СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Есть идея"Методическое пособие

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Есть идея " Методическое пособие .

Просмотр содержимого документа
«"Есть идея"Методическое пособие»

Материал на районную ярмарку методических пособий «Есть идея» в рамках обновления содержания образования.







«Естественнонаучные наблюдения, эксперименты и опыты на уроках естествознания

в 1 классе»











Составитель:

учитель начальных классов

КГУ «Кийминская средняя школа имени К. Ускенбаева»

Забавко Ольга Николаевна









2018 год

Материал на районную ярмарку методических пособий «Есть идея» в рамках обновления содержания образования.







«Естественнонаучные наблюдения, эксперименты и опыты на уроках естествознания

в 1 классе»











Составитель:

учитель начальных классов

КГУ «Кийминская средняя школа имени К. Ускенбаева»

Забавко Ольга Николаевна









2018 год

Материал на международный форум педагогов «Новые горизонты педагогических инноваций в образовании», посвященный 20 летию Астаны в рамках программы «Рухани жангыру».







«Естественнонаучные наблюдения, эксперименты и опыты на уроках естествознания

в 1 классе»











Составитель:

учитель начальных классов

КГУ «Кийминской средней школы имени К. Ускенбаева»

Забавко Ольга Николаевна









2018 год





















































Введение

Естественно - научное образование младших школьников способствует развитию их природной любознательности, расширению кругозора, развитию научного понимания и целостного видение окружающего мира. Как помочь юному почемучке найти ответы на интересующие его вопросы? Каким образом построить урок, чтобы учащиеся 6 – 7 лет почувствовали себя в роли первооткрывателей? Как в доступной форме объяснить сложные явления окружающего мира? Дети младшего школьного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности школьников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача учителей и родителей удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Актуальность

На сегодняшний период обновленного содержания образования особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития школьников. Целью моей работы было: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Для достижения поставленной цели я определила ряд задач: 1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

  • выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;

  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук,температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);

*​ развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);

* развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины); 2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов. 3. Развитие у детей познавательных способностей:

*​ мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

*​ способов познания путем сенсорного анализа. 4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

* развитие коммуникативности;

*  совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

* развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Соблюдения ТБ при проведении опытов.

5. Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй. Свою работу по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми школьного возраста я строила исходя из следующих принципов:

1. Принцип научности

2. Принцип доступности

3. Принцип систематичности и последовательности

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания

5.Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

6. Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.

7. Принцип креативности

8. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Сущность, эффективность и новизна экспериментирования. Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему». В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы школьника. Дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей шестого – седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Опыты и эксперименты подобраны согласно ДСП и ССП с ссылкой на учебную программу и цели обучения. Технологичность Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной диагностики, а практический материал, представленный в разделе «Приложение» поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы. Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек» и другие.

Словесные игры (например, «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?») развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями. Занимательные игры-опыты и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры. Связь детского экспериментирования с художественным творчеством тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты, эксперименты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: «Что нужно растениям для жизни» проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности. Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах. Раздел Я – исследователь. Роль науки и исследователей. Методы познания природы Ссылка на учебную программу 1.1 Роль науки и исследователей Цели обучения

        1. объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира.

        2. Ссылка на учебную программу

        3. Методы познания природы

Цели обучения

1.1.2.1проводить наблюдения за явлениями окружающего мира

1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

Опыт  «Песчаный конус». 
Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. 
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу
Вывод: Песок – сыпучий материал. 

Опыт «Из чего состоят песок и глина?»

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.- Из чего состоит песок? - Как они выглядят? - Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Опыт «Проходит ли вода через песок и глину?»

В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

Опыт «Какими бывают камни?»
Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

Опыт  «Определение размера»
Одинакового размера ли ваши камни?

 Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт  «Определение характера поверхности»
- Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. 
Учитель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. - Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?
Вывод: камни - твёрдые.
Опыт «Рассматривание камней через лупу» - Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).
 Опыт «Определение веса»
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт  «Определение температуры»
Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Опыт «Тонут ли камни в воде?»
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Учитель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. – Теперь опустите щепку. – Что тяжелее?
 Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. 
Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

Опыт «Песок и камень»

 Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? А куда исчезла вода?  А теперь нальём воду в стаканчик, где лежат камни. Камешки впитывают воду?  Почему? 

Вывод: Песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень тяжёлый, твёрдый, водонепроницаемый.

Опыт «Живые камни»

Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.    

Проверьте, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместите камешек в жужжащий стаканчик, послушайте. Расскажите о результате.

Вывод: Некоторые камни “шипят” (мел - известняк).

Научный опыт “Выращивание сталактитов”        

Прежде всего готовим перенасыщенный содовый раствор. Итак, у нас в двух одинаковых банках приготовлен раствор. Мы ставим банки в тихое тёплое место, потому что для выращивания сталактитов  и сталагмитов нужны тишина и покой. Банки раздвигаем, и между ними ставим тарелку. В банки отпускаем концы шерстяной нитки так, чтобы нитка провисла над тарелкой. Концы нитки должны опускаться до середины банок. Получится такой подвесной мостик из шерстяной нитки, дорога из банки в банку. Сначала ничего интересного происходить не будет. Нитка должна пропитаться водой. Но через несколько дней с нитки на тарелку постепенно начнёт капать раствор. Капля за каплей, неторопливо, так же, как это происходит в таинственных пещерах. Сначала появится маленький бугорок. Он вырастет в маленькую сосульку, потом сосулька будет становиться всё больше и больше. А внизу, на тарелке появится бугорок, который будет расти вверх. Сталактиты будут расти сверху вниз, а сталагмиты – снизу вверх.

Опыт «Могут ли камни менять цвет?»

Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?

Вывод: Мокрый камень темнее.

Опыт.

 Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка,  и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют. Вывод: От большого камня круги  шире, чем от маленького.

Раздел 1 Живая природа. Растения Ссылка на учебную программу 2.1 Растения Цели обучения

1.2.1.1 определять основные характеристики растений и их жизненные формы

1.2.1.2 различать основные части растений 1.2.1.3 различать дикорастущие и культурные растения 1.2.1.4 исследовать условия для жизни растений 1.2.1.5 описывать способы ухода за культурными растениями

Опыт «Горит - не горит» Учитель зажигает спиртовку, поочередно нагревает кусочек  дерева и металла. Дети наблюдают.

Что произошло? Вывод Металл не горит, горит дерево. Деревья это высохшие растения. Сухие дрова разжечь быстрее, чем мокрые.

Опыт «Окрашиваем белую хризантему в разные цвета»

Несколько цветов поместить в разные стаканы с окрашенной водой пищевыми красками. Вести наблюдение.

Вывод: Вода поступает ко всем частям цветка. Чем короче стебель, тем быстрее происходит окрашивание.

Опыт с семенами

Замочить семена петрушки на 1 час, затем посадить в землю, накрыв пакетом Через семь дней получим множество растений, которые появились из семян.

Опыт «Нужен ли корням воздух?» Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами. Ход опыта: Обучающиеся выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Почему плотная почва — хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью — на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет), делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.

Опыт «Растения пьют воду»

Цель: доказать, что корень растения всасывает воду и стебель проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

Ход опыта: Детям предлагают использовать взрослое растение бальзамина на черенки, поставить их в воду. Надевают конец резиновой трубки на оставшийся от стебля пенек. Трубку закрепляют, опускают свободный конец в прозрачную емкость. Поливают почву, наблюдая за происходящим (через некоторое время в стеклянной трубке появляется вода и начинает стекать в емкость). Выясняют почему (вода из почвы через корни доходит до стебля и идет дальше). Дети объясняют, используя знания о функциях корней и стеблей. А теперь добавим пищевой краситель в воду. Поставим в сосуд с подкрашенной водой сельдерей на несколько дней.

Опыт «Круговорот воды в природе»

Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры. Опыт 1: Принесем с улицы домой твердый лед и снег,  положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.

Вывод 1: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.

Опыт 2: Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!

Вывод 2: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.

Опыт 3: Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.

Вывод 3: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

Опыт 4: Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.

Вывод 3:При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.

