СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание учащихся на уроках Изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы самообразования для учителя изобразительного искусства "Эстетическое воспитание учащихся на уроках Изобразительного искусства"

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание учащихся на уроках Изобразительного искусства»

Программа самообразования

«Эстетическое воспитание учащихся

на уроках изобразительного искусства»


Программу составила:

Текутьева Елена Александровна

учитель изобразительного искусства


«Эстетическое воспитание помогает

выработке в человеке высоких морально –

этических качеств, а не только

художественного вкуса, оно имеет

непосредственное отношение ко всем

проявлениям жизни, а не только к области

искусства».

Дм. Кабалевский

Пояснительная записка


Способность чувствовать и воспринимать красоту природы, искусства – есть признак эстетической культуры человека. Мы оцениваем людей прежде всего по их действиям, поступкам, делам. Именно в момент действий наиболее полно раскрывается личность, её способности. Человек призван изменить, преобразовать мир, делая его лучше, человечнее.

Стремление человека к красоте, совершенству должно быть активным, творческим. Умение не только восхищаться красотой, но и утверждать её, вносить в жизнь – в этом цель и смысл эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание заключается в пробуждении и развитии в человеке способности воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Эстетическое воспитание есть составная и неотъемлемая часть формирования гармонически развитой личности. Успех эстетического воспитания во многом зависит от самого человека, понимания им роли и значения красоты, искусства в жизни и труде.

Воспринимая красоту искусства и действительности, человек постигает и укрепляет в своём сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.

Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества, т.к. постижение эстетических ценностей не может не носить творческого характера. Эстетическое творчество – это такая особенность жизнедеятельности людей, которая проявляет себя в освоении и преобразовании мира и самого человека по познаваемым и развиваемым им законам красоты. При этом и сам процесс освоения и преобразования мира, и самого человека также осуществляется в соответствии с требованиями законов красоты и эстетических идеалов.

Такое определение эстетического творчества показывает, что любая деятельность людей в принципе может и должна стать эстетической, поскольку всякое творчество в конечном счёте устремлено к постижению

совершенства, гармонии и красоты мира.

На этом фундаменте формируется творческая индивидуальность, её эстетическое отношение к искусству, к самому себе, своему поведению по отношению к людям и обществу. Помимо всего проявляется способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни, и способность к глубокому переживанию эстетических чувств.


Основание для разработки программы

Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей – такими они и будут. Мышление, интересы, отношение к жизни, к труду, к семье этих будущих строителей и хозяев нашего общества складывается уже сегодня. Наша задача – сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, в повседневном труде, в повседневных человеческих отношениях. Именно в детстве формируется или яркая человеческая индивидуальность, или безликая, бескрылая стереотипность.

Эстетическое воспитание ребёнка – сложное, многосоставное явление. Взрослый передаёт опыт ребёнку, изучает его способности, открывает ему дверь в мир прекрасного.

Формирование эстетического отношения, эстетического сознания начинается для ребёнка прежде всего с накопления разнообразных эстетических впечатлений. Необходимо учить его эмоционально наслаждаться красотой, выразительностью окружающих предметов и явлений, давать эстетическую оценку тем или иным характерным свойствам, ярким деталям. Также важно показать, в чём заключается подлинная красоту человека. Необходимо научить детей понимать красоту труда, в процессе которого создаются все материальные и духовные богатства.

Необходимо формировать освоения детьми знаний, умений, навыков; способностей чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; развивать творчески активную личность; вести целенаправленный процесс с учётом возрастных особенностей, художественно – эстетического образования, развития, воспитания детей.

Формировать представления ребёнка о совершенстве, о красоте в природе и обществе, человеке, искусстве; развивать способность ребёнка к вычленению в явлениях процессов, свойств, качеств, порождающих эстетические переживания, также развивать эмоциональное отношение ребёнка к действительности и искусству; эстетический и художественный вкус; формировать потребность в общении с эстетическими предметами и явлениями, с произведениями искусства.

Только целенаправленное педагогическое эстетико – воспитательное воздействие, вовлечение в художественную деятельность в тесной связи с

требованиями жизни способны развить сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических понятий, поднять ребёнка до уровня понимания подлинного искусства, красоты и эстетического творчества.


Искусство и его место в эстетическом воспитании


Многие полагают, что искусство существует для развлечения и отдыха, и видят главную его задачу в том, чтобы доставлять людям радость. Всё это присуще искусству, но не исчерпывает его природы и не раскрывает его сущности. Искусство выполняет много различных функций – общения, воспитания, эстетического наслаждения, оценки и, кроме того, оно даёт целый комплекс знаний.

Искусство даёт знания о жизни, о сложных человеческих отношениях. Оно учит понимать других людей и самого себя, учит жить, будит в человеке человека.

Занимаясь изобразительным искусством человек овладевает практическими навыками художника, осуществляет творческие замыслы, воспитывает вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, учится творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Эти качества нужны всем. Трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не пригодилось умение рисовать, способность чувствовать объёмную форму и цвет. Человек любой профессии работает лучше, если он владеет средствами изобразительного искусства и привык ими пользоваться.

Видя значимость искусства для становления цельной, гармонически развитой и творчески активной личности, я, на этом фундаменте строю свою программу по эстетическому воспитанию детей. И этот процесс осуществляю через занятия детей в изостудии, т.к. изобразительная деятельность – едва ли не самый интересный и доступный вид деятельности, через который ребёнок может отобразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к нему.

В содержание работы на уроках по изобразительному искусству входят: эстетическое восприятие действительности и искусстве, практическая художественная деятельность детей.

Программа построена так, чтобы была возможность дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней, должно служить источником самостоятельных творческих поисков детей.

Одна из ведущих задач изостудии – это творческое развитие личности ребёнка, и здесь особое внимание обращается на развитие его воображения и фантазии. В каждом задании детям даётся возможность для простора фантазии, поощряется привнесение в каждую работу собственных образов.

Также включена работа по систематизации всех интересных находок по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.

Построение программы направлено на воспитание человека – творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями Отечественной культуры и искусства, способного к творческому труду в любом виде деятельности.


Цель программы


Формирование художественной культуры учащегося посредством разнообразия форм, методов и приемов художественного творчества; развитие эстетической активности личности в практической деятельности – в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, к искусству.


Задачи программы по эстетическому воспитанию детей


К основным задачам эстетического воспитания детей относятся:

- формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и

безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно – творческой активности детей;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством

формирования художественных знаний, умений и навыков;

- воспитание у детей стремления к изменению мира, к творчеству.



Основные аспекты эстетического воспитания


1. Развитие эмоциональной сферы личности.

2. Передача детям художественных и искусствоведческих знаний.

3. Развитие творческого потенциала.


Основные направления деятельности

  • Сбор и накопление информации из различных источников.

  • Внедрение отдельных приемов и методов художественного творчества на уроках изобразительного искусства

  • Знакомство с новыми техниками художественного творчества.

  • Применение изученных техник художественного творчества в практике внеурочной работы.

  • Подведение итогов реализации программы и анализ ее эффективности.

Виды деятельности


1. Познавательная.

2. Художественно – эстетическая.

3. Изобразительная.

4. Конструктивная.

5. Декоративно – творческая.

6. Коллективная.

7. Предметно – практическая (организация рабочего места).




Механизмы действия программы


Программа реализуется на базе МАОУ Каскаринской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района в течении 4 лет (2018-2022 гг.).


Этапы реализации программы


- Передача детям знаний, необходимых для формирования

художественного, эстетического вкуса (2018-2019 уч. год).

- Развитие творческого потенциала (2019-2020 уч. год).

- Самореализация, саморазвитие, самооценка (2020-2022 уч.год).


1 этап:

- беседы об искусстве; расширение объёма знаний и представлений об

искусстве;

- развитие способности выражать своё отношение к произведению,

воспитание отзывчивости; беседы о прекрасном и добром;

- формирование представления об изобразительном искусстве как особом

способе познания жизни и мира;

- знакомство с основными видами и жанрами изобразительного искусства, и

способами их выражения.

2 этап:

- формирование художественно – творческой активности;

- формирование представлений о системе взаимодействия искусства с

жизнью;

- детская художественная деятельность в области изображения, украшения,

постройки.

3 этап:

- формирование умения применять на практике все полученные ранее

знания;

- формирование стремления к самостоятельному творческому поиску;

- индивидуальная и коллективная творческая деятельность детей по

благоустройству и изменению своего быта; применение полученных

знаний для оформления праздников и массовых мероприятий;

- участие в выставках и конкурсах различных уровней; систематизация всех интересных находок для организации последующих коллективных и персональных выставок детей.

