Эссе «Я - учитель»
«Прежде всего
в ученике надо видеть человека,
а не хранилище знаний»
В.А. Сухомлинский.
Как человек приходит в школу? Что для него является отправной точкой? У одних – это детская мечта, с которой невозможно расстаться всю жизнь; другие признаются, что именно первый учитель влюбил в профессию, некоторые – продолжатели учительских династий.
Наверное, не покривлю душой, если скажу, что я – удачливее всех: и мечта была, и та, на которую хотелось походить, и папа – педагог. Конечно, теперь трудно сказать, что именно определило мой выбор, но ведь это и не главное. Важно, что и вот уже три года примеряю на себя мундир учителя начальных классов – моя мечта сбылась.
Когда же началось рождение? Думаю, с желания подражать старшему брату «проводить опыты» над цифрами и буквами. Но я пошла дальше: тайком проверяла его тетрадки, помечая «ошибки» простым карандашом. Когда же в очередной раз меня застукали за «нелёгким» трудом, переключилась на соседних ребятишек. Как сейчас помню, уже тогда мне нравилось «руководить учебным процессом», объяснять и наставлять непослушных подружек. Они прислушивались к моим требованиям, не роптали на строгость. А я в душе ликовала: мои младшие приятели признали во мне учительницу.
Да, несомненно, всё начинается с детства. А детство – с семьи и школы, а ещё, мне кажется, с первой учительницы! С теплотой и благодарностью вспоминаю Кайнову Галину Владимировну, с которой я начала постигать мир чисел и слов. Стройная, красивая. Такой она запомнилась, когда я впервые перешагнула порог школы. Мне хотелось ей во всём подражать: в умении выглядеть безупречно и всем сердцем любить детей. Озорников и тихонь, ласковых и ершистых, зубрилок и лентяев – всех нас Галина Владимировна окружала заботой, теплом и вниманием. Строгая на уроках, прощала нам детские шалости и обиды.
Умея рисовать и шить, мастерила нам новогодние костюмы и поделки для мам. А ещё умела «заразить» своей идеей, и мы с радостью бежали на её репетиции. Она могла быть и режиссером, и костюмером, и главной героиней спектакля. И мы, не посвященные в её перевоплощения, замирали в изумлении.
Каждый её урок – это был маленький праздник. Яркие, красочные, эстетические наглядности, выполненные её руками, превращали урок в волшебство. И всё это для того, чтобы увлечь своих малышей, заставить думать, делиться мыслями. И всё ей это удавалось.
Оглядываясь назад, могу признать, что моя первая учительница повлияла на мой выбор, не дала погаснуть моей мечте. Однако, теперь я это точно знаю, не последнюю роль в этом сыграл и мой папа – Тагильцев Василий Романович. Он пришёл в школу работать наставником у старшеклассников и преподавателем машиноведения, в 1979 году, когда создавались первые ученические бригады. Уважали его мальчишки за терпение, доброжелательность и открытость. Объясняя, заставлял каждую деталь машины или трактора подержать в руках, знать её предназначение. Порой, как вспоминают бывшие его ученики, был настойчив в своих требованиях, но никаких нотаций. Умел найти язык с каждым, хотя самому тогда было лишь 26 лет, не на много старше своих воспитанников. Но его слушались: умел работать без ругани и криков, уважал достоинство каждого. Вместе с ребятишками садился за руль комбайна или трактора в уборочную страду, устранял поломки, возвращаясь домой далеко за полночь, уставший, но довольный. Но радости не было границ, когда за высокие показатели члены ученической бригады вместе с наставником в 1982 году были награждены поездкой в Москву на ВДНХ. Да, мне было, у кого учиться. Разные по характеру, они любили детей, заботились не столько о передаче знаний, сколько о внутреннем их мире. Стремились, чтобы ребячьи сердца были открыты навстречу добру, чтобы глаза каждого светились теплотой. Поэтому после педпрактики твёрдо решила, что я не изменю своей мечте, что школа и дети – это часть моей жизни, полная радости и тревог, бессонных ночей и удовлетворения. Я стала учителем.
Позади три года работы с малышами. Да, мой педагогический стаж невелик. Но за эти годы я твёрдо усвоила, что мастерство учителя не случайная удача или счастливый лотерейный билет, а систематический кропотливый и тяжёлый труд. Иногда хотелось всё бросить, но проходило время, и разочарование сменялось радостью. Я видела глаза моих ребятишек, такие чистые и непосредственные, распахнутые навстречу мне, и обиды забывались. Встречаясь с моими озорниками, заражаюсь их энергией, включаюсь в их переживания, радуюсь их победам. За эти они годы выросли, изменились, а вместе с ними менялась и я. Стала требовательнее, терпеливее, внимательнее. Стараюсь быть доброй со всеми, но не добренькой. Пытаюсь подобрать для каждого свою высоту, видеть и отмечать малейший успех. Справедливо указываю на промахи, при этом, не унижая самолюбия. Конечно, не всё так гладко, как хотелось бы. Но порой из неудач и маленьких радостей, сомнений и размышлений и состоит педагогическая деятельность. Девизом которой я взяла слова Антуана де Сент Экзюпери «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце»!