не представляла. В 2010 году я вернулась в свою родную школу постигать все премудрости этой удивительной профессии.
И сегодня я учитель иностранного языка. Но до сих пор вспоминаю свои первые уроки, переживания, неуверенность, даже страх. Вижу, как пытливые детские глаза смотрят на меня, и думаю: «Как же не ударить в грязь лицом?» И тут же неожиданно для себя нахожу ответ: надо их заинтересовать. Я убеждена, что никакие доводы о значении изучения иностранных языков в наше время не помогут учителю в работе. Надо сделать занятия увлекательными, интересными, нестандартными, и тогда обучающиеся смогут и выучить слова, и понять сложный грамматический материал, и разговорные фразы. На уроке дети должны получать не только знания, но и радость от достигнутых результатов. А чтобы такое было возможно, в каждом уроке должна быть «изюминка», которая и сделает его живым, веселым и интересным.
Казалось бы, вот ответ на вопрос: как учить? Увы, ежедневно передо мной встают всё новые и новые вопросы. Совсем недавно объявила детям о том, что мы будем писать работу по лексике, поэтому попросила повторить слова. Один из обучающихся говорит: «Зачем повторять? Все равно на «два» напишу». И вот здесь возникает вопрос: «Что же делать?». Конечно, я убеждена, что использование инновационных технологий повышает мотивацию, позитивно отражается на результатах. Но в чем дело, если в каждом классе есть такие, которых, кажется, ничем нельзя заинтересовать. Можно найти несколько причин, позволяющих обвинить ученика. А можно подойти к нему с другой стороны и попытаться найти его достоинства, подбодрить, вдохновить. Это позволяет сделать индивидуальный и дифференцированный подход через учет личных интересов и особенностей развития. Только в этом случае обучающийся сможет пережить ситуацию успеха, то состояние, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Таким образом, найти достоинства, похвалить ученика – это первый этап продвижения к успеху.
Далее даю ученику право выбирать задания, что позволит ему оценивать свои возможности, успехи и неудачи, анализировать их. Такая самооценка одновременно является и средством мотивации.
Сейчас, анализируя свою ежедневную работу в школе, я сформулировала для себя несколько непреложных истин, составляющих мою педагогическую философию. Главная из них – это любовь к детям. Надо полюбить спокойного и вспыльчивого, шумного и малоподвижного, трудолюбивого и ленивого, общительного и молчаливого, ранимого, впечатлительного. Здесь сразу вспоминаешь слова В.Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаешь». Детей нужно принимать такими, какие они есть: со всеми их бедами, проблемами, недостатками. Любить одинаково каждого ученика. Любовь исключает насилие, унижение одного человека другим. Учитель всегда должен создавать атмосферу психологического комфорта, эмоционального благополучия, проявляя уважение к личности ребенка, какая бы ситуация не складывалась. Однажды у В.А. Сухомлинского я прочитала: «…если ребенок живет во вражде, он учится агрессии; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребенка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают, он учится верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Я уверена, что суть моей педагогической философии – любовь к детям. Это чувство живет в моем сердце, значит мне удастся и научить, и воспитать детей, которые будут не только владеть знаниями по предмету, но и смогут сами любить, заботиться друг о друге, сопереживать, быть счастливыми.
Любить детей – это значит и самому совершенствоваться, облагораживаться. «…стоит заняться воспитанием, чтобы увидеть все свои прорехи. А, увидев, начинаешь исправлять их. А исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитать своих и чужих детей и больших людей…», - писал Л.Н.Толстой.
Учитель может знать и любить свой предмет, отлично подготовиться к уроку, но дети – это то, к чему не подготовишься. Здесь нет известных ответов. Каждый день с ними – это испытание. Пройти его с честью поможет ещё и профессионализм в своей предметной области. Именно он позволяет учителю быть интересным для своих учеников. Вот почему я всегда нахожусь в постоянном профессиональном поиске.
Настоящий учитель должен иметь высокий уровень культуры, потому что является примером для подражания. Своим личным поведением, своими поступками, характером он формирует другого человека, воспитывает личность. Очень важно, чтобы учитель оставался человеком. Мы не должны превращаться в роботов, которые знают только отметки и свой предмет. Поэтому я каждый день веду работу над собой, чтобы быть именно таким учителем.
Каждый день, входя в школу, я чувствую волнение. Что «день грядущий мне готовит»? Какие открытия принесет? Мне приходиться и радоваться, и грустить, сопереживать, надеяться на лучшее. Но ни в коем случае не разочаровываться. Когда я вижу детские глаза, милые улыбки, слышу звонкий смех, то все мои проблемы остаются где-то далеко. А я день за днем веду детей по дороге знаний, учу иностранному языку, учу различать добро и зло, познавать себя и окружающий мир.
Я прекрасно понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. За годы работы я поняла, что мастерство учителя – это не просто какая – то удача или счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, взлётами и падениями. Здесь главное – верить в себя, свои возможности, в свое предназначение.
Еще мне очень важно, чтобы каждый ребенок, уходя с моих уроков, хотел бы ещё и ещё раз встретиться со мной. И если дети будут ждать завтрашнего урока – мой труд успешен.
И после уроков, закрывая дверь опустевшего класса, я понимаю, что школой, детьми я дышу, я живу, что нет более важной, интересной, сложной работы, чем учительский труд.