Эссе с описание собственной концепции обучения предмету математика
Всероссийсий конкурс фонда Дмитрия Зимина «Династия»
конкурс молодых математиков России
Конкурсант: Шиловская Ю.А.
2012-2013г
Один из факторов успешного процесса преобразования российского общества- высокое качество образования. Образование- достаточно широкое понятие, но его следует рассматривать как непрерывный процесс, целенаправленного, педагогически организованного, духовного, физического, а самое главное, интеллектуального развития и саморазвития личности учащегося. Основным все же считается «процесс непрерывного развития личности».
Значение математического образования для формирования личности человека, его интеллектуальных и нравственных ценностей велико. В процессе обучения математики воспитывается настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, критичность мышления, формируется понимание красоты математических утверждений, развивается пространственное воображение. На основе этого мною определены следующие цели математического образования:
овладение математическими знаниями, умениями, навыками, необходимыми для усвоения предмета и смежных дисциплин, практической деятельностью, успешного получения и использования в профессиональной деятельности;
интеллектуальное развитие и саморазвитие учащихся;
развитие логического, образного, критичного мышления, необходимого для саморазвития и социализации личности в современном развивающемся обществе.
Математика - важный, но достаточно сложный предмет школьной программы. Математика - это стабильная наука, может, именно поэтому долгое время советские школы работали по одной программе. Время идет, меняются взгляды на образование, разрабатываются и апробируются новые примерные учебные школьные программы тех или иных авторских коллективов. В настоящее время учитель свободен в выборе программно-методического обеспечения учебного процесса.
Наше МО работает по традиционной программе, т.е. Программе, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных программ общеобразовательных учреждений по алгебре 7-9 классов( авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение»), по геометрии 7-11 классов, к учебному комплексу для 7-11 классов (авторы Л.С Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А.Бурмистрова). Содержание всех учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и рекомендовано Министерством образования и науки РФ к использованию в ОУ. В качестве дополнительного методического материала для подготовки учащиеся к успешной сдачи ГИА и ЕГЭ использую учебные пособия: «ГИА:3000 задач. Все задания части 1» под ред. Семенова; «ЕГЭ:3000 задач. Все задания части В» Корягина А.Г., Прокофьева А.А.; «Математика.10-й класс. Тесты для промежуточной аттестации и текущего контроля: учебно-методическое пособие» под ред. Ф.Ф. Лысенко; «Математика. ЕГЭ-2010: учебно-тренировочные тесты: в 2 ч.» под ред. Ф.Ф. Лысенко; «3000 конкурсных задач по математике» Кулагина Е.Д.; «Сборник задач по математике для поступающих в ВТУЗы» Сканави М.И. По геометрии эффективно использую серию пособий: решение задач на готовых чертежах., поскольку, по-моему мнению, в учебнике недостаточно задач для отработки навыков чтения чертежей. Стараюсь следить и использовать в работе новинки методической литературы для организации внеурочной деятельности, проведения недели математики, подготовки учащихся к олимпиадам. С целью улучшения качества усвоения материала 1-2 раза в неделю практикую использование в виде задания на дом индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями на печатной основе, которые составляю сама. Эффективно использую интернет ресурсы, помогающие учащимся в адаптации и социализации, а также подготовке к ЕГЭ и ГИА «Решу ЕГЭ», «5-Ege.ru».
Одной из форм обучения математике, способствующей развитию и воспитания практических навыков и умений, являются лабораторные, графические и практические работы. При изучении математики лабораторные и графические работы необходимо проводить регулярно, но не во всех школах есть условия, необходимые для той или иной работы, наша школа не исключение. Лабораторные и графические работы способствуют развитию у учащихся воображения, сравнения, наблюдательности, навыков измерения, конструирования, графических действий, что важно при изучении некоторых тем курса математики и алгебры в школе очень нужны такие практические работы
Практические, графические и лабораторные работы позволяют учащимся более осознанно вникнуть в математические зависимости, познакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике, с приемами составления таблиц, вычерчивания графиков, исследования математических формул, чертежей, фигур, с целью установления новых для учащихся математических фактов, являющихся основой для теоретических выводов и обобщений, а также способствуют развитию межпредметных связей. При проведении таких работа учителя могут достичь еще одной цели: воспитать культуру труда,добиться систематического труда, уважения к своей работа и работе одноклассника.
В настоящее время роль предметных олимпиад возросла. Они не только развивают коммуникативные и креативные умения и навыки у старшеклассников, но и воспитывают дух соперничества. Школьники теперь не просто соревнуются в интеллектуальной сфере, а еще стремятся получить преимущества при поступлении в престижные ВУЗы не только своего региона, но и страны в целом. Но все же, как мне кажется участие в олимпиаде, с одной стороны это математическое соревнование, которое дает заряд для изучения математики на новом уровне, а с другой стороны оно дает возможность сравнить свои успехи с успехами других. Хочется остановиться на негативной стороне олимпиад. С одной стороны, олимпиада - праздник интеллекта, повод для учителей гордиться своими учениками, а для учеников-поднимать свою самооценку, а вот с другой стороны, как раз таки и негативное, олимпиада- коммерческое мероприятие (плата за участие в финале Российских олимпиад, участие же в международных олимпиадах- еще дороже).
