СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Моя педагогическая философия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе "Моя педагогическая философия" - это мои размышления о профессии учителя.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Моя педагогическая философия"»

Эссе

«Моя педагогическая философия».

Вся гордость учителя в учениках,

в росте посеянных им семян.

Менделеев Дмитрий Иванович

Почему-то именно сейчас, когда луна смотрит в окно, когда тепло и уютно не только в доме, но и на душе, не хочется лезть в дебри педагогики, технологии, писать заумные фразы... Почему- то именно сейчас, совершенно спонтанно рождается вот такая СКАЗКА.

У матери было три сына. Выросли сыновья, и настало время начинать свою взрослую жизнь. В один прекрасный день позвала она своих сыновей и дала каждому в руки горсть зерна. «Постарайтесь из этих семян вырастить прекрасные цветы»,- сказала мать. Принялись сыновья за дело.

Старший сын вскопал клумбу, посадил семена, но рядом с его садом не было источника воды. Тогда старший сын стал копать колодец. Он так увлекся строительством, что совсем забыл полить клумбу с семенами. У него получился крепкий, каменный, красивый колодец, с чистой прозрачной водой. А семена так и не взошли, о них так старший сын и не вспомнил.

В тот день, когда средний сын решил посадить свои семена, на его пороге появился больной старик – странник, который еле-еле держался на ногах. Приютил он старика, стал лечить его. Поправился путешественник, встал на ноги. А семена так и остались лежать на полке, забыл о них средний сын.

Младший сын выполнил просьбу матери. Посадил он семена. Вовремя поливал растения, пропалывал. Если растение вдруг начинало чахнуть, отставать в росте от других, он подкармливал его удобрением. Если цветок был слабеньким и склонялся к земле, он делал подпорку, чтобы он не сломался. А еще он каждый день разговаривал с растениями. Рассказывал им все новости, спрашивал, как они провели день и ночь. И расцвели прекрасные цветы всем на удивление. Таких цветов не было ни у одного садовника. Растения отблагодарили его за проявленную заботу.

Собрала мать сыновей и сказала старшему сыну: « Не смог ты вырастить цветов, но построил отличный колодец. Быть тебе хорошим строителем». Обратилась она к среднему сыну: «Не посадил ты ни одного зернышка, но спас человеку жизнь. Быть тебе хорошим врачом». А младшему она сказала: «Ты, сынок, вырастил прекрасные цветы. Любой хороший садовник может вырастить сад и получить много плодов. Но ты вложил в свои цветы душу, с каждым разговаривал, за каждым ухаживал и помогал им не отставать от других. Поэтому быть тебе хорошим учителем».

Душа ребенка подобна зерну прекрасного Чудо-Цветка. «Но расцветет ли он?» - зависит от учителя. Главное - не забыть в горшочек с заветным зернышком, наполненным умом и логикой, чаще подсыпать удобрение, смешанное в равных количествах с музыкой, песнями, стихами, живописью... Верой, Надеждой и Любовью.

Действительно, учителем может стать не каждый. А кто? Понятно, что этот человек должен любить детей, быть добрым, обладать соответствующими знаниями и тд. Но я думаю, что для современного учителя этого мало.

Современный учитель... Какой он?

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, мы педагоги. Педагогической деятельностью я занимаюсь 27 лет. Помню, что после института моя задача заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня передо мной стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Я не сомневаюсь, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят, их гражданской позиции, чувства ответственности за судьбу Родины.

Л. Н. Толстой говорил о том, что «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

А можно ли назвать современным и совершенным учителем того, кто не занимается своим самообразованием, ничему не учится? Вовремя осознав грядущие перемены в образовании, я решила учиться всему новому. Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Именно это является одной из причин моего личного участия в обучающих, практических семинарах, научно-практических конференциях. Именно поэтому я стала активным участником реализации проекта ИСО в Хабаровском крае. Работая 7 лет методистом в ММЦ района имени П. Осипенко, я изучала новые информационные технологии и передавала эти знания другим педагогам. Полученные знания позволяли участвовать в различных конкурсах и с учителями, и с учениками, занимать призовые места, повышать мотивацию и педагогов, и учащихся.

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?...

Всем известно, что способности, в том числе познавательные и творческие, развиваются, а склонности и интересы формируются. Происходит это только в процессе деятельности. В познавательной исследовательской деятельности развиваются умение учиться и способность к самостоятельному познанию.

Каждый школьный предмет — это особый способ достижения действительности. Связывая своей деятельностью науки в одно целое, ребенок становится целостным. В будущем такой человек не допустит разрушения мира, ибо считает себя его частью. И знания будут прочны в том случае, если представлять себе их практическое применение. Развитие личности как и развитие общества в целом невозможно без гуманного отношения, основанного на культуре и традициях нации.

Чему же должна я учить, чтобы состоялось развитие личности ребенка, чтобы он мог осознать свое место в обществе, чтобы мог работать на благо общества? Быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять ребенка, чтобы он получал радость от приобретенных знаний.

Но как же книжные знания, сухую информацию увязать с проявлениями человеческой души, любовью, сердцем? Этим как раз и занимается образование на основе общечеловеческих ценностей. Любая тема любого урока преподносится через призму человеческих отношений, законов мироздания, законов гармонии и любви. Именно поэтому в школе, в которой я сейчас работаю (МБОУ СОШ № 26), отведена особая роль  формированию у подрастающего поколения гражданственности, реализуется воспитательная система «Школа правовой культуры». Правовое воспитание учащихся начинается с момента поступления ребенка в школу, через всю вертикаль обучения: и в учебно-познавательной, и во внеучебной деятельности, при изучении любой школьной дисциплины, при организации любого вида деятельности и отношений. Чтобы принять активное участие в реализации воспитательной программы школы, я разработала воспитательную программу класса. Моя главная задача - подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества, потому что общество ждет от школы гражданина.

Труд учителя неимоверно тяжел, но столь же и интересен, он дает возможности безграничного творчества. Оказавшись в трудной ситуации, вспоминаю совет психологов: «Не можете изменить ситуацию, измените своё отношение к ней». Всегда находятся те, кто может мне помочь, те, кто меня окружают: учителя — единомышленники и ученики.

Быть учителем трудно, но возможно. Главное, надо учиться быть счастливой. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Как и любой человек, я люблю шутить и улыбаться. Я всегда вспоминаю замечательные слова «того самого Мюнхгаузена»: «Серьёзное лицо — ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель — человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит мне удовлетворение, новую энергию. Принципы, которые я хотела бы реализовывать в своей работе, можно выразить следующей формулой: традиционность — новаторство — мастерство. А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих: любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.

Но главная формула успеха — это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Для меня очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.