Программа самообразования
«Эстетическое воспитание учащихся
на уроках изобразительного искусства»
Программу составила:
Текутьева Елена Александровна
учитель изобразительного искусства
«Эстетическое воспитание помогает
выработке в человеке высоких морально –
этических качеств, а не только
художественного вкуса, оно имеет
непосредственное отношение ко всем
проявлениям жизни, а не только к области
искусства».
Дм. Кабалевский
Пояснительная записка
Способность чувствовать и воспринимать красоту природы, искусства – есть признак эстетической культуры человека. Мы оцениваем людей прежде всего по их действиям, поступкам, делам. Именно в момент действий наиболее полно раскрывается личность, её способности. Человек призван изменить, преобразовать мир, делая его лучше, человечнее.
Стремление человека к красоте, совершенству должно быть активным, творческим. Умение не только восхищаться красотой, но и утверждать её, вносить в жизнь – в этом цель и смысл эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание заключается в пробуждении и развитии в человеке способности воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
Эстетическое воспитание есть составная и неотъемлемая часть формирования гармонически развитой личности. Успех эстетического воспитания во многом зависит от самого человека, понимания им роли и значения красоты, искусства в жизни и труде.
Воспринимая красоту искусства и действительности, человек постигает и укрепляет в своём сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.
Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества, т.к. постижение эстетических ценностей не может не носить творческого характера. Эстетическое творчество – это такая особенность жизнедеятельности людей, которая проявляет себя в освоении и преобразовании мира и самого человека по познаваемым и развиваемым им законам красоты. При этом и сам процесс освоения и преобразования мира, и самого человека также осуществляется в соответствии с требованиями законов красоты и эстетических идеалов.
Такое определение эстетического творчества показывает, что любая деятельность людей в принципе может и должна стать эстетической, поскольку всякое творчество в конечном счёте устремлено к постижению
совершенства, гармонии и красоты мира.
На этом фундаменте формируется творческая индивидуальность, её эстетическое отношение к искусству, к самому себе, своему поведению по отношению к людям и обществу. Помимо всего проявляется способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни, и способность к глубокому переживанию эстетических чувств.
Основание для разработки программы
Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей – такими они и будут. Мышление, интересы, отношение к жизни, к труду, к семье этих будущих строителей и хозяев нашего общества складывается уже сегодня. Наша задача – сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, в повседневном труде, в повседневных человеческих отношениях. Именно в детстве формируется или яркая человеческая индивидуальность, или безликая, бескрылая стереотипность.
Эстетическое воспитание ребёнка – сложное, многосоставное явление. Взрослый передаёт опыт ребёнку, изучает его способности, открывает ему дверь в мир прекрасного.
Формирование эстетического отношения, эстетического сознания начинается для ребёнка прежде всего с накопления разнообразных эстетических впечатлений. Необходимо учить его эмоционально наслаждаться красотой, выразительностью окружающих предметов и явлений, давать эстетическую оценку тем или иным характерным свойствам, ярким деталям. Также важно показать, в чём заключается подлинная красоту человека. Необходимо научить детей понимать красоту труда, в процессе которого создаются все материальные и духовные богатства.
Необходимо формировать освоения детьми знаний, умений, навыков; способностей чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; развивать творчески активную личность; вести целенаправленный процесс с учётом возрастных особенностей, художественно – эстетического образования, развития, воспитания детей.
Формировать представления ребёнка о совершенстве, о красоте в природе и обществе, человеке, искусстве; развивать способность ребёнка к вычленению в явлениях процессов, свойств, качеств, порождающих эстетические переживания, также развивать эмоциональное отношение ребёнка к действительности и искусству; эстетический и художественный вкус; формировать потребность в общении с эстетическими предметами и явлениями, с произведениями искусства.
Только целенаправленное педагогическое эстетико – воспитательное воздействие, вовлечение в художественную деятельность в тесной связи с
требованиями жизни способны развить сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических понятий, поднять ребёнка до уровня понимания подлинного искусства, красоты и эстетического творчества.
Искусство и его место в эстетическом воспитании
Многие полагают, что искусство существует для развлечения и отдыха, и видят главную его задачу в том, чтобы доставлять людям радость. Всё это присуще искусству, но не исчерпывает его природы и не раскрывает его сущности. Искусство выполняет много различных функций – общения, воспитания, эстетического наслаждения, оценки и, кроме того, оно даёт целый комплекс знаний.
