ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Что такое эссе
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому - «взвешивание».
Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Классификация эссе
Личностное,
Объективное эссе
субъективное эссе
Его цель – раскрыть точку зрения автора эссе по какой-либо научной теме, проблеме
Его цель – раскрыть ту или иную сторону личности автора
18.10.16
Признаки текста жанра эссе
- Наличие конкретной темы или вопроса.
- Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
- Небольшой объем.
- Свободная композиция.
- Непринужденность повествования.
- Парадоксальность.
- Внутреннее смысловое единство
- Открытость
- Эссе – это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник сам выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной.
Выбор темы
Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:
- 1)имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относиться;
- 2)ясно понимает смысл высказывания;
- 3)может выразить свое отношение к нему ;
- 4)владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждении темы;
- 5)сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Памятка при выборе темы для эссе
- Познакомься с предложенными темами
- Определи, к какой базовой науке относится каждая тема;
- Определи смысл предложенных высказываний («Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»)
- Осмысли проблему в контексте базовых наук («С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»)
- Сформулируй свое отношение к высказыванию («Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)
- Определи обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются тебе для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне («Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»)
- Отбери факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают твою позицию («Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»)
Структура эссе
Элемент структуры
% к общему объему работы
Начало (актуализация заявленной темы)
20%
Тезис
Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход
Переформулировка тезиса
60%
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)
20%
В свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытового характера, имена, события, недописанные мысли...
Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора цитаты.
«Я согласен с мнением автора», «Я не согласен с мнением автора», «Не могу не согласиться с позицией автора», «Анализируя высказывание, можно отметить…», «Далее следует сказать…»,
«Следует считать верным, что…», «Это можно опровергнуть тем, что…», «Можно (не) согласиться с автором в том, что…», «Кажется на первый взгляд верным…», «Опровергается тем, что…» и т.п.
18.10.16
Теоретически обосновать свою позицию.
Объяснить свою позицию, применив теоретические, научные знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. Приветствуется использование цитат или ссылок на слова известных ученых, сравнение различных точек зрения на данную проблему для усиления своей позиции.
Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Пример должен быть конкретным, то есть описывающим конкретную ситуацию с конкретным действующим лицом.
18.10.16
Примеры (не менее 2-3-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам, а также используя факты общественной жизни, собственный опыт. Не следует использовать бытовые ситуации в качестве примеров.
Примеры должны подтверждать избранную позицию, а не противоречить ей.
Обобщить все выше сказанное: «Таким образом, приведенные научные положения (принятые в науке точки зрения, теории, данные и т.д.), примеры, подтверждают, что …
18.10.16
Высказать свои предположения о перспективах развития данной проблемы, надежды на определенное развитие событий, или каким-либо другим образом завершить рассуждение.
18.10.16
Особенности объема
- Как правило, это небольшая работа
Каков должен быть объём эссе?
Эксперты обращают внимание не на объем, а на содержание задания. Однако как показывает опыт, выполнить все требования, предъявляемые к эссе можно, если его объем не меньше половины листа формата А 4, хотя встречаются и шедевры, соответствующие высказыванию « краткость - сестра таланта ».
При написании эссе:
- напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры; проанализируйте содержание написанного; проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного; внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
- напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
- проанализируйте содержание написанного;
- проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
- внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Требования, предъявляемые к эссе
- Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
- Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию. Которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
- Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
- Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
- Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
- Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Методы и приемы написания эссе
Для меня эта фраза является ключом к пониманию...
Во-первых,... Во-вторых,...
В-третьих,...
Таким образом,...
Методы и приемы написания эссе
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...
Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны, ...
Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...
Методы и приемы написания эссе
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...
Проиллюстрируем это положение следующим примером...
Итак,...
Методы и приемы написания эссе
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
Рассмотрим несколько подходов… Например…
Подведем общий итог рассуждению…
Методы и приемы написания эссе
- Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.
- Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).
- Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.
- Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.
- Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
- Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения»).
Методы и приемы написания эссе
- Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
- Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
- Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.
- Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.
Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе
- Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему. Другими словами, доказательство или аргументация - это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.
Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе
- Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или оценочные суждения.
- Тезис — это положение (суждение), которое требуется доказать.
- Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.
- Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.
- Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.
Структура аппарата доказательств, необходимых для написания эссе
Аргументы обычно делятся на следующие группы:
- Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании - законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.
- Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.
- Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.
Критерии оценки эссе
- Каждый эксперт получает следующую инструкцию по проверке задания С8:
- При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
- 1)представление собственной точки зрения (позиции, отношения)при раскрытии проблемы;
- 2)раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
- 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Эссе оценивается на 4 балла, если:
- 1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
- 2.Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с
- корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;
- 3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Эссе оценивается на 3 балла, если:
- 1.Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
- 2.Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);
- 3.Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Эссе оценивается на 2 балла, если:
- представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
- проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;
- дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный
социальный опыт без теоретического обоснования.
Эссе оценивается на 1 балл, если:
- представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы, проблема раскрыта на бытовом уровне; аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы.
Три важнейших компонента оценки:
- четко сформулированное понимание проблемы и ясно выраженное отношение к ней;
- логически соединенные в единое повествование термины, понятия, теоретические обобщения, относящиеся к раскрываемой проблеме;
- четкая аргументация, доказывающая позицию экзаменующегося (в виде исторических фактов, современных социальных процессов, конкретных случаев из вашей жизни и жизни ваших близких, статистических данных и т. п.) Важно связать выбранное высказывание с содержанием науки, к которой оно отнесено. Так, например, высказывания по проблеме неравенства людей из раздела «Социология» и «Экономика» должны раскрываться по разному.
Наиболее часто допускаемые ошибки:
- Не раскрыта поднимаемая проблема.
- Не высказана собственная позиция.
- Нет теоретического обоснования.
- Употребленные термины введены некорректно, неграмотно.
- Приведены примеры на бытовом уровне.
- Примеры опровергают высказанную позицию автора эссе.
- Нет обобщения.
- Нарушена логика и последовательность изложения.
- Сущность проблемы понята неверно.
18.10.16