СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на конкурс "Учитель года-2016 г"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема эссе "Я -учитель".Раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражены принципы,подходы к образованию, свое понимание мысли педагога в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Эссе на конкурс "Учитель года-2016 г"»

Эссе «Я - учитель»


«Нельзя забывать, что ребёнок, не испытавший радости от ученья,

не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек.

Дать ребёнку ощутить радость труда,…

наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства

первая задача педагогики»

В.А. Сухомлинский



Один человек захотел найти идеального учителя. Он побывал в разных школах, учился разным наукам, многое познал. Но ни один учитель не мог удовлетворить его. Один был слишком тих, другой - слишком резок, третий - требователен, четвертый - ленив. И вот повстречал этот человек ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ. Пал он пред ним на колени и сказал: " Учитель, я исходил много земель, я пытался найти совершенного учителя. Ты - идеал. Возьми меня в ученики! " Учитель окинул просящего взглядом и ответил: "Не могу. " "Но почему? " - воскликнул тот. "Просто Я ищу ИДЕАЛЬНОГО ученика".

И сразу же рождается шутка Ш.Петефи «Школьник, это еще ничего, из которого может выйти всё». Добавим: если рядом с ним будет ИДЕАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ.

Кто же такой ИДЕАЛЬНЫЙ учитель?

В толковом словаре В. И. Даля «учитель» понимается как «наставник, преподаватель». А идеальный учитель не просто дает нам знания своего предмета. Он учит жить, жить в этом многоликом сегодняшнем мире.

Среди качеств идеального учителя, названных россиянами при опросе, считаются - терпеливость (ответили 33% опрошенных респондентов старше 18 лет), профессионализм и превосходное знание преподаваемое ученикам предмета (30%), любовь к детям и доброта (18%), выдержка и стрессоустойчивость (11%), а также: чуткость, чувство юмора, вежливость, строгость, железное здоровье, уважение к ученикам, умение найти свой подход к каждому ребенку.

Разве велик человек, попавший на страницы учебника истории? Нет. Там злодеев и негодяев больше. По моему мнению, велик человек, сотворивший шедевр. Ведь чтобы сотворить шедевр, нужно любить людей, необходимо бескорыстно и самозабвенно отдавать себя другим. Жить и работать на протяжении многих лет, стать мастером своего дела. Шедевр учителя— это его жизненный и профессиональный путь. Это тысячи трудных и важных часов, это время, что он отдает своим ученикам. Ученикам разным и многоликим.

Идеальный учитель – Мастер. В моей жизни встретились мастера – это учитель географии Захарова Тамара Борисовна, учитель биологии – Пашкова Виктория Дмитриевна, учитель истории и обществознания- Тормозова Татьяна Викторовна, учитель химии – Сергеева Ольга Николаевна, учитель литературы -Таратина Валентина Николаевна, учитель математики и классный руководитель Алешичева Надежда Валентиновна. Это яркие и разные личности, но они так в совершенстве владели педагогическим мастерством… У каждого своя изюминка, а что-то у них получалось идеально. И вот, что странно: им удавалось то, на что способны не каждые учителя, они отдали нам ученикам частичку себя, свои универсальные знания, бесценный жизненный опыт, который мы бережно храним и передаем новым поколениям, мы используем его в своей жизни. И так захотелось быть похожими на них, а, значит, быть учителем! И хочется сказать Вам: «Учитель! Низко кланяюсь тебе, и благодарна за тебя своей судьбе».

Сначала по окончанию школы передо мной был сложный выбор: где учиться и куда пойти работать. Любимые предметы: биология, география, история, литература. Занималась в кружках (вязание, макраме, фотография, умелые руки) Дома пионеров (теперь Дома детского творчества). Посещала спортивные секции (легкая атлетика, баскетбол), каждое лето ездила в спортивно-трудовые лагеря, лагеря актива. Много читала книг о природе, о путешественниках и странах, мечтала о подводном мире, членство в географическом клубе «Глобус», и хотела стать ученым-океанологом, как Жан Ив Кусто, восхищалась путешествиями Тура Хейердала, исследованиями в Арктике, но это вдруг стало несбыточной мечтой, так как на тот момент по состоянию здоровья я могла заниматься только умственным трудом. В старших классах училась в Школе будущего учителя географии, биологии- решала задачи и контрольные работы, вместе с моими наставниками Тамарой Борисовной и Викторией Дмитриевной проводила исследования.

