СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Естественнонаучная грамотность "Вода. Уникальность воды".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по функциональной грамотности (естественнонаучная)

Просмотр содержимого документа
«Естественнонаучная грамотность "Вода. Уникальность воды".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7






Естественнонаучная грамотность

Тема: «Вода. Уникальность воды»,

5 класс







Подготовила: учитель географии

высшей категории Шпакова Н. Л.





1 6.12.2022 год

Тип урока: урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: проблемное изучение с использованием ИКТ.

Цели: познакомить обучающихся с уникальными свойствами воды, как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле; создать условия для формирования ответственного отношения человека к природным водным ресурсам с целью развития естественнонаучных компетенций.

Задачи:

Образовательные: через содержание учебного материала и межпредметной связи биологии, географии, математики развивать познавательные интересы и интерес к живой и неживой природе.

Воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, умение сотрудничать.

Развивающие: совершенствовать вычислительные навыки и навыки логического мышления применять знания в непривычной ситуации.

Планируемые результаты:

Предметные и метапредметные: находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте.

Личностные: объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, лабораторная посуда и реактивы.

Ход урока
  1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел и смолк звонок, начинаем мы урок.

Урок по формированию функциональной грамотности – естественнонаучной.

Учитель: Внимание на доску.

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».

О чём писал Антуан де Сент-Экзюпери? О чем пойдет сегодня речь на уроке?

Учитель: вторая подсказка –

Из меня состоит все живое:

Я графит, антрацит и алмаз,

Я на улице, в школе и в поле,

Я в деревьях и в каждом из вас…(вода)

Учитель: о каком веществе мы будем говорить?

Обучающиеся: о воде.


  1. Актуализация знаний


Учитель: Вода — одно из самых уникальнейших веществ на Земле. Несмотря на бурное развитие современной науки, до сих пор учёные не изучили до конца природу этого, казалось бы, простого вещества! Что вы знаете о воде?


Выполните задания на слайде.

    1. Вода в природе существует в трёх состояниях: жидком, ... и ...

    2. Какими свойствами обладает вода? Выбери правильное:

  • Имеет цвет; не имеет цвета.

  • Имеет запах; не имеет запаха.

  • Прозрачна; не прозрачна.

  • Обладает текучестью; не обладает текучестью.

  • Растворяет соль, сахар; растворяет песок, мел.

  • Медленно нагревается и медленно остывает; быстро нагревается и быстро остывает.

  • При замерзании расширяется; при замерзании сжимается.

Учитель: Ребята, вы много знаете о свойствах воды. Нам нужно определить цель урока.

Обучающиеся: новые знания, полученные на уроке уметь применять в жизненных ситуациях.

Учитель: задачи на слайде, озвучьте. Откройте тетради, запишите с доски тему урока «Вода. Уникальность воды».


  1. Основная часть. Осмысление нового материала.


Учитель: Где мы встречаем воду? Обучающиеся: ... (ответ).


Учитель: Работаем по тексту. Выполняем задания (PISA).


Вода везде и всюду. Площадь поверхности Земли составляет 510 млн. км2. Площадь суши 149 млн. км2. Водой занята 0,71 часть поверхности планеты. Мировой океан составляют моря и океаны, заливы и проливы, омывающие материки, острова. Вода на материках представлена внутренними водами: реками, озерами, подземными водами, ледниками, водохранилищами, ледниками.

Многие внутренние источники воды являются целебными. Например, места, где находятся целебные источники России (Кисловодск, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки и т.д.). В Сибири есть места с минеральными источниками (оз. Карачи, с. Довольное, г. Искитим, оз. Чаны, г. Тогучин).

Вода — самый сильный универсальный растворитель. В воде содержатся практически все элементы таблицы Менделеева, в том числе соли, основания, кислоты. На своём пути вода растворяет металлы, горные породы, органические вещества.


Задание 1. Найдите площадь поверхности Земли, занятой водой.

510-149 =361 км2 или 510 *0,71 =362,1 км2


Задание 2.

Учитель: Внимание на слайд. Рынок минеральной воды в России представлен водой (перечислить). Назовите минеральную воду, источник которой находится в районе КМВ? Какую(ие) минеральные воды с успехом заменяет «Ессентуки»? Почему?

Состав минеральной воды


Минеральная вода

Местонахождение источника

Наличие ценных ионов

«Марциальные воды»

Заонежье

Fe2+, Fe3+

«Синегорье»

Сахалин

As3+

«Полюстрово»

Карелия

Fe2+, Fe3+

«Талицкая вода»

Воронежская обл.