Компьютеризация, бурно вторгающаяся во все сферы нашей жизни, во многом изменила характера сегодняшней системы образования. В последние годы в образовании все больше распространение получают современные компьютерные технологии. Одной из новых областей приложения ПК в образовательном процессе стало использование компьютеров для выполнения лабораторных работ по различным дисциплинам. Полноценное образование, особенно по инженерно-техническим специальностям невозможно получить без отработки практического применения полученных знаний. Одной из основных форм выработки и закрепления практических навыков по любой дисциплине являются лабораторные работы. Однако, проведение качественных лабораторных работ невозможно без наличия соответствующей материально-технической базы. Естественно, проведение научно-исследовательской работы должно опираться на хорошо оснащенные технические лаборатории и кабинеты, чего в некоторых школах нет, хотя сейчас начинают все больше и больше уделять внимание именно техническому обеспечению школ страны, проводя различные программы модернизации. Практика показывает необходимость изучения последних достижений науки в школе в рамках работы над проектами, исследовательскими работами и т.д. Последние десятилетия роль математики отмечена ее бурным вторжением во все сферы науки и практики. Роль математики, как орудия моделирования процессов окружающей нас действительности, возросла многократно. Школьная математика никогда не сможет угнаться за развитием науки, да это, наверно, и не нужно делать. Нужно учесть, что наша массовая школа является общеобразовательной.
Роль информатизации в образовании в современных условиях огромна. Ребенок рождается и уже видит вокруг себя: телевизор, компьютер, принтер, интернет, мобильные телефоны и др. За последние годы произошел коренной перекос в сторону информатизации жизни всего общества, а, следовательно, и образовательного процесса. Без компьютера, ИКТ уже невозможно представить себе современного человека, современное образовательное учреждение. Применение ИКТ на уроке делает урок более динамичным, насыщенным, ярким, что заставляет каждого ученика активно работать, способствует развитию познавательного интереса, мотивирует к участию в работе всех групп учащихся, формирует информационную компетенцию.
Применять ИКТ можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, организации устного счета, изучении нового материала, закреплении ЗУН, для проведения разных видов текущего, промежуточного и итогового контроля, организации самостоятельной работы с сиюминутной проверкой. Если же возвращаться к программа модернизации, то наша школа в рамках программы обустроила мобильные классы, т. е. На уроке у каждого учащегося свой персональный компьютер. Применяя заранее написанные программы, составленные тексты, учитель может создавать условия для самостоятельной работы учащихся. Интернет может быть использован для поиска информации, для выполнения творческих, проектных работ, практических и лабораторных работ. В своей работе использую диски из школьной медиатеки: «1С Математика 5-11 класс. Практикум», «Компьютер на уроке математики»(7-11 класс), «мультимедийное пособие по математике»(алгебра 7-9, геометрия 5-9) «Демонстрационные таблицы по математике 5-6 класс», «Демонстрационные таблица по геометрии 7-11 класс»; «Алгебра:раздаточный материал», «Математические загадки» (для внеклассной работы) и другие диски,а также ресурсы сети Интернет, ЭОР и ЦОР. Эти материалы могут быть представлены как в готовом виде, так и в переработанном и адаптированном для конкретного класса, а также создания собственных презентаций к урокам с помощью Microsoft Power Point. Урок с применением ИКТ обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период, что позволяет экономить время на уроке. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду( обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). Не надо забывать об ограничениях СанПин применения ИКТ на уроках.
ИКТ является неотъемлемой частью образовательного процесса и активно используется любым современным учителем не только в учебной деятельности, но и во всех направлениях работы образовательного учреждения, что способствует повышению качества образования, скорости передачи информации. Широкое использование компьютеров при обучении математике и, в частности, при выполнении лабораторных работ- не модное увлечение, а насущная необходимость. Важно только всегда помнить, что персональный компьютер-не некий « всемогущий джин», способный за нас справиться с любой проблемой и выполнить любое наше желание, а умелый и исполнительный помощник, действиями которого мы руководим.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией. Систематическое ведение занятий для одаренных детей, позволяет обучить не только фактам, алгоритмам, а еще и идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Использовать нежно индивидуальный подход к одаренным учащимся не только при составлении карточек-заданий (тестов, самостоятельных, домашних работ и прочее),но и давая в некоторых случаях простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся (творческие задания, исследовательские работы, проектные работы, научно-практические работы) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. В работе с одаренными учащимися стараюсь использовать технологию проектного обучения, в сочетании с технологией проблемного обучения, и методикой обучения в «малых группах».
Обучение математике в школе должно иметь своей главной целью не передачу некоторой суммы знаний, а развитие способностей к получению математических знаний с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося.