Эссе на тему «Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования»
Щербакова И.А., педагог-психолог МКДОУ «Детский сад «Теремок», Свердловская область, р.п. Верхнее Дуброво.
За последние годы сформировалась определенная проблема увеличения количества детей нуждающихся в индивидуальном психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении. Какова роль тьютора в данном вопросе, а именно в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования, я попытаюсь разобраться.
Обратимся к существующему опыту тьюторской деятельности в инклюзивной практике города Москвы при сопровождении детей с ОВЗ в общей школе в рамках инклюзивного образования.
Несомненно, что «тьютор» вызывает множество вопросов и дискуссий как у работников образования так и у родителей, как социальных заказчиков на получение образования детьми. Но не могу согласиться с мнением что, компетенции и функциональные обязанности тьютора четко не определены, деятельность тьютора в инклюзивном пространстве не регламентирована нормативными документами. Данные вопросы хорошо освещены в приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г. № 593 «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», даже учитывая то, что тьюторство является новой в российском образовании педагогической деятельностью, нацеленной на создание эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Не согласна с мнением автора в том, что именно тьюторство может способствовать не только развитию более индивидуализированного обучения, но и такой системы воспитания, где тьютор содействует максимальному развитию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей. Отчасти согласна с тем, что тьюторство должно способствовать перестройке всей системы образования.
Проблема инклюзивного и интегрированного образования мне очень близка. И почему я не в полной мере согласна с мнением автора опыта работы, опишу далее.
Конечно же важным условием успешности инклюзивного образования является система психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей с ОВЗ.
Сначала я бы хотела кратко написать о тьюторе и тьюторстве в целом.
Тьютор — это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее), координирующий поиск информации обучающимися для самообразования.
Основной целью тьютора является персональное сопровождение обучающегося в процессе его становления в образовательном пространстве образовательной организации.
Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий, индивидуальных учебных планов, выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.
Чем же занимается тьютор в образовательной организации?
Содержание деятельности тьютора:
составляет план работы с обучающимися (воспитанниками) на учебный год и предоставляет его на утверждение директору школы (заведующей ДОУ);
организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися (воспитанниками);
ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся;
отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимым ими исследовании;
заполняет раз в четверть соответствующие его функционалу разделы портфолио обучающихся;
подводит итоги успеваемости и составляет с обучающимися план ликвидации пробелов и задолженностей;
представляет администрации отчеты по итогам полугодия, года, промежуточной и итоговой аттестации.
Если мы вчитаемся в каждое слово, можно проследить явное пересечение функционала педагога-психолога и тьютора.
На собственном 13-летнем опыте работы педагогом-психологом в ДОУ, все, что должен делать тьютор в учреждении, легли на мои плечи. По моему мнению, основным специалистом процесса сопровождения на современном этапе внедрения инклюзивного образования является педагог-психолог учреждения, являясь, по сути, неким накопителем ресурсов и координатором в сфере обеспечения интегрированных форм образования. Вот современная реальность тьюторского сопровождения.
Далее опишу опыт своей работы.
На базе нашего учреждения действует психолого-медико-педагогический консилиум, где руководителем процесса сопровождения является педагог-психолог. Консилиум участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, отслеживает динамику развития ребенка, оценивает успешность ребенка с особыми образовательными потребностями в освоении программ и в случае необходимости вносит необходимые коррективы. Члены консилиума (все участники образовательного процесса) помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения, а также в случае необходимости проводят индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, консультируют родителей. С учетом выявленных проблем, на основе ведущего для данного возраста вида деятельности составляются индивидуальные программы обучения и развития. Проводится коррекционно-развивающая работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими ОВЗ, как дополнительная и необходимая составляющая их успешной социализации.
На первый взгляд, все бы казалось замечательно. Но и у нас есть свои проблемы. И введение ставки тьютора в учреждение, возможно, решит некоторые вопросы, например: более широкий охват необходимых специалистов; координацию деятельности участников процесса сопровождения и др.
Достаточно остро стоит проблема недостаточной компетентности педагогов и родителей в вопросах инклюзивного и интегрированного образования, и тьюторского сопровождения, так как не имеют достаточных знаний и необходимой информации. Лишь по этой причине отрицательно, вернее сказать негативно относятся к инклюзивным группам и инклюзивному образованию в целом, говоря при этом «…почему все им, что мой ребенок хуже…». Мы не делим детей на плохих и хороших, просто есть те, у которых особые образовательные потребности.
Основываясь на собственном опыте деятельности, я могу сказать что на современном этапе развития образования ни родители, ни педагоги не готовы принять детей с ОВЗ в свои детские коллективы. Воспитатели говорят «… это ребенок не такой как все, не от мира сего (он ненармальный) и поэтому им должен заниматься педагог психолог, это ваша прерогатива, что хотите с ним то и делайте, главное, чтобы он нам не мешал и не портил мониторинговые показатели группы…». В результате получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательного учреждения не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. И вся беда в том, что общеобразовательное учреждение пытается избавится от тех, которые не вписываются в так называемую норму.
На мой взгляд, еще одна очень большая проблема, которая не решится без участия органов власти – это материально-техническое оснащение и кадровое обеспечение учреждений.
Для эффективной реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования необходимо:
понимать различные образовательные потребности детей и предоставлять услуги в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе.
создать условия (обустроить среду) для совместного обучения детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.
уметь справляться с теми, кто не вписывается в норму и создает трудности в детском коллективе.
разработать более универсальные педагогические подходы и методики.
повысить профессиональную компетентность педагогов.
подготовить кадры, способные работать с различными категориями детей.
работа всех педагогов, специалистов, медицинских работников, тьютора, как координатора по инклюзии, в едином ключе.
вводить в штатное расписание образовательных учреждений общего типа дополнительные ставки педагогических работников (учителя-дефектолога (тифлопедагога), учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, воспитателя, тьютора и координатора по инклюзии) и медицинских работников.
принять и применять новые критерии системы оценивания обучающихся с ОВЗ.
Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод, что роль тьютора в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования велика и просто необходима, но существует проблема финансирования при введении данной ставки в общеобразовательное учреждение.
Потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ОВЗ оптимальные условия для развития и обучения, является инклюзивное образование, главную роль в котором должен занимать тьютор.