Эссе на тему:
"Проектная деятельность: возможность применения в науках"
В настоящее время каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, инициативные, духовно и физические здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.
Целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а - научить учиться.
ФГОС основного общего образования ориентирован на результат - развитие личности ребенка в процессе образовательной деятельности .Исходя из этого, можно в общем виде определить цель профессиональной деятельности учителя - создание условий для формирования и развития каждого обучающего как нравственной, компетентной личности средствами образовательной деятельности.
Изменения, происходящие в стране, в обществе предъявляют новые требования к современному учителю. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.
В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем.
Модель эффективного учителя соответствует следующим характеристикам:
*личностные качества учителя;
*управление классом;
*планирование и организация учебного процесса;
* осуществление эффективного преподавания;
*контроль качества и оценка потенциальных возможностей учащихся;
* профессионализм.
Задача педагога - помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
В современной школе должен работать учитель нового типа - профессионал, исследователь, творец. А это возможно только в условиях систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства, саморазвития, самосовершенствования. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлеклексивные компетенции, способность к общению и распространению собственного опыта.
Происходящие изменения в общественной жизни государства требуют развития новых педагогических технологий, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования универсальных учебных действий (УУД) решать возникающие проблемы.
Одним из методов формирования и развития самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся является проектный метод.
Метод учебного проекта - это одна из личностно- ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Что же необходимо предпринять. чтобы обучающие были субъектами деятельности и выполняли именно деятельность, а не проявляли просто активность?
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и , что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции учащихся :
* анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
* целеполагание и планирование деятельности;
*самоанализ и рефлексия;
*презентация деятельности и ее результатов;
*оформление материала для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;
*поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация;
*применение УУД в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
*выбор, освоение и использование технологий, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту исследования( анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение.
Как же проектировать деятельность учителя и обучающихся с учетом развития УУД как ожидаемых метапредметных и личностных результатов?
В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:
1 этап - погружение в проблему;
2 этап- организация деятельности;
3 этап - осуществление деятельности;
4 этап - презентация результатов, самооценка и самоанализ.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1-погружение в проблему | Формулирует проблему: *проблему проекта; *сюжетную ситуацию; *цель и задачи. | Осуществляют: *личностное *вживание в ситуацию; *принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи. |
2 этап- организация деятельности | Предлагает: *спланировать деятельность по решению задач проекта( установить "рабочий график"); * при организации групповой работы - распределить амплуа и обязанности в группах(например, аналитик, инициатор, генератор идей и др.); *возможные формы представления результатов проекта. | Осуществляют: *планирование работы; *разбивку на группы и распределение ролей; *выбор формы и способы представления информации. |
3 этап- осуществление деятельности | Не участвует, но: *консультирует по необходимости учащихся; *ненавязчиво контролирует; *ориентирует в поле необходимой информации; *консультирует по презентации результатов. | Работают активно и самостоятельно: *осуществляют поиск, сбор и структурирование необходимой информации; *консультируются по необходимости; *подготавливают презентацию результатов. |
4 этап- презентация, самоанализ и самооценка результатов | Принимает итоговый отчет: *обобщает и резюмирует полученные результаты; *подводит итоги обучения; Оценивает по критериям: *глубина проникновения в проблему; Привлечение знаний из других областей( метапредметные результаты); *доказательства принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; *активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; *характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; *эстетика оформления результатов проведенного проекта; *умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов. | Демонстрируют: *понимание проблемы, умение устанавливать цели и задачи: *умение планировать и осуществлять работу; *найденный способ решения проблемы. Осуществляют: *рефлексию деятельности результатов; *взаимооценку деятельности и ее результативности; |
Как может быть представлен "конечный продукт" проектной деятельности учащихся?
Атлас, бизнес-план, видеоклип, карта, модель, пакет рекомендаций, коллекция, прогноз, публикация, путеводитель, сказка, справочник, статья, сценарий, сборник сочинений, дневник путешествий, серия иллюстраций, главы из несуществующего учебника и пр.
Поводя итог вышесказанному, можно отметить, что учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Современной школе нужны компетентные, инициативные, креативные учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.