Искусство даёт знания о жизни, о сложных человеческих отношениях. Оно учит понимать других людей и самого себя, учит жить, будит в человеке человека.
Занимаясь изобразительным искусством человек овладевает практическими навыками художника, осуществляет творческие замыслы, воспитывает вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, учится творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Эти качества нужны всем. Трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не пригодилось умение рисовать, способность чувствовать объёмную форму и цвет. Человек любой профессии работает лучше, если он владеет средствами изобразительного искусства и привык ими пользоваться.
Видя значимость искусства для становления цельной, гармонически развитой и творчески активной личности, я, на этом фундаменте строю свою программу по эстетическому воспитанию детей. И этот процесс осуществляю через занятия детей в изостудии, т.к. изобразительная деятельность – едва ли не самый интересный и доступный вид деятельности, через который ребёнок может отобразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к нему.
В содержание работы на уроках по изобразительному искусству входят: эстетическое восприятие действительности и искусстве, практическая художественная деятельность детей.
Программа построена так, чтобы была возможность дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней, должно служить источником самостоятельных творческих поисков детей.
Одна из ведущих задач изостудии – это творческое развитие личности ребёнка, и здесь особое внимание обращается на развитие его воображения и фантазии. В каждом задании детям даётся возможность для простора фантазии, поощряется привнесение в каждую работу собственных образов.
Также включена работа по систематизации всех интересных находок по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ.
Построение программы направлено на воспитание человека – творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями Отечественной культуры и искусства, способного к творческому труду в любом виде деятельности.
Цель программы
Формирование художественной культуры учащегося посредством разнообразия форм, методов и приемов художественного творчества; развитие эстетической активности личности в практической деятельности – в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, к искусству.
Задачи программы по эстетическому воспитанию детей
К основным задачам эстетического воспитания детей относятся:
- формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно – творческой активности детей;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений и навыков;
- воспитание у детей стремления к изменению мира, к творчеству.
Основные аспекты эстетического воспитания
1. Развитие эмоциональной сферы личности.
2. Передача детям художественных и искусствоведческих знаний.
3. Развитие творческого потенциала.
Основные направления деятельности
Сбор и накопление информации из различных источников.
Внедрение отдельных приемов и методов художественного творчества на уроках изобразительного искусства
Знакомство с новыми техниками художественного творчества.
Применение изученных техник художественного творчества в практике внеурочной работы.
Подведение итогов реализации программы и анализ ее эффективности.
Виды деятельности
1. Познавательная.
2. Художественно – эстетическая.
3. Изобразительная.
4. Конструктивная.
5. Декоративно – творческая.
6. Коллективная.
7. Предметно – практическая (организация рабочего места).
Механизмы действия программы
Программа реализуется на базе МАОУ Каскаринской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района в течении 4 лет (2018-2022 гг.).
Этапы реализации программы
- Передача детям знаний, необходимых для формирования
художественного, эстетического вкуса (2018-2019 уч. год).
- Развитие творческого потенциала (2019-2020 уч. год).
- Самореализация, саморазвитие, самооценка (2020-2022 уч.год).
1 этап:
- беседы об искусстве; расширение объёма знаний и представлений об
искусстве;
- развитие способности выражать своё отношение к произведению,
воспитание отзывчивости; беседы о прекрасном и добром;
- формирование представления об изобразительном искусстве как особом
способе познания жизни и мира;
- знакомство с основными видами и жанрами изобразительного искусства, и
способами их выражения.
2 этап:
- формирование художественно – творческой активности;
- формирование представлений о системе взаимодействия искусства с
жизнью;
- детская художественная деятельность в области изображения, украшения,
постройки.
3 этап:
- формирование умения применять на практике все полученные ранее
знания;
- формирование стремления к самостоятельному творческому поиску;
- индивидуальная и коллективная творческая деятельность детей по
благоустройству и изменению своего быта; применение полученных
знаний для оформления праздников и массовых мероприятий;
- участие в выставках и конкурсах различных уровней; систематизация всех интересных находок для организации последующих коллективных и персональных выставок детей.
Ожидаемые результаты. Назначение программы
ценностно-смысловые общекультурные компетенции - восприятие искусства как духовной летописи человечества и вместе с тем понимание красоты окружающего мира, поиск объектов искусства в обыденной жизни.