Ожидаемые результаты. Назначение программы

  • ценностно-смысловые общекультурные компетенции - восприятие искусства как духовной летописи человечества и вместе с тем понимание красоты окружающего мира, поиск объектов искусства в обыденной жизни. 

  • учебно-познавательные компетенции - развитие воображения, творческого потенциала учащихся, желания подходить к любой своей деятельности творчески.

  • информационные компетенции - умение самостоятельно находить, анализировать и использовать информацию.

  • коммуникативные компетенции - уметь представить себя, показать свои возможности перед товарищами, участвуя в конкурсах.

  • здоровьесберегающие компетенции - владение способами позитивного отношения к своему здоровью.

  • компетенции самосовершенствования - развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности.

Программа построена по трём направлениям. Вначале – это получение детьми необходимых знаний и представлений об искусстве; затем – применение этих знаний на практике, сочетая их с деятельностью в области изображения, украшения, постройки. Здесь активно идёт формирование творческой деятельности детей. И на последующем этапе, направляем детей на самостоятельный творческий поиск; умение использовать полученные знания для создания красоты в жизни, быту.

В первую очередь программа направлена к чувствам ребёнка, т.к. только в детском возрасте можно успеть заложить столько человечности и мудрости в сердце ребёнка, что их с лихвой хватит на всю жизнь. Именно в эти годы формируется нравственный стержень человека.

Назначение программы – помочь ребёнку почувствовать и осознать всем своим существом красоту добра и безобразие зла, красоту и полезность рассматриваемого понятия или его безобразность и вредность. Чтобы вносить красоту в жизнь, надо много знать, глубоко и тонко чувствовать красоту окружающего, творчески относиться к своему делу. Каждый может и должен научиться понимать и верно ощущать подлинно прекрасное во всех областях жизни: труде, общественной деятельности, быту, поведении.

Через свою программу хочу добиться, чтобы дети научились стремиться не только к созерцанию красоты, но и к созданию её в жизни.

Содержание деятельности


Накопление теоретических знаний

  • Изучение литературы по теме и интернет-ресурсов

  • Накопление и изучение материала

  • Изучение опыта работы других педагогов по данной тематике


Проектирование собственной деятельности

  • Освоение новых форм и методов ведения занятий.

  • Апробация отдельных приемов и техник художественного творчества.

  • Внедрение в практику обучения ИЗО новых форм, методов и приемов художественного творчества .


Изучение состояния выбранной темы входе работы

  • Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов художественного творчества.

  • Мониторинг изменения интереса учащихся к художественной деятельности.


Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования

  • Проведение уроков с применением новых форм, методов и приемов художественного творчества.

  • Применение новых форм, методов и приемов художественного творчества во внеурочной работе.

  • Участие учащихся в творческих конкурсах различного уровня.


 





Использованная литература


  1. Неменский Б.М. Мудрость красоты (о проблемах эстетического воспитания). - М.: Просвещение, 1981г.

  2. Изобразительное искусство, 1-7 классы, 8класс (факультативный курс), экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями, научный руководитель – Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 1988г.

  3. Волков И.П. Художественная студия в школе. - М.: Просвещение, 1993г.

  4. Программно – методические материалы: Изобразительное

искусство, 5 -9 класс, сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин, - М.: Дрофа,

2000г.

  1. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. – М.: Просвещение, 1991г.

  2. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой (эстетическое воспитание учащихся во

внеклассной работе), - М.: Просвещение, 1987г.

  1. Неменская Л.А. Каждый народ – художник (учебник для 4 класса), под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000г.

  2. Неменская Л.А. Искусство вокруг нас (учебник для 3 класса), под ред.

Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000г.

9. Юренева Е.Р. Взгляд в будущее. – М.: Просвещение, 1988г.

10. Эстетическое воспитание, научный ред. – Толстых В.И. – М.:Высшая школа,1971г.

11. Дивненко О.В. Эстетика. – М.: Издательский центр «АЗ», 1995г.

12. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика!.. – М.: Детская литература, 1977г.

13. Дмитриев А.Е. Педагогика: Хрестоматия (учебное пособие для учащихся

пед.училищ), сост. А.Е. Дмитриев. – М.: Просвещение, 1985г.

14. Эстетическое воспитание школьной молодёжи, под ред. Б.Т. Лихачёва, Г. Зальмона. – М.: Педагогика, 1981г.

15. Рисунок. Живопись. Композиция.: Хрестоматия (учебное пособие

для студентов пединститутов), сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.:

Просвещение, 1989г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!