СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему "Я - учитель"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представлена на муниципальный конкурс "Учитель года". Автор статьи раскрывает мотивы выбора учительской профессии, собственные педагогические принципы и подходоы к образованию, размышляет о миссии педагога в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему "Я - учитель"»

Эссе на тему «Я – учитель»

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным…»

(Л. Толстой)

Замечательные слова великого русского писателя Л.Н.Толстого. Больше всего в них мне нравится слово «призвание». Это путь, дорога, которую выбирает себе по жизни человек. Как не ошибиться в этом выборе и достойно пройти свой путь? Какой была моя дорога?

Моя дорога… Никогда не стоял вопрос о том, кем я буду. Насколько себя помню, постоянно с детства играла в школу. Нарезанные маленькие сшитые тетрадочки. Куклы – ученики. Помню слова своей классной руководительницы Романчук Людмилы Михайловны: «Вот Люда Михайлова правильно собирается выбирать профессию – стать учителем». Дочка тоже в детстве играла в школу. Даже в письме дедушке Морозу она просила подарить ей комплект учебников для 1-го класса. Со временем мечта поменялась. И я, наверное, этому рада. Не потому, что сейчас это не слишком престижная и денежная профессия. Нет. Просто «гореть» на работе, и дома думать о работе, ложиться спать и опять думать о работе может не каждый человек, решивший стать учителем. Сначала школа, ученики, а потом - семья, муж, дети. Компромисса быть не может.

Никогда не стоял вопрос о том, где работать. Не в городе, только в деревне. Это тоже давний осознанный выбор. Деревенские дети – дети особенные, другие, не такие, как городские . Они добрые, открытые, более дружелюбные. Может, и не хватает им общего культурного развития, есть пробелы в поведения, воспитании. В отличие от городских детей, они не совсем понимают ценность образования, их труднее замотивировать на хорошую учёбу, потому что иногда пределом мечтаний деревенских мальчишек становится работа на фуре или тракторе. Но то, что они намного добрее, искреннее, ближе к земле, к истокам, – это точно.

В связи с этим вспоминается урок внеклассного чтения по книге В. Распутина «Прощание с Матёрой». Помимо урока, дети посмотрели ещё фильм о писателе «В. Распутин. Река жизни». Наибольшее впечатление произвела сцена, где перед затоплением деревни жителям был организован прощальный праздник. Кругом веселье, танцы, прыгающая на батутах малышня. Рядом – три подвыпивших мужичка, которые рассуждают о том, что же у них останется в памяти после переселения в другое место. И вдруг один из них, наконец-то осознав, что происходит, медленно говорит: «Ведь это - родина моя…» И … заплакал. Родина, которая у него была, а теперь не будет. Совсем как у бабки Дарьи из повести Распутина. Кто-то в классе захихикал, а кто –то сидел и просто молчал. О чём тут можно было спрашивать? О чём беседовать? Ответы я читала по лицам детей. Они тоже учились в данном учебном заведении последний год, а дальше школе предстояла реорганизация. После мероприятия я получила замечательные эссэ на тему « С чего начинается родина?» Тема памяти, верности родным местам, родному дому детьми была понята, и можно надеяться, что слово «патриотизм» для них не пустое слово и они не останутся «Иванами, не помнящими родства».

Вот уже несколько лет Красногорской школы нет. Есть «Начальная школа-сад д. Анишино», переведённая в здание детского сада. Старшие классы теперь ездят учиться в Сазоново. Но я думаю, что для них это была не просто школа. Это была одна большая «малокомплектная» семья. Все друг друга знали, дружили, все вместе участвовали в общешкольных мероприятиях, ставили спектакли .Учителя действительно были «классными мамами». Особенно любили дети своих первых учителей – учителей начальных классов. Ещё долгое время заходили они в гости поделиться впечатлениями о новой школе или помочь организовать для малышей праздничное мероприятие. Однажды я наблюдала сцену, как бывшие ученики со всех ног бежали со школьного автобуса, чтобы успеть к учащимся начальных классов на Новогодний праздник.

