СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Эстетическое воспитание, как возможный путь к развитию религиозного чувства"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Эстетическое воспитание, как возможный путь к развитию религиозного чувства"»

«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ К РАЗВИТИЮ РЕЛИГИОЗНОГО ЧУВСТВА»

Кудина Вероника Олеговна

преподаватель скрипки

МБУДО «МХШ» Радуга»

г.о. Реутов

E-mail: radugahor.ru

Аннотация. В статье отражается личное мнение автора о решающем значении личного свидетельства для рождения религиозности в условиях секулярного мира и о взаимосвязи эстетического восприятия человека с религиозным чувством. В данной статье автор делится своим опытом работы по развитию эстетического восприятия учащихся на примере тематического концерта в музыкальной школе.


Церковь – ковчег спасения, свет, ориентир для людей, живущих в нашем мире и нуждающихся в этом свете и ориентире. Но мы живём в условиях секулярного мира на протяжении уже достаточно длительного времени, когда государство отвоёвывает всё новые области влияния у церкви в свою пользу, произвольно или непроизвольно. И, наверное, не стоит бояться этих процессов, так как никакой секуляризм не может отнять у людей веру. Решающим моментом для рождения религиозности в душе человека является его встреча с живым носителем веры, с личностью, которая способна поделиться этой верой и передать свой религиозный опыт окружающим. Или знакомство с великим произведением искусства, с творением, в котором заложено яркое, мощное свидетельство веры человека, его создавшего. Думаю, что мы – педагоги можем сыграть далеко не последнюю роль в этом вопросе.

Чтобы было понятно, следует сказать, что я человек верующий и пришла к вере во многом, благодаря музыке И.С. Баха. Точнее, вообще, музыке эпохи Барокко. Поскольку музыка этого периода (1600-1750) наполнена особым очень высоким духовным содержанием. Каноны её формировались на протяжении более тысячи лет в недрах католической и лютеранской церкви и к этому времени достигли наивысшего развития, был накоплен такой очень мощный и, если так можно выразиться, возвышенный арсенал музыкально-выразительных средств. И поразила меня в юности эта музыка тем, что мне довелось уловить в ней что-то такое, чего нет в этом мире. Такую удивительную красоту, такой свет, какое-то дыхание новое, которые свидетельствуют о существовании какого-то другого мира. И возник у меня тогда вопрос: «А где же, собственно, услышали они это? Где могли подсмотреть, что явилось предметом созерцания музыкантов, когда они творили такое?» Это был вопрос зарождающегося религиозного чувства. И теперь, став музыкальным педагогом, я ставлю перед собой цель – ненавязчиво и деликатно поделиться этим опытом с ребятами, которые приходят учиться в нашу музыкальную школу. Познакомить их с этой удивительной музыкой, которая сама засвидетельствует им о существовании иного мира. Донести, что такую красоту могли сотворить только по-настоящему верующие музыканты, соприкоснувшиеся в своём творчестве с чем-то Высшим.

В связи с этим моей основной педагогической задачей является поспособствовать развитию у наших учащихся эстетического восприятия, то есть, чтобы появились в душе такие «струны», которые будут отзываться на эту красоту, и, благодаря которым, стало бы возможным воспринять это свидетельство музыки о нездешнем мире. И вот, родилась у нас идея проведения ежегодных концертов, посвящённых празднику Рождества. В программе этих концертов и звучит музыка эпохи Барокко: И.С. Бах, А. Вивальди, Г.Ф. Гендель, Д. Скарлатти и т.д. Конечно, во всех музыкальных школах проводятся концерты, но наши отличаются от обычных школьных концертов. В чём же состоит это отличие? А состоит оно в совершенно особой режиссуре. Психологи установили, что эстетическое чувство рождается в детской душе от ярких впечатлений, эмоций, и мы как раз и стараемся вызвать на наших концертах эти яркие впечатления и эмоции, стараемся создать необычную атмосферу, удивить ребят. Всё начинается с оформления зала. Мы украшаем его разноцветными гирляндами, вешаем светящиеся снежинки - антураж такой светящийся, ставим старинные подсвечники. И весь концерт у нас проходит при погашенном свете, зал освещён только разноцветными огнями. Полумрак такой таинственный создаётся. Обязательно используем мы синтезатор с тем, чтобы воспроизвести тембры музыкальных инструментов ушедшей эпохи, а также проектор, видеоряд сопровождает выступление наших музыкантов. И конечно же, сочетаем музыкальные номера с поэзией. Каждый раз при подготовке очередного концерта проводится тщательная работа, под каждое произведение подбирается стихотворение, соответствующее характеру музыки. Например, стихотворение русского философа Владимира Соловьёва:

«Милый друг, иль ты не видишь, что всё видимое нами –

только отблеск, только тени от незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь, что житейский шум трескучий –

Только отзвук искажённый торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь, что одно на целом свете?

Только то, что сердце к сердцу говорит в немом привете…»

А также соответствующее изображение видеоряда. Например, это может быть вид интерьера удивительного готического собора с загадочными цветными витражами (рис.1). Или, попутно знакомим ребят с тем, как выглядели музыкальные инструменты эпохи Барокко, показывая на экране фотографии или рисунки старинных инструментов (рис.2). Или это могут быть картины известных европейских художников, запечатлевших игру музыкантов той эпохи, например немецкой художницы Анны Доротеи (рис.3). Номера мы не объявляем, а тоже выводим на экране имя исполнителя, автора и название произведения, чтобы не нарушать тонкую музыкально-поэтическую рождающуюся тайну. Итак, в волшебном, таинственном разноцветном полумраке играют наши юные музыканты, (благодаря синтезатору), на старинных инструментах, и даже привычные скрипка, флейта и гобой в сопровождении органа и клавесина звучат как-то необычно, по-новому волшебно…(рис.4). Создаётся такая удивительная атмосфера волшебства, ощущения тайны, происходящей мистерии, перенесения в другую эпоху. Таким образом мы улавливаем всё внимание ребят, и тех, которые играют, и тех, которые наблюдают за происходящим в зале в качестве зрителей.

И как мы надеемся, всё это создаёт глубокое впечатление в душе, которое надолго останется в памяти и в дальнейшем будет способствовать развитию эстетического восприятия у наших учеников. Надеемся, что появятся те самые «струны» в глубине души, которые способны отзываться на красоту, свидетельствующую о ином мире. Возможно, мы не сразу и, скорее всего, не скоро получим какую-то обратную связь. Думаю, эти «семена» мы сеем в долгосрочной перспективе. Очень хочется верить, что лет через 10-20-30, а может и по прошествии ещё более длительного времени, кто-нибудь из наших ребят вспомнит о концертах, проходивших в нашей музыкальной школе в их далёком детстве, о той красоте, к которой довелось прикоснуться когда-то, и что может и у них возникнет этот вопрос: «А где же рождается эта красота, куда был устремлён взгляд творцов великих произведений, куда зовёт она нас и чей голос улавливаем мы, соприкасаясь с ней. И не та ли это красота, о которой Достоевский говорил?»

Рис.1. Вид интерьера готического собора

Рис.2. Фотографии и рисунки барочных инструментов




Рис. 3. Анна Доротея. «Женщина, играющая на лютне»


Рис.4. Играют наши ребята


Список использованной литературы:

1. Гусева О.В. «Эстетическое воспитание, как важнейший аспект гармонического развития личности. Xll Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами». Сборник статей. Москва, 2020г.

2. Митрополит Антоний Сурожский. «Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности». Москва, издательский дом «Никея», 2017г.