И вот, я – студентка Вологодского государственного педагогического института. Слова известного географа “Выпускник геофака должен уметь обращаться как с лопатой (полевые практики и экспедиции (мое прим.) так и с компьютером” актуальны и теперь. Своим ученикам я говорю: …Если вы в душе романтик, хотите много путешествовать, познавать Природу во всех ее проявлениях, созерцать и наслаждаться красотой земных ландшафтов, воспитывать в себе стойкость духа и физически себя закалять, то вам прямая дорога на географический факультет классического университета или педагогического вуза.


И вот, я – учитель! Как сказал В.Каганский: «Чувствую себя географом почти три десятилетия. Продолжаю становиться географом, этому нет и, надеюсь, не будет конца». Наверное, это и обо мне. Работа – это огромная составляющая жизни человека. Когда ты находишь своё призвание в жизни, работа превращается в увлекательный процесс, который способствует полной самоотдаче и производительности труда. Интерес к изучаемому предмету зависит оттого, как преподаватель сможет донести до ученика информацию, ведь даже самый скучнейший, ненавистный предмет превращается в праздник, если его ведет человек, полностью отдающий себя своему делу, увлеченный и понимающий учеников с полуслова. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость, идеальным быть»- это мое педагогическое кредо.

Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Федеральный государственный стандарт общего образования выдвигает в качестве главных задач школы формирование общей культуры ученика, решение в процессе обучения мировоззренческих, развивающих и воспитательных задач, задач социализации. Поэтому школа должна обеспечить учащегося универсальными навыками. Моя методическая тема «Создание условий для самореализации обучающихся на уроках географии посредством использования активных методов обучения на различных этапах урока ФГОС». Сущность опыта заключается в создании условий, способствующих максимальной самореализации учащихся в процессе обучения через их привлечение к самостоятельному творческому поиску, осмысления учителем важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения на разных этапах урока, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Моя цель достигается через выявление педагогических условий, обеспечивающие самореализацию учащихся в учебном процессе. Создать благоприятный нравственно-психологический климат в классе на уроках мне удаётся через использование новых педагогических технологий,различные формы обучения методические приемы, что дает каждому ученику счастливую возможность для полноценного развития личности ,достижения совершенства в учении и в обучении, не потому что у нас учителей есть добродетель совершенства, а потому что мы действуем правильно, систематически и здесь необходимо процитировать слова Аристотеля о том, что «Совершенство - это искусство, которое достигается тренировкой и выработкой привычек. Совершенство – не поступок, а привычка». Привычка быть счастливым, успешным! Каждый ребенок должен ощущать и веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Учительский труд – ежедневный! И снова я иду на урок! Мне, как учителю, стремящемуся к идеалу, важно установить эмоциональный контакт с учеником, понять его, разобраться в его внутреннем мире, выявить те потребности, способности, которыми он уже обладает. Помочь маленькому человеку понять самого себя, осознать свой потенциал. И тогда мои ученики, вместе со мной переживают удивительное приключе­ние в мир знаний , мир географии, развиваются, применяют умения полученные на уроках географии в том числе и на других предметах, становятся успешными, а значит счастливыми. И я счастлива! Их целеустремленность, жажда знаний, интересные вопросы, любознательность всякий раз, будят во мне новые идеи, интерес использовать новые методические приемы и новые формы урока, чтобы вместе с ними разрабатывать ситуационные задачи, проводить эксперименты, исследовать проблемы и реализовывать проекты. \


Меняются дети, меняются учителя! Сегодня, спустя более 20 лет от начала педагогического пути в школе, я вижу, что на этом пути к идеалу были радости и огорчения, взлёты и падения, успехи и неудачи. Вместе с детьми я работаю над собой, стараюсь изменить в себе то, что меня не устраивает. Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость  в постоянном  самосовершенствовании, потому что без этого стремления невозможно стать профессионалом. Профессией педагога сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Учимся, приобретая накопленные другими поколениями знания, учимся жить среди людей, учимся быть добрыми и сострадательными, учимся быть счастливыми, приносить радость всем кто встретиться на пути. Учить других педагог начинает с себя. И здесь я не могу не согласиться с высказыванием К.Д. Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться – в нём умирает учитель».
Наша школа была и остается истинным храмом учения и постижения наук, а я в нем «УЧИТЕЛЬ».

И закончить я хочу словами песни, которую сочинила в 90-е годы:


«Первое сентября, снова опять в школу,

первое сентября, день настает новый,

Встретиться каждый рад с другом своим старым

И первый учитель, добрый наш, поможет стать правым.

И первый учитель, добрый наш, поможет стать правым.

Милая школа, родная, как тебя я люблю!

Милая школа родная, песню тебе я пою

Милая школа родная, счастья желаю тебе

Милая школа родная ,я присягаю тебе!