В последние годы существования школы судьба, видимо, напоследок подарила мне замечательных и благодарных учеников. Это были «именины сердца», как сказал бы гоголевский Манилов. Все ребята учились только на «4» и «5», прекрасно сдали и выпускные экзамены в 9 классе, не подвели и при сдаче ЕГЭ в 11 классе .Почти все поступили в высшие учебные заведения.

Вспоминаются и курьёзные случаи. Был у меня ученик, который на вопрос, что он читал к уроку внеклассного чтения, всегда отвечал: «Конёк-горбунок». И так было почти каждый раз. Или уверял, что читал «Вечера на хуторе близ Диканьки», но рассказать ничего не мог. Оказывается, он «честно» читал, но только предисловие к данному изданию. Ну как можно было сердиться на такого ученика? Зато сейчас это взрослый состоявшийся человек, любящий муж и замечательный отец.

Наверное , важно не только то, чему учишь, но и как учишь. Детей надо любить. Это моё педагогическое кредо. Без понимания этого в школе делать нечего. «Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета», - говорил В.А. Сухомлинский. Удивительно, но самый распоследний двоечник всегда поздоровается при встрече. Может потому, что сил, душевных, вкладываешь в него больше, и ребёнок это чувствует. Он понимает, что его любят и желают ему добра, которого так не хватает в современном мире. Уроки доброты, полученные в школе не забываются.

Я часто вспоминаю место своей прежней работы. После окончания института я приехала в Красногорскую школу и проработала в ней 30 лет. Я часто вспоминаю замечательных учителей – Кузнецову Т.В., Кузнецову В.Г., Скобелеву В.И., Самоглядову Т.Н., Лебедева В.А. Их уже нет в живых, но это действительно были не только профессионалы своего дела, но и люди , которые все свои знания, всё тепло своей души отдавали детям, и дети их любили.

Сейчас на месте школы одинокое пустующее здание. Видеть это невыносимо больно. Но что делать? Такова судьба не только нашей школы.

Сейчас я работаю в другой школе, где такой же замечательный дружный творческий коллектив. Я помню то чувство, когда после вынужденного перерыва я вновь села за конспекты. Это действительно непередаваемые ощущения. Мне ещё есть, что сказать детям. Мне ещё есть, что отдавать. В своей работе я использую новые педтехнологии, различные инновационные методики, ИКТ. Но мне кажется, ничто не заменит живого общения Учителя и Ученика. Любовь к слову, внимание к слову, любованием словом – вот это главное на уроках русского языка и литературы. Мне ближе уроки литературы. Здесь непочатый край для того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное». Хочется верить, что это не только уроки знаний, но и уроки доброты, уроки жизни.

Я учитель старой закалки, и в первое время, с введением ФГОС, мне приходилось «ломать себя» и в корне менять формы и методы работы. Я понимаю необходимость новых подходов в системе образования и то, что работать по-старому уже нельзя. Я принимаю основное требование современных стандартов – не просто учить, а научить ребёнка учиться. Но меня беспокоит уменьшение количества часов на русский язык и литературу (например, в 8 классе: 2 часа на русский язык и 3 часа на английский язык), общее снижение грамотности учащихся и нежелание детей читать.

Каким же должен быть современный учитель? Он должен находиться в постоянном творческом поиске, соединять в себе любовь к делу и к ученикам, уметь не только учить детей, но и самому учиться. Смысл своей работы вижу в том, чтобы выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей получать радость от приобретенных знаний для того, чтобы окончив школу, они нашли свое место в обществе.

Всю жизнь проработав в сельской школе, я ни разу не пожалела о своём выборе. Я – сельский учитель, и в этом моё призвание.

Моя дорога… Я готова по ней идти и идти.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!