СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание на уроках технологии»

Эстетическое воспитание на уроках технологии


Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовить конкурентоспособную личность. Это личность способна:

- к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности;

- гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

-критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения;

-грамотно работать с информацией;

-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

Технология один из самых увлекательных предметов школьного курса. На уроках технологии ребята овладевают технологической культурой, учатся видеть прекрасное и создавать его своими руками, творчеству, уважению, умениям и навыкам в различных видах творчества, применять их на практике. Даже такой интересный может превратиться в скучнейшее занятие, если сводить его лишь к изучению терминов и условному выполнению поузловых операций. За малоувлекательными занятиями пропадет самое главное – желание применить умения, удивлять и удивляться, творить, уважать труд.

Реализуя потребности общества, я построила такую модель обучения, главной ценностью которой является эстетическое развитие ребёнка.

Цели моей работы:

- организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик овладевает не только базовым уровнем учебного материала, но и развивает свои творческие способности и культуру;

- формирование и развитие познавательного интереса к исследованию, творчеству, красоте способностей полноценного восприятия и правильного по­нимания прекрасного, эсте­тических потребностей.

Задачи:

-выработка эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии твор­ческих задатков и дарований;

- умение работать с информацией;

- способствовать овладению практических навыков;

-развивать способность находить нестандартные решения;

- учить работать в группе;

- познание пре­красного в окружающей жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.


В своём педагогическом опыты я делаю акцент на эстетическом воспитании учащихся, когда учу детей видеть прекрасное. Под познавательным интересом понимаю особое положительно-эмоциональное отношение к красоте, которое соединяется с радостью познания и побуждает ребёнка к самостоятельному творчеству.

Общеизвестна огромная роль куль­туры, литературы и искусства в духовной жизни обще­ства. Учителю на уроке технологии важно построить работу так, чтобы она все полнее удовлетворяла запросы детей, шла навстречу их интересам.

Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием куль­туры, литературы и искусства. Все это показывает, какое огромное значение необходимо придавать развитию культуры, эстетическому вос­питанию подрастающего поколе­ния.

Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Видеть в труде созида­тельное начало красоты, значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. Этим человек с самого начала отличается от живот­ных.

Исключительно велико и многообразно влияние куль­туры и ис­кусства как важнейшего элемента красоты и эстетичес­кого отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функ­цию и тем самым развивает сознание и чувства личности, ее взгляды и убеждения.

Большую роль играет эстетическое вос­питание в формировании нравственности. Это воздействие, ко­нечно, носит сложный характер и опосредствуется силой и глубиной его влияния на сознание, эмоции и чувства человека.

Искусство развивает художественную культуру че­ловека, учит его понимать прекрасное и строить, жизнь по «законам красоты».

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от гре­ческого aisthesis, что в переводе на русский язык означа­ет ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетиче­ское воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрас­ное связано с искусством, культурой с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству. Именно на уроках технологии учитель имеет возможность сочетать все виды искусств. На своих уроках я учу ребят творить, создавать, уважать и применять все свои знания и умения на практике, проявлять эстетическую требовательность к культуре поведения. Мною разработаны уроки по темам: «Ремонт одежды. Заплатка для Золушки», «Мы и мир вокруг нас», «Рукам работа - душе праздник», «Русский народный костюм», «Искусство лепки из солёного теста», «Подбор и посадка комнатных растений».

По моему мнению, важным содержательным компонентом эстетического воспитания на уроках технологии является приобщение учащихся к творчеству, развитие их склонностей и способно­стей в искусст­ве.

В единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов я всегда обращаю внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится мною в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках я отрабатываю культуру соблюдения тишины и порядка, содержание в надлежащей чистоте книг, тетрадей, инструментов, бережное отношение к материалам, школьной мебели и учебному оборудо­ванию, поддержание благожелательности и вежливости между учащимися — все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.

Эстетика должна пронизывать и разнообразную прак­тическую деятельность учащихся во внеурочное время при проведении конкурсов, выставок, посещении музеев. Не меньшее значение для воспитания эстетики пове­дения провожу с учащимися беседы о нравственном этике­те, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере поведения, знакомлю их с современной модой в одеж­де и прическе. Хороший эффект в решении этой задачи дают встречи работниками пошивочных ателье и парикмахер­ских, деятелями искусства и культуры, на которых ставятся и обсуждаются вопросы поведения. Эти встречи помогают школьникам не только осмыс­ливать проблемы поведения, но и учат их хорошим манерам. В2008 году проведена встреча учащихся 6-9 классов со студентами Ставропольского колледжа сервисных технологий и коммерции.


Пути реализации опыта.

Реализация модели «творческой личности» происходит при организации учебного процесса в системе инновационных технологий и базируется на следующих принципах:

  1. Принцип свободы выбора;

  2. Принцип открытости (не только давать знания – но и показывать их границы). Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

  3. Принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности);

  4. Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения);

  5. Принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности).

Большое значение в решении задач эстетического воспитания имеют уроки рукоделия. Их я начинаю с такого вступления: все предметы быта, окружающий нас мир вещей создаются не только по законам целесообразности, но и по смежным с ним законам красоты. И на этой основе существует декоративно-прикладное искусство. Оно вторгается в повседневную жизнь людей, художественно оформляет «вторую природу», природу созданную