Раздел 2 Живая природа. Животные

Ссылка на учебную программу 2.2 Животные Цели обучения 1.2.2.2 различать диких и домашних животных

1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира

1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

1.2.2.3 объяснять адаптацию животных к смене времен года

«Как устроены перья у птиц»

Цель:Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материалы: перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.

 Процесс. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность), дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).

Опыт «Чем бабочка похожа на слона?»

Понятно, что бабочка совсем не похожа на слона. Но ты обязательно слона вспомнишь, если увидишь, как бабочка ест. У всех насекомых маленькие ножки около рта превращены в челюсти, строение которых зависит от того, чем питается насекомое. Например, у муравьев и кузнечиков челюсти приспособлены для разгрызания листьев растений. Самый необычный способ питания использует бабочка - у нее есть длинный полый хоботок, похожий на длинную трубу. Обычно хоботок свернут, но он вытягивается, когда бабочка чует еду, например что-то сладкое. Можно сказать, что бабочка действует хоботком, почти как слон хоботом.

Схема работы:

1. Если у тебя нет сачка для ловли бабочек, сделай его из старой наволочки. Закрепи угол наволочки на проволочном кольце и прикрепи к нему деревянную палку длиной около 30 см.

2. Поймай несколько бабочек и посади их в стеклянную банку. Чтобы аккуратно достать бабочку из сачка, надо взять ее пальцами за сложенные крылышки.

3. Подготовь аквариум: помести в его центре деревянный брусок, закрепив его при помощи пластилина.

4. Из оставшегося пластилина сделай маленькую чашечку и прикрепи ее на верхушку бруска.

5. Положи в чашечку кусок банана, посыпь его сахаром и смочи немного водой.

6. Прикрепи снаружи лупу так, чтобы чашечка была хорошо видна.

7. Запусти бабочек в аквариум и закрой его сверху сеткой или стеклом.

Результат:

Сначала бабочки будут просто беспорядочно летать в разных направлениях. Но уже примерно через минуту они успокоятся и начнут обследовать свой новый дом. Скоро первая бабочка обнаружит еду и сядет на край чашечки с бананом. Тихо подойди к аквариуму и посмотри на бабочку в лупу. Возможно, не сразу, но через некоторое время ты обязательно увидишь, как бабочка разворачивает хоботок и начинает есть.

Опыт «Плавающее перо»

Этот проект показывает, как загрязнение воды детергентами (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Схема работы:

1. Налей в миску воды и добавь немного синей краски.

2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.

3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.

4. Положи перо на бумажное полотенце.

5. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.

6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.

7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри на шарик.

8. Положи перо на бумажное полотенце.

Результат:

Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь голубой цвет. Объяснение:

Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера.

При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

Опыт «Наблюдаем паутину» Этот проект научит тебя аккуратно собирать паутину, чтобы можно было ее изучать. Паутину проще найти весной или осенью, а самое лучшее время для ее поисков - раннее утро. Сначала обязательно прочитай что-нибудь про пауков, которые водятся в твоем районе. Среди них могут быть и ядовитые. Таких пауков и их паутину лучше не трогать. Основные типы паутины - концентрическая, треугольная и мелкоячеистая. Ядовитые пауки обычно плетут концентрическую паутину.

Схема работы:

1. Выбери подходящую паутину. Если увидишь паука, постарайся определить его. Надев перчатки, поднеси черную бумагу к паутине сзади. Помощник с ножницами и лаком для волос должен быть рядом.

2. Аккуратно побрызгав лаком на паутину и бумагу, надо перерезать основные нити, держащие паутину.

3. Зафиксируй паутину лаком и оставь на ночь для высыхания.

Результат:

Паутина на бумаге должна быть красивой и четкой. Отдельные части паутины можно внимательно изучить с помощью лупы. Объяснение:

За миллионы лет пауки научились плести паутину различного рисунка. Каждая паутина соответствует условиям жизни паука и лучше всего подходит для его любимой пищи. Паук начинает плести паутину с ее основных частей - осевых нитей и нитей крепления. Затем промежутки между основными нитями он заполняет сеткой более тонких нитей. Нити паутины образуются в специальном органе на брюшке паука. Ученые провели эксперимент по изучению влияния невесомости на строительные способности пауков. Отправленные в космос вместе с космонавтами, пауки сначала растерялись, но потом сплели паутину точно так же, как сделали бы это на Земле.

Опыт «Загадки дождевого червя»

В двух банках земля, в одну посадить несколько дождевых червей. Исследовать роль дождевых червей в формировании почвы.

Опыт с сырым и варенным яйцом.

В сыром яйце белок и желток продолжают движение даже если тогда, когда скорлупа остановилась.

Раздел 3 Живая природа. Человек

Ссылка на учебную программу 2.3 Человек Цели обучения 1.2.3.1 называть основные части тела человека и их функции 1.2.3.2 описывать этапы жизни человека

1.2.3.3 определять потребности человека, необходимые для его роста и развития.

Греет ли шуба?

Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой.

Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?

Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?

Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.

Теперь закономерен и вопрос: "Зачем же человек в мороз надевает шубу?" Ответ: "Чтобы не замерзнуть".

Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

Спросите ребенка, знает ли он, что бывают "шубы" из стекла?

Это термос. У него двойные стенки, а между ними - пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам.

Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверить через 30 минут

«Как сделать лёгкое»

Понадобится: бутылка 1.5 л, трубка от шариковой ручки, верёвка, 2 резинки, 2 воздушных шарика (большой и маленький), пластилин.

Отрезать дно бутылки. С помощью резинки прикрепить маленький шарик к трубке от шариковой ручки.

Установить трубку с шариком внутри бутылки и закрыть горлышко пластилином

Прикрепить верёвку к большому шарику. Разрезать шарик пополам и закрыть дно бутылки той половиной, к которой прикреплена веревка. Хорошо натяни эту оболочку. Потянуть за верёвку, чтобы лёгкое работало.

Как  работает лёгкое?

Теперь ты знаешь, как работает искусственное лёгкое.

Твои лёгкие работают по такому же принципу. Бутылка символизирует прочную грудную клетку. Оболочка – это диафрагма, а маленький, прикреплённый внутри шарик –

это лёгкое. Когда оболочка растягивается, давление в бутылке уменьшается и маленький шарик надувается – это вдох. И напротив, ослабляя оболочку, давление заставляет шарик выпустить воздух – это выдох.

Конструируем сердце

Понадобится: кусочек соломинки, воздушный шарик, пластиковая воронка, пластиковый контейнер с крышкой, шарик, клей, верёвка

Отрезать от шарика нижнюю часть и зафиксировать на кусочке соломинки

Прорезать отверстие в воронке, чтобы вставить в неё соломинку. Приклеить

Прорезать отверстие в крышке контейнера, чтобы вставить и приклеить туда воронку. Поместить внутрь воронки шарик. Затем накрыть воронку оставшейся частью воздушного шарика и хорошо натяни оболочку.

Наполнить контейнер водой. Закрыть крышкой и несколько раз нажать на оболочку. Вода поднимается в воронку и вытекает через соломинку. Искусственное сердце функционирует.

Как работают клапаны?

 Шарик и нижняя часть воздушного шарика на модели служат клапаном, который пропускает жидкость в одном направлении, как и клапаны сердца.

Натянутый воздушный шарик, на который надавливаешь – это мускул, который сжимается и разжимается ритмично, и в результате кровь под давлением течёт ко всем органам.

Раздел 4 Физика природы. Силы и движение

Ссылка на учебную программу 5.1 Силы и движение

Цели обучения

1.5.1.1 приводить примеры движений различных тел

1.5.1.1 приводить примеры движений различных тел

1.1.2.1проводить наблюдения за явлениями окружающего мира

1.5.1.2 определять важность движения в природе и в жизни людей

1.5.1.3 исследовать различные траектории движения, показывать их в виде рисунка

1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

1.5.1.3 исследовать различные траектории движения, показывать их в виде рисунка

1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

Опыт «Знакомство со свойствами воздуха»

 - В комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему?

Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? 

Делаем вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.

Опыт. Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан.

Делаем вывод: воздух занимает место.

Опыт. Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки), да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.

Опыт «Сколько весит воздух?»

Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60 ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.

Опыт «Воздух всегда в движении»

Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед. Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас?

Вывод:  Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. 

Раздел 5 Земля и космос.

Ссылка на учебную программу 4.2 Космос

Цели обучения 1.4.2.1 характеризовать астрономию как науку о космосе

1.4.2.3 характеризовать отдельные космические тела

Ссылка на учебную программу 4.1 Земля

Цели обучения 1.4.1.1 определять форму Земли на основе ее искусственной модели

Опыт «Из чего состоит почва»

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

В. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Опыт В почве есть воздух.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт «Как происходит загрязнение воздуха»

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто.

Раздел 6 Физика природы. Тепло. Электричество. Магнетизм

Ссылка на учебную программу 5.4 Тепло

Цели обучения 1.5.4.1 определять приборы для получения тепла

Опыт «Превращения капельки»

Опыт «Таяние льда».

Накрыть стакан кусочком марли, закрепив её резинкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в тёплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется. После того, как сосулька растает полностью, подчеркнуть, что вода была в твёрдом состоянии, а перешла в жидкое.

Опыт «Испарение воды».

Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.

Опыт «Превращение пара в воду».

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.

Ссылка на учебную программу 5.5 Электричество

Цели обучения 1.5.5.1 объяснять важность электроэнергии в повседневной жизни людей

«Опыты с фонариком»

Цель: Расширить представление детей о свойствах известных предметов.

Дети прикладывают к фонарику предметы: цветные стёкла, стёкла, картон, тряпочки, ладошки. -Через какие предметы свет проходит? А через какие предметы свет не проходит? Выводы: Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

«Расческа и тени»

Учитель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).

- Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)

- На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)

Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенями на листе бумаги?

Вывод: Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.

«Игра с тенью»

Свет выключен, из коробки светит луч, учитель преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.),закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

-А почему не стало тени? (нет света)

-Значит, бывает тень без света? (нет)

Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

Выводы: рука не даёт пройти свету до стены, отсюда образуется тень.

Ссылка на учебную программу 5.6.Магнетизм

1.2 Методы познания природы

1.5.6.1 определять тела, обладающие магнитными свойствами

1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира

1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

Опыт «Притягивает – не притягивает»

 У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: на поднос черного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос зеленого цвета, положите, которые не реагируют на магнит.

-Как мы это проверим? Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.

-Приступаем! Расскажите, что вы делали ?   И что получилось?

Вывод. Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Игра «Рыбалка»

-А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита.

Вывод Магнитные силы проходят через воду.

Игра-опыт «Бабочка летит»

- Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать?
- Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам.
- Что двигает бабочку?
- Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.?

Вывод Магнитная сила проходит через картон.

Игра-опыт «Не замочив рук»

Действует ли магнит через другие материалы?
-А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников.
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
-Дети пробуют. - Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
Вывод - Магнитные силы проходят через стекло

Раздел 7 Физика природы. Свет

Ссылка на учебную программу 5.2 Свет

Цели обучения 1.5.2.1 сравнивать свет и темноту

1.5.2.2 различать естественные и искусственные источники света

1.5.2.3 определять необходимость искусственного освещения и его источники

Опыт «Свет повсюду»

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Опыт «Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха»
Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка.
Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр - на отметку 100 см. Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включите лампу. Через 10 мин. сравните показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.
Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое.
Также можно на участке измерить температуру воздуха на солнечной стороне и в тени. 

Опыт «Как сделать радугу дома?» Солнечным днём наполни большую стеклянную ёмкость водой.

Затем опусти в воду зеркало. Подвигай это зеркало и найди такое его положение, при котором на стенках комнаты образуется радуга. Можешь зафиксировать положение зеркала пластилином.

  Дай воде успокоиться для того, чтобы радуга получилась более отчетливой, а потом нарисуй радугу так, как ты ее увидел.

«Как влияет солнце на растение»

Цель: установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Ход:       

 1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?

 2) Убрать колпак с растениям. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.

 3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?

Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.

Раздел 8 Физика природы. Звук

Ссылка на учебную программу 5.3 Звук

1.5.3.1 объяснять особенности распространения звука

1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира

1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

1.5.3.2 различать естественные и искусственные источники звука

Опыт «3вучит — не звучит»

- Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)

- Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?

Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.

Вывод: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.




.

 





















19