СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе по теме: "Проектная деятельность: возможность применения в науках"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе о необходимости поектной деятельности в рамках введения ФГО ООО 

Просмотр содержимого документа
«Эссе по теме: "Проектная деятельность: возможность применения в науках"»

Эссе на тему:

"Проектная деятельность: возможность применения в науках"

В настоящее время каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, инициативные, духовно и физические здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

Целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а - научить учиться.

ФГОС основного общего образования ориентирован на результат - развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности .Исходя из этого, можно в общем виде определить цель профессиональной деятельности учителя - создание условий для формирования и развития каждого обучающего как нравственной, компетентной личности средствами образовательной деятельности.

Изменения, происходящие в стране, в обществе предъявляют новые требования к современному учителю. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем.

Модель эффективного учителя соответствует следующим характеристикам:

*личностные качества учителя;

*управление классом;

*планирование и организация учебного процесса;

* осуществление эффективного преподавания;

*контроль качества и оценка потенциальных возможностей учащихся;

* профессионализм.

Задача педагога - помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

В современной школе должен работать учитель нового типа - профессионал, исследователь, творец. А это возможно только в условиях систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства, саморазвития, самосовершенствования. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлеклексивные компетенции, способность к общению и распространению собственного опыта.

Происходящие изменения в общественной жизни государства требуют развития новых педагогических технологий, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования универсальных учебных действий (УУД) решать возникающие проблемы.

Одним из методов формирования и развития самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся является проектный метод.

Метод учебного проекта - это одна из личностно- ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Что же необходимо предпринять. чтобы обучающие были субъектами деятельности и выполняли именно деятельность, а не проявляли просто активность?

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и , что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции учащихся :

* анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

* целеполагание и планирование деятельности;

*самоанализ и рефлексия;

*презентация деятельности и ее результатов;

*оформление материала для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;

*поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация;

*применение УУД в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

*выбор, освоение и использование технологий, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту исследования( анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение.

Как же проектировать деятельность учителя и обучающихся с учетом развития УУД как ожидаемых метапредметных и личностных результатов?

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

1 этап - погружение в проблему;

2 этап- организация деятельности;

3 этап - осуществление деятельности;

4 этап - презентация результатов, самооценка и самоанализ.









Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1-погружение в проблему

Формулирует проблему:

*проблему проекта;

*сюжетную ситуацию;

*цель и задачи.

Осуществляют:

*личностное

*вживание в ситуацию;

*принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи.

2 этап- организация деятельности

Предлагает:

*спланировать деятельность по решению задач проекта( установить "рабочий график");

* при организации групповой работы - распределить амплуа и обязанности в группах(например, аналитик, инициатор, генератор идей и др.);

*возможные формы представления результатов проекта.

Осуществляют:

*планирование работы;

*разбивку на группы и распределение ролей;

*выбор формы и способы представления информации.

3 этап- осуществление деятельности

Не участвует, но:

*консультирует по необходимости учащихся;

*ненавязчиво контролирует;

*ориентирует в поле необходимой информации;

*консультирует по презентации результатов.


Работают активно и самостоятельно:

*осуществляют поиск, сбор и структурирование необходимой информации;

*консультируются по необходимости;

*подготавливают презентацию результатов.


4 этап- презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

*обобщает и резюмирует полученные результаты;

*подводит итоги обучения;

Оценивает по критериям:

*глубина проникновения в проблему;

Привлечение знаний из других областей( метапредметные результаты);

*доказательства принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

*активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

*характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

*эстетика оформления результатов проведенного проекта;

*умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов.

Демонстрируют:

*понимание проблемы, умение устанавливать цели и задачи:

*умение планировать и осуществлять работу;

*найденный способ решения проблемы.

Осуществляют:

*рефлексию деятельности результатов;

*взаимооценку деятельности и ее результативности;




Как может быть представлен "конечный продукт" проектной деятельности учащихся?

Атлас, бизнес-план, видеоклип, карта, модель, пакет рекомендаций, коллекция, прогноз, публикация, путеводитель, сказка, справочник, статья, сценарий, сборник сочинений, дневник путешествий, серия иллюстраций, главы из несуществующего учебника и пр.

Поводя итог вышесказанному, можно отметить, что учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Современной школе нужны компетентные, инициативные, креативные учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.