учебно-познавательные компетенции - развитие воображения, творческого потенциала учащихся, желания подходить к любой своей деятельности творчески.
информационные компетенции - умение самостоятельно находить, анализировать и использовать информацию.
коммуникативные компетенции - уметь представить себя, показать свои возможности перед товарищами, участвуя в конкурсах.
здоровьесберегающие компетенции - владение способами позитивного отношения к своему здоровью.
компетенции самосовершенствования - развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности.
Программа построена по трём направлениям. Вначале – это получение детьми необходимых знаний и представлений об искусстве; затем – применение этих знаний на практике, сочетая их с деятельностью в области изображения, украшения, постройки. Здесь активно идёт формирование творческой деятельности детей. И на последующем этапе, направляем детей на самостоятельный творческий поиск; умение использовать полученные знания для создания красоты в жизни, быту.
В первую очередь программа направлена к чувствам ребёнка, т.к. только в детском возрасте можно успеть заложить столько человечности и мудрости в сердце ребёнка, что их с лихвой хватит на всю жизнь. Именно в эти годы формируется нравственный стержень человека.
Назначение программы – помочь ребёнку почувствовать и осознать всем своим существом красоту добра и безобразие зла, красоту и полезность рассматриваемого понятия или его безобразность и вредность. Чтобы вносить красоту в жизнь, надо много знать, глубоко и тонко чувствовать красоту окружающего, творчески относиться к своему делу. Каждый может и должен научиться понимать и верно ощущать подлинно прекрасное во всех областях жизни: труде, общественной деятельности, быту, поведении.
Через свою программу хочу добиться, чтобы дети научились стремиться не только к созерцанию красоты, но и к созданию её в жизни.
Содержание деятельности
Накопление теоретических знаний
Изучение литературы по теме и интернет-ресурсов
Накопление и изучение материала
Изучение опыта работы других педагогов по данной тематике
Проектирование собственной деятельности
Освоение новых форм и методов ведения занятий.
Апробация отдельных приемов и техник художественного творчества.
Внедрение в практику обучения ИЗО новых форм, методов и приемов художественного творчества .
Изучение состояния выбранной темы входе работы
Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов художественного творчества.
Мониторинг изменения интереса учащихся к художественной деятельности.
Опытно-экспериментальная апробация собственных проектов самообразования
Проведение уроков с применением новых форм, методов и приемов художественного творчества.
Применение новых форм, методов и приемов художественного творчества во внеурочной работе.
Участие учащихся в творческих конкурсах различного уровня.
Использованная литература
Неменский Б.М. Мудрость красоты (о проблемах эстетического воспитания). - М.: Просвещение, 1981г.
Изобразительное искусство, 1-7 классы, 8класс (факультативный курс), экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями, научный руководитель – Б.М.Неменский. – М.: Просвещение, 1988г.
Волков И.П. Художественная студия в школе. - М.: Просвещение, 1993г.
Программно – методические материалы: Изобразительное
искусство, 5 -9 класс, сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин, - М.: Дрофа,
2000г.
Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. – М.: Просвещение, 1991г.
Прасолова Е.Л. В союзе с красотой (эстетическое воспитание учащихся во
внеклассной работе), - М.: Просвещение, 1987г.
Неменская Л.А. Каждый народ – художник (учебник для 4 класса), под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000г.
Неменская Л.А. Искусство вокруг нас (учебник для 3 класса), под ред.
Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000г.
9. Юренева Е.Р. Взгляд в будущее. – М.: Просвещение, 1988г.
10. Эстетическое воспитание, научный ред. – Толстых В.И. – М.:Высшая школа,1971г.
11. Дивненко О.В. Эстетика. – М.: Издательский центр «АЗ», 1995г.
12. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика!.. – М.: Детская литература, 1977г.
13. Дмитриев А.Е. Педагогика: Хрестоматия (учебное пособие для учащихся
пед.училищ), сост. А.Е. Дмитриев. – М.: Просвещение, 1985г.
14. Эстетическое воспитание школьной молодёжи, под ред. Б.Т. Лихачёва, Г. Зальмона. – М.: Педагогика, 1981г.
15. Рисунок. Живопись. Композиция.: Хрестоматия (учебное пособие
для студентов пединститутов), сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.:
Просвещение, 1989г.