СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса.Оно осуществляется в процессе изучения всех предметов, в течение всего времени обучения, в том числе и биологии.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание на уроках биологии»

МБОУ ОСШ № 4

г. Ульяновск

Учитель биологии

Муслина Т.Н


Эстетическое воспитание на уроках биологии.

В школе эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса. Оно осуществляется в процессе изучения всех учебных предметов, в течение всего времени обучения, в том числе и биологии.

Все программы естественнонаучного цикла, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в общеобразовательной школе, важную роль отводят эстетическому развитию учащихся. Предметы естественнонаучного цикла помогают раскрыть красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять её.

Биологическое образование содержит в себе огромный эстетический потенциал, прежде всего потому, что учащиеся познают здесь многообразный мир природы. 

Эстетическое воспитание осуществляется на всем протяжении изучения курса биологии, начиная с кабинета биологии и с самых первых уроков.

Не последнюю роль играет эстетическое оформление кабинета биологии, т.к. процесс обучения биологии осуществляется в специально оборудованном кабинете и его интерьер оказывает влияние на эстетическое воспитание школьников. Подбирая наглядные пособия, оборудование и элементы оформления педагогу необходимо помнить, что:

- эстетически предметно-пространственное окружение активизирует педагогический процесс;

- целенаправленное и систематическое ознакомление учащихся с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус

- художественное оформление кабинета должно носить комплексный характер.

Особую роль в эстетическом воспитании учащихся играет наглядность, которая не только оживляет учебный процесс, но и является необходимой частью урока, так как она углубляет знания, их восприятие и запоминание, а также активизирует эмоционально-образные ресурсы личности. Наглядность позволяет показать эстетические характеристики природного явления или процесса, дополнить рассказ демонстрацией. Например, рассматривая строение цветка, показать растение во всем его великолепии. Это будет способствовать развитию образной памяти и воображения, оставит эмоциональный отклик в душе ученика.

Урок биологии – один из основных элементов нравственно-эстетического воспитания школьников. Методы и приемы эстетического воспитания на уроках биологии очень разнообразны и зависят от многих условий: объема, качества и содержания информации по теме урока, форм организации и видов деятельности учащихся. Учитель должен научить учащихся понимать красоту природы, воспитывать потребность общения с окружающим миром, пробуждать интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, столь необходимые для воспитания чувств, формирования способности эстетически воспринимать и оценивать явления действительности.

Художественное слово также относятся к инструментам эстетического воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителем биологии задачу развития смыслового чтения посредством содержания учебного предмета, демонстрирует необходимость использования на уроках биологии художественного слова, включения в урок художественного текста. Природа России разнообразна и уникальна. Её красоту воспели в своих стихах замечательные русские поэты. Художественное слово проникновенно, природа воспета в многочисленных стихах, поэмах, рассказах и произведениях не только великих классиков, но и современных писателей. Художественное слово вызывает спектр эмоций, а значит, окрашивает восприятие. 

Стихи, отрывки из произведений, иллюстрирующие и дополняющие тему урока, не только важны для эмоционального настроя, но и для последующей беседы или дискуссии, для объяснения нового материала с опорой на прочитанный или прослушанный стихотворный текст, для постановки проблемы или для создания проблемной ситуации, если автором допущены «биологические» или смысловые ошибки.

Научно-популярная литература также способствует развитию у детей интереса к природе, повышает их интеллект, развивает эстетические чувства, дает положительные эмоции. Чтение и анализ книг биологического и природоведческого содержания необходим на уроках биологии. Чтение литературы натуралистического характера осуществляется без специальной установки на запоминание, тем самым не вызывает негативной реакции, при этом у учащихся развиваются такие качества личности, как эрудиция, а вместе с ней и научное и эстетическое мировоззрение. Наряду с художественной литературой и научно-популярной литературой также можно использовать элементы фольклора.

Демонстрация репродукций картин известных художников также используется в целях эстетического воспитания учащихся на уроках биологии. На уроках нужно демонстрировать русскую природу в картинах художников–пейзажистов таких, как И. Шишкин, А. Куинджи, И. Остроухов, И. Левитан, В. Поленов, А. Саврасов, В. Никонов. Пейзажи, написанные выдающимися художниками, учитель биологии может сравнить с ландшафтами, которые школьники видят каждый день, к которым привыкли и не обращают внимания на их красоту. Нужно, чтобы живопись научила учащихся видеть красоту окружающего мира. Например, большой эмоциональный отклик оставляют репродукции Зденека Буриана «Раннедевонский ландшафт», «Мезозойский ландшафт», «Каменноугольный лес», «Бурокаменный лес». Следует также использовать красивые репродукции картин с животными, т.к. эмоционально насыщенные портреты животных часто заставляют учеников по-иному взглянуть на них и их судьбу.

Использование на уроке биологии музыки – еще одно средство эстетического воспитания. Например, при изучении значения звуковой сигнализации в жизни насекомых, подойдет для прослушивания известное произведение Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля». А физиологию птичьего пения можно изучать на примере "Жаворонка"

Видеофильмы или их фрагменты. Учащиеся с наслаждением воспринимают то, что без помощи кинокамеры они никогда не смогли бы увидеть.

Методы эстетического воспитания учащихся.

В эстетическом воспитании и образовании используются все известные в педагогической науке и практике методы: наглядные, словесные, практические, объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной организация эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающей жизни и искусстве, познавательной деятельности учащихся, абстрактно-логическое осмысление, развитие практических навыков в овладении художественной деятельностью.

К приемам эстетического воспитания учащихся можно отнести:

- беседы, лекции, посвященные совместному разбору индивидуального отношения, оценок, суждений об эстетических свойствах данной стороны действительности и эстетике ее научного отражения;

- проведение совместно с учителями других дисциплин естественнонаучного, а также и художественно-гуманитарного цикла уроков, лекций, конференций;

- проведение мероприятий, выявляющих результаты развития отношения к природе: конкурсы сочинений, творческих работ, конференций, классных журналов на всех ступенях школьного обучения, проведение диспутов в старших классах и т.д.;

- сочетание урочных и внеурочных видов работы по эстетическому освоению природы;

В эстетическом воспитании и образовании используются все известные в педагогической науке и практике методы: наглядные, словесные, практические, объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной организация эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающей жизни и искусстве, познавательной деятельности учащихся, абстрактно-логическое осмысление, развитие практических навыков в овладении художественной деятельностью.

К приемам эстетического воспитания учащихся можно отнести:

- беседы, лекции, посвященные совместному разбору индивидуального отношения, оценок, суждений об эстетических свойствах данной стороны действительности и эстетике ее научного отражения;

- проведение совместно с преподавателями других дисциплин естественнонаучного, а также и художественно-гуманитарного цикла уроков, лекций, конференций;

- проведение мероприятий, выявляющих результаты развития отношения к природе: конкурсы сочинений, творческих работ, конференций, классных журналов на всех ступенях школьного обучения, проведение диспутов в старших классах и т.д.;

- сочетание урочных и внеурочных видов работы по эстетическому освоению природы.

Требования к реализации эстетического подхода на уроках биологии

- Во время рассказа, лекции и беседы необходим показ, демонстрация произведений искусства;

- не следует перегружать учащихся обилием имен, названий, фактов, лучше сосредоточить их внимание на двух-трех картинах, музыкальных фрагментах и тем самым избежать беглости и хаотичности восприятия;

- следует помнить, что на уроке основным является биологическое содержание;

- демонстрировать только те репродукции, которые соответствуют оригиналу, передают содержание и подходят по изучаемой теме на уроке биологии;

- в процессе демонстрации видеофильма, проигрывания музыкального произведения должны быть обеспечены полнота и целостность эстетического восприятия;

- необходимо обеспечить единство образа и слова;

- речь педагога должна быть эмоциональна и передавать личное отношение к предмету разговора.