I

«Боржоми»

Грузия

Na+, HCO3–

«Ессентуки»

г. Железноводск

Na+, HCO3–, Cl

«Нарзан»

Кавказ


Mg2+, Ca2+, SO4

2–

«Карачинская»

Чановский р-н

HCO3–, Na+

«Доволенская»

с. Довольное

HCO3–, Na+


Задание 3. (Уровень сложности 1) Используя оборудование, определите растворимость веществ. Сделав вывод, заполните таблицу:

Растворимость веществ

Вещество

Растворимость

Результат заполнения

Сахар


Р

Песок


Н

Опилки


Н

Соль


Р

Растительное масло


Н

Задание 4 (Уровень сложности 2)

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться. Он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда ослик вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.


- Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

- Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар?


Задание 5. (Уровень сложности 3) Изучаем текст.

Вода обладает текучестью. Вода течёт, вода смачивает, у воды есть поверхностное натяжение. Сила поверхностного натяжения воды очень велика. Она по прочности уступает только ртути. Вода в свободном состоянии принимает форму шара тоже благодаря силе поверхностного натяжения. Эта сила связывает молекулы воды, как бы притягивая их друг к другу. Благодаря поверхностному натяжению воды кровь движется в организмах человека и животных, вода поднимается вверх по стволам деревьев.


Демонстрация опытов обучающимися.


  1. Помещаем в емкость с водой несколько спичек.

В центр емкости аккуратно помещаем сахар-рафинад и через несколько секунд наблюдаем, как спички начинают двигаться в сторону сахара. Объясните, почему так происходит.


2. В центр емкости помещаем мыло и наблюдаем, как спички начинают двигаться в противоположную сторону. Объясните, почему так происходит.


Объяснение

Сахар-рафинад впитывает воду и тем самым создает поток, направленный к центру емкости. Мыло же существенно ослабляет поверхностное натяжение воды в центре емкости, и спички перетягиваются областями с более высоким поверхностным натяжением.

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.


Учитель. Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Мы продолжим наш урок.

Задание 6. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? Вспомните географию, поясните свое мнение. Обучающиеся: ... (ответ).


Учитель (дополнения): О круговороте говорилось ещё в Библии: «Все реки текут в моря, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь». Водные ресурсы обладают способностью возобновляться. В природе существует безотказный механизм круговорота воды «океан — атмосфера — земля — океан» под действием энергии Солнца. Обратите внимание на схему «Круговорот воды в природе» (видео «Круговорот воды в природе»).


- Представь, что ты частица воды, расскажи, какое кругосветное путешествие ты совершаешь в природе?

Океан — Пар — Облака — Дождь/Снег — Реки — Океан

Обучающиеся: ... (ответ).


Учитель: ребята, какие вы знаете пословицы о воде?

В народе говорят: «Вода камень точит». Об этом знают все, но никто не может ответить, почему так. 60 капель холодной воды, упавшие на голову человека с высоты 50 см, убивают его. В древности даже существовала смертная казнь «каплями воды».

Находясь в капиллярах, вода создает огромное давление, и это позволяет ростку с лёгкостью пробивать твёрдый асфальт.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека – 65%. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Задание 7. Назовите пословицы о воде.


Учитель: Слайд. Знаете ли вы, что ...

  • принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды;

  • каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды;

  • разовый смыв в туалете — 8–10 литров воды;

  • каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды;

  • через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

Какие выводы можно сделать о значении воды в природе и жизни человека?

Вода — одно из самых важных веществ на Земле. От неё зависит жизнь. Качество воды влияет на жизнь и здоровье людей. Воду нужно беречь!



  1. Рефлексия. Подведение итогов уроков.

Игра «Правильный путь»


Выберите правильные пути по сохранению воды.

  1. Можно ли сберечь воду, если грязную посуду перед мытьём очищать от остатков еды? +

  2. Можно ли сберечь воду, если кран неисправен и постоянно протекает?-

  3. Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, когда чистишь зубы? +

  4. Можно ли сберечь воду, если чистишь картошку при постоянно открытом кране? -

  5. Можно ли сберечь воду, если размораживать продукты под струёй воды? -

  6. Можно ли сберечь воду, если поставить счётчик на водопровод и контролировать водопотребление? +


Итоги урока.



Учитель: Вернемся к цели нашего урока. Цель достигнута?! Задачи выполнены. Выставление оценок.


Работая над заданиями PISA в интернете, выставляются баллы, при этом оценивается ваш познавательный уровень сформированности навыков (низкий, средний, высокий).

Возьмите листочки, подойдите к доске и наклейте на ступеньки лестницы успеха, полученных знаний на уроке.


  1. Домашнее задание. Решить задачи из задания 10.


Бережно воду расходуй из крана!
Помни! Капля воды - это жизнь!
Таким отношением ты, гражданин,
Кому-то далёкому жизнь сохранишь!



  1. Спасибо за работу!

Урок закончен! До новых встреч!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!