СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь вы можете прочитать и найти материал об эстетическом воспитании младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста»


Эстетическое воспитание в начальной школе.


Духовное становление личности, которое осуществляется в младших школьном возрасте, является одной из актуальных проблем воспитания. Данный процесс осуществляется комплексно средствами трудового, нравственного, эстетического и других видов воспитания.

Воспитание –

  1. (в широком смысле) – это процесс передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

  2. (в узком смысле) – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей.

Одним из видов воспитания является эстетическое воспитание.                  

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Эстетическое воспитание способствует формированию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, выработке поведения в обществе и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Эстетическое воспитание может рассматриваться как показатель сформированности эстетической культуры личности, которая является составляющей духовной культуры.

         Огромное значение эстетическое воспитание имеет в воспитательном процессе младших школьников, потому что в этом возрасте осуществляется эмоционально – чувственное развитие, именно оно способствует освоению окружающего мира и общения с людьми.

Развитие эстетических качеств начинается в раннем детстве. Борис Тимофеевич Лихачев писал «Период дошкольного и младшего школьного возраста является едва ли не решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно – эстетического отношения к жизни». Для того, чтобы взрослые люди стали духовно богатыми, необходимо обратить внимание на эстетическое воспитание еще в детском возрасте. Именно в детстве осуществляется интенсивное формирование отношений к миру, которые превращаются в свойства личности. Те качества личности, которые закладывались в детстве, именно они и сохранятся в неизменном виде на протяжении всей жизни. На протяжении жизни что-то меняется, дополняется, но то, что было заложено в дошкольном и младшем школьном возрасте является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

В младшем школьном возрасте изменяется ведущий вид деятельности – учеба. Важным человеком в жизни ребенка становится учитель. Через него учащиеся познают окружающий мир, нормы поведения. Антон Семенович Макаренко в своей деятельности нам показывает, что при неумелой постановки общественно значимой цели, дети остаются равнодушными. А если показан яркий пример собственной работы, то дети легко поднимаются на дело.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Формирование эстетических идеалов у младших школьников сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные идеалы изменяются. Под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, идеалы могут претерпевать изменения. В своей работе Б. Т. Лихачев отмечает «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме».

Для формирования эстетических идеалов у младших школьников используется детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Герои наделены человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, которые борются за добро и справедливость.

        "Это уже, безусловно, формирование идеала  как  части  мировоззрения  в  той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти  в  мир общественных идеалов. Важно только,  чтобы  первые  идеальные  представления ребенка не оставались на уровне  лишь  вербально-образного  выражения.  Надо постоянно, всеми средствами побуждать  детей  к  тому,  чтобы  они  в  своем поведении  и  деятельности  приучались  следовать  любимым  героям,  реально проявляли и доброту, и справедливость, и  способность  изображать,  выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках".

        Так же происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения учащегося к произведениям искусства осознаются и изменяются. Б. Т. Лихачев в своей работе отмечает, что в младшем школьном возрасте прибавляется еще один мотив – это осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни  ребята  относятся  к  искусству  и действительности именно эстетически. Они  получают  удовольствие  от  чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они  еще  не  знают,  что это и есть эстетическое отношение.  Но  в  них  сформировалось  эстетическое отношение к искусству  и  жизни.  Тяга  к  духовному  общению  с  искусством постепенно превращается для них в потребность.

      Другие  дети  общаются  с  искусством  вне  собственно   эстетического

отношения.  Они   подходят   к   произведению   рационалистически:   получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и  смотрят  их без глубокого постижения сути, лишь  для  того,  чтобы  иметь  о  нем  общее представление".

        Чувство прекрасного в окружающем мире создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес, обостряет психические процессы. Специалист в области эстетике Киященко Николай Иванович отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действительности эстетического воспитания.

        Младший школьный возраст – это особый возраст для формирования эстетического воспитания, где именно учитель будет играть главную роль. Учитель способен не только основать прочные знания эстетически развитой личности, но и через эстетическое воспитание заложить подлинное мировоззрение человека, т. к. именно в младшем школьном возрасте формируется отношение к окружающему миру, развитие эстетических качеств личности.

 Деятельность общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников осуществляется по таким направлениям:

  • Учебная эстетическая деятельность;

  • Внеучебная:

- Внутришкольная

- Внешкольная

  • Сотрудничество с родителями.

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.

Основными методами эстетического воспитания являются:

  • Разъяснение;

  • Анализ произведений искусства;

  • Решение эстетических задач;

  • Упражнение в искусстве;

  • Положительный пример.

Основными формами эстетического воспитания являются:

  • Беседы и лекции;

  • Вечера поэзии;

  • Встречи за круглым столом и другие.

Но формы и методы не используются по отдельности, педагоги применяют комплекс художественно – эстетических средств. Основными из них являются:

  • Познание;

  • Труд;

  • Игра;

  • Общение;

  • Природа;

  • Искусство;

  • Литература;

  • Бытовая обстановка.

Эти средства входят в систему эстетического воспитания. Рассмотрим их особенности и значение для эстетического развития младших школьников.

Познавательный процесс является важным для формирования эстетического воспитания младших школьников. Школьник проникая в сущность предметов, процессов он  воспринимает те эстетические свойства, которые присущи им. Поиск истины всегда окрашен эмоциональными переживаниями. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» .

Размышление углубляет эстетические переживания. Константин Георгиевич Паустовский говорил, что знающий увидит красоту земли там, где ее никогда не увидит человек необразованный. Красота выступает одним из критериев истинности знаний.

Мы убедились в том, что познавательный процесс влияет на развитие эстетического воспитания младших школьников. Педагоги утверждают, что труд тоже влияет на эстетическое воспитание. Рассмотрим каким образом труд влияет на эстетическое воспитание.

Труд, какой бы он не был, умственный или физический так же как и познавательный процесс активно влияет на эстетическое воспитание учащихся. Основными путями влияния являются:

  • Сам процесс труда.

  • Содержание работы

  • Результат труда.

  • Отношение в труде.

Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы используемые в труде. Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде. Антон Семенович Макаренко утверждал, что в деле воспитания эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньше значение, чем эстетика поведения.

Эстетическое воспитание проявляется и в играх. В играх проявляется гармония движений, обстановка, ритуалы допускают привлечение средств искусства.

Общение школьников в коллективе – это хорошая школа эстетического воспитания младших школьников. Но при этом необходимо, чтобы средства общения отвечали требованиям эстетики.

Основным средством общения является речь учащихся. Главные условия красоты речи – это содержательность и чистота. Необходимо, чтобы речь была образная, лаконичная, четко продуманная. Украшает речь образность. Оживляет речь и применение поговорок, пословиц, но при этом необходимо, чтобы все это применялось уместно.

Правильное использование мимики, жестов, позы – все это показывает эстетическую воспитанность.

Природа – это один из важнейших источников эстетических переживаний младших школьников. Природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года. Природа влияет на духовный облик человека.

Природа это не только то, что мы видим, но и то, что мы слышим. Это шелест листьев под ногами, пение птиц, журчание ручья. Сочетание вызывает у младших школьников комплекс переживаний, которые при системном общение с природой становятся дорогими и близкими, именно они ложатся в основу патриотических чувств. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.  

Искусство является важнейшим средством эстетического воспитания младших школьников. Владимир Ильич Ленин утверждал, что искусство должно пробуждать в людях художников. При этом мы не говорим о профессии художника, а о том чувстве, которое развивается при соприкосновении с искусством.

Каждый вид искусства по своему влияет на развитие эстетических качеств. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус учащиеся отражают в своих поделках.

Каждый учебный предмет в образовательном учреждении имеет большие возможности для эстетического воспитания младших школьников.

Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы. Данные учебные предметы обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование учащихся.

На уроках музыке стоит задача объединить в сознании учащихся три вида искусства: музыку, литературу и живопись, раскрыть их внутренние связи. Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание приходит в результате вдумчивого слушания.

Главной идеей изобразительного искусства является связь искусства с жизнью. Связь искусства с жизнью осуществляется посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Большое влияние на эстетическое воспитание оказывает литература. Именно литература занимает ведущее положение в системе искусств. Слово как средство творчества способно и создавать образы, и анализировать явления жизни. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. И третья стадия – обдумывание прочитанного.

Не только предметы искусствоведческого цикла формируют эстетическое воспитание, но и совместная творческая деятельность учителя и учащихся. Чистота и порядок на рабочих местах, исправные наглядные и технические средства, спокойные и деловые отношения – всё это является необходимым условием успешного эстетического воспитания младших школьников.

Важное значение при формировании эстетического воспитания имеет труд школьника. Во всяком труде есть возможность использовать техническую эстетику, красоту оформления кабинета, участка. Завершая трудовой процесс, важно побудить учащихся почувствовать радость от полученных результатов труда: чистый класс, красивое изделие.

Подведение итогов труда сопровождается выпуском стенгазеты, оформление выставки, проведением вечера. Художественные средства связываются учащимися с впечатлениями от выполненного труда и создают положительную установку на дальнейшее участие в труде.

Важнейшим условием эстетического воспитания является красота отношений между учащимися в процессе труда. Учитель создает атмосферу взаимопомощи, здорового соревнования, хорошего настроения.

Эстетическое воспитание в труде – это один из аспектов комплексного подхода к воспитанию, осуществление которого выступает важнейшим условием повышения эффективности педагогического процесса.

Но не только учебные предметы способны эстетически воспитывать, но и школьная обстановка. Она начинается у входа на школьный двор. Чистота дорожек и зеленый газон, цветы в клумбах – всё это вместе создает у школьников ощущение гармонии, причастности к красоте окружающего мира.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе. Большой вклад в разработку содержания эстетического воспитания во внеклассной работе внесли: Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский.

Станислав Теофилович Шацкий и Василий Александрович Сухомлинский показали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое воспитание с художественным творчеством учащихся. При этом школьники проявляют свою индивидуальность, утверждают себя в коллективе, обогащают свой жизненный и эстетический опыт.

Внеклассная и внешкольная работа становится эффективной, если она вписывается в целостность учебно – воспитательный процесс.

В системе эстетического воспитания во внеурочной деятельности выделяют три взаимосвязанных звена:

  1. Эстетическое просвещение;

  2. Развитие эстетических чувств;

  3. Обогащение опыта художественной деятельности.

Рассмотрим более подробно каждое звено.

Эстетическое просвещение младших школьников во внеурочной деятельности – это беседы, лекции, встречи за круглым столом, клубы друзей и т.д.

Ценной формой познания учащимися основ эстетики является чтение книг по искусству.

Важную искусствоведческую информацию школьники получают на кружках.

Особая роль принадлежит непосредственно-чувственному восприятию искусства. Это и просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки и художественное чтение, посещение выставок и музеев. Основное значение состоит в обогащении чувственно-эстетического опыта школьников. Главное это позаботиться о правильной идейной направленности данных видов деятельности.

Большую роль в формировании культуры эстетических чувств играют кино- и телефильмы. Воздействие начинается с раннего детства и не прекращается всю жизнь.

Восприятие произведений литературы, которые экранизируются нуждается в тонком педагогическом руководстве.

Младшие школьники с удовольствием выбирают студии, кружки под руководством педагога. Они пробуют свои силы в литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном и в другом творчестве.

Большое значение к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ценность состоит в проигрывании определенных ролей, основывается на фантазии учащихся.

Образовательное учреждение не ставит перед собой цели подготовить артиста или музыканта, но через школьную самодеятельность учащиеся приобщаются к активной общественной деятельности.

Участники творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей, нести культуру в массы.















Литература:

  1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/

  2. Буткевич В.В., Любимова Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учеб.- метод. пособие для учителей нач. кл./В. В. Буткевич, Ю. С. Любимова.- М.:Академия,2008.-С.144.

  3. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников : пособие для учителей/О. П. Котикова. – М.: ВЛАДОС,2001.-С.194.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов/под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство,2009.-С.276.

  5. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. А. Сластенин. – М.:Академия,2007.-С.516.

  6. Словарь по эстетике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esthetiks.ru/

  7. Сухомлинский, В. А. О воспитании/В. А. Сухомлинский.- М.: Просвещение,2004.-С.243.