СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе Внимание как психический процесс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе. "Внимание как психический процесс"

Просмотр содержимого документа
«Эссе Внимание как психический процесс»

Эссе «Внимание как психический процесс»

 

1Внимание -  сосредоточение сознания на определенном объекте или определенной деятельности, обеспечивающее их ясное отражение.

2 Внимание -       психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных. 

Функции внимания:

1отбор информации

2обеспечение удержания активности на объекте

3регуляция и контроль 

Свойства внимания:

концентрация – выражается в том, что внимание поглощено одним объектом

устойчивость – внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте

объем – это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени

распределение – внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов

переключение – внимания это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой

сосредоточение 

Виды внимания:

непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Непроизвольное внимание может вызвать:

1) более сильный раздражитель на фоне действующего;

2) новизна раздражителя;

3) начало и прекращение действия раздражителя;

4) предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон

произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности. Условия поддержания:

1) Особенности обстановки места

1) Психическое состояние человека

послепроизвольное – сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценном для личности.

Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное

Внимание зависит от:

- характера объектов

- интереса предмета и сознания его значимости

-привычки переключать внимание в определенных условиях

 

Физиологические основы внимания

Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время механизм внимания рассматривается в психологии как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы. Этим фильтром является ретикулярная формация – анатомически и функционально расположенная в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга. Так совершается отбор нервных импульсов, поступающих в кору, в зону ясного сознания. 

Природа внимания (Н.Н. Ланге) 

1 Внимание как результат двигательного приспособления.

Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2 Внимание как результат ограниченности объема сознания.

Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3 Внимание как результат эмоций.

Эта теория особенно блестяще развитая в английской ассоциативной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и тоже».

4 Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5 Внимание как особая активная способность духа.

Внимание рассматривается как первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.

6 Внимание как усиление нервного раздражителя.

Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС.

7 Теория нервного подавления.

Эта теория пытается объяснить основной факт внимания. Преобладание одного представления над другим – тем, что лежащий в основе первого физиологический процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащего в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики. В частности, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в зависимости внимания от интереса, роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.




Литература:


  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М., Академия, 2010

  2. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания. - М.: ЮРАЙТ, 2014.

  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. - М.: ЮРАЙТ, 2013.

  4. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2015

5 .Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014.

6 Сластенин В.А. Психология и педагогика, Учебные пособия М.: Издательский центр Академия., 2011. - 480 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!