Эссе «Внимание как психический процесс»
1Внимание - сосредоточение сознания на определенном объекте или определенной деятельности, обеспечивающее их ясное отражение.
2 Внимание - психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных.
Функции внимания:
1отбор информации
2обеспечение удержания активности на объекте
3регуляция и контроль
Свойства внимания:
концентрация – выражается в том, что внимание поглощено одним объектом
устойчивость – внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте
объем – это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени
распределение – внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов
переключение – внимания это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой
сосредоточение
Виды внимания:
непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Непроизвольное внимание может вызвать:
1) более сильный раздражитель на фоне действующего;
2) новизна раздражителя;
3) начало и прекращение действия раздражителя;
4) предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон
произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности. Условия поддержания:
1) Особенности обстановки места
1) Психическое состояние человека
послепроизвольное – сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценном для личности.
Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное
Внимание зависит от:
- характера объектов
- интереса предмета и сознания его значимости
-привычки переключать внимание в определенных условиях
Физиологические основы внимания
Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время механизм внимания рассматривается в психологии как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы. Этим фильтром является ретикулярная формация – анатомически и функционально расположенная в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга. Так совершается отбор нервных импульсов, поступающих в кору, в зону ясного сознания.
Природа внимания (Н.Н. Ланге)
1 Внимание как результат двигательного приспособления.
Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
2 Внимание как результат ограниченности объема сознания.
Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
3 Внимание как результат эмоций.
Эта теория особенно блестяще развитая в английской ассоциативной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и тоже».
4 Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
5 Внимание как особая активная способность духа.
Внимание рассматривается как первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.
6 Внимание как усиление нервного раздражителя.
Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС.
7 Теория нервного подавления.
Эта теория пытается объяснить основной факт внимания. Преобладание одного представления над другим – тем, что лежащий в основе первого физиологический процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащего в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики. В частности, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в зависимости внимания от интереса, роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.
Литература:
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М., Академия, 2010
Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания. - М.: ЮРАЙТ, 2014.
Крысько В.Г. Психология и педагогика. - М.: ЮРАЙТ, 2013.
Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2015
5 .Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014.
6 Сластенин В.А. Психология и педагогика, Учебные пособия М.: Издательский центр Академия., 2011. - 480 с.