Эссе - рассуждение на тему:
«Дети любят рисовать….или «тайные художники»
В своей книге кандидат философских наук Громов Е. С. «Дифференциро ванный подход в обучении творческой деятельности учащихся младших классов» отмечает, что актуализация творческого потенциала младших школь ников – это деятельность педагога и учащихся, обеспечивающая переход сово купности творческих способностей и психических новообразований младших школьников из потенциального состояния в актуальное, из состояния возможного в действительное, в результате побуждающая учащихся к проявлению и развитию творческой индивидуальности на уроках в начальной школе.
На уроках музыки уже с первого класса учащиеся часто получают задание нарисовать услышанное произведение. Давая такие задания, учитель хочет увидеть, какие зрительные образы вызвала музыка у маленького слушателя, то что ребенок не может пока высказать словами, он сможет показать в рисунке.
Но что делать, когда учитель не давал такого задания на уроке видит, что часть детей в классе с увлечением разрисовывает свои тетрадочки всеми цветами радуги под звучащую музыку, да и вообще под его объяснение?
ЗАПРЕТИТЬ ?! Запрещала, но через какое-то время из-под парты вновь появлялся карандашик и настырно, тайно (а вдруг учитель не увидит) начинал выводить разные каракули. Или ПОНЯТЬ почему они это делают?
Глобальная веб-сеть ничего по этому вопросу, мне как учителю не выдала, видно пока только я задаю такие вопросы?
НО, наши родители даже очень неравнодушны в этом вопросе, рисование детей на уроках обсуждаются на различных интернет-форумах, «ВКонтакте».
«Вчера опять приходит - не успел сделать классную работу...опять всё в рисунках :((. Причём, ещё и наврать мне пытался - типа, это не классная, а домашняя работа, её на дом дали. Я поняла, что он врёт и он сам потом признался…»
«И мой рисует. В прошлом году вместо классных работ - изрисованные вусмерть учебники. Причем рисунки очень кропотливые, прорисованные, с множеством мелких деталей. Никогда не разукрашивает. Чаще всего рисует каких-то загадочных, придуманных существ. На это хватает и усидчивости, и внимания».
Приступая к изучению этой для меня проблемы ученикам третьих классов была предложена анкета, которая состояла из следующих вопросов:
Ты любишь рисовать (да/ нет)
Я люблю рисовать (свои рисунки/раскраски)
Если бы тебе разрешили рисовать на уроках, на каких уроках бы ты это делал?
Почему? (мне не интересно на уроке, мне это помогает лучше воспринимать рассказ учителя, другое)
И вот, что показала анкета:
5% - не любят рисовать вообще, 12% опрошенных вообще не рисуют на уроках!
18 % из обучающихся рисовали бы на уроках если бы им разрешили, потому что им не интересно, речь идет не только о музыке, а вообще уроках. (Согласитесь, что нет такого класса, в котором нет таких обучающиеся).
На этом отрицательные моменты анкеты о «творчестве вне задания» как будто бы закончились.
Но что делать с этими цифрами, что 95% любят рисовать, причем 77% рисуют свои рисунки, меньше предпочитаю раскраски.
Самые популярные уроки, на которых бы рисовали дети, если бы им разрешили беспрепятственно это делать, в большей мере – на ИЗО (предсказуемый результат, что же ещё делать на рисовании?), литературном чтении, музыке, трудах, в меньшей – на русском языке, математике, английском языке. 18% анкетируемых ответили, рисовали бы на всех уроках!
Но дети здраво аргументируют свои ответы, что же дают рисунки обучающимся, по их мнению? Одной четверти опрошенных детей такие «запретные художества» помогают лучше воспринимать рассказ учителя, они считают, что таким образом развивают свою фантазию.
А как же реагируют родители на рисунки детей в тетрадях «не по теме» урока?
Ученики пишут, что родители видят художественный талант детей и поддерживают их, также обучающиеся надеются, что рисование станет для них в будущем профессией.
А вот что пишут родители «ВКонтакте» (орфография и пунктуация сохранены)
- «Новый ван гог возможно)»
- «Присутствует творческое начало) надо развивать))»
- «Возможно он хочет рассказать о своих проблемах, но не всем, поэтому выражает свои чувства в рисунках».
А есть и такие:
«Я тоже на уроках рисовала. И сестра моя рисовала, потом художником стала, сейчас преуспевающий дизайнер
.Кстати, учитель-историк моего сына даже говорил им, что рисунки - это один из способов конспектирова ния. Только рисунки должны быть схематические и по делу...»
«Я до сих пор везде рисую, когда слушаю. Если не рисую, то слышу плохо».
Так что по итогам анкетирования, получается рисуйте детки дорогие сколько хотите? Сейчас из подтяжка рисуют единицы, а дай возможность будет малевать весь класс? Что же желать, ведь урок всего 1 раз в неделю, а хочется выдать всё, что запланировано: и по теме, и к празднику, и всегда именинник найдётся в классе…
Уверяю, что с такими «Художниками» можно и нужно бороться, ни смотря ни на что! Как бы им (ученикам) не хотелось, УЧИТЕЛЬ хозяин на уроке. Ведь только ОН (учитель) должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать право ученику ответить, реализовать себя. Необходимо быть опытным специалистом, настоящим профессионалом своего дела (тогда не будет скучно на уроках, особенно на музыке).
Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Считаю, что эти слова Льва Николаевича были актуальны и в прошлом, современны в настоящем, и будут востребованы в будущем. Главной задачей работы учителя в настоящее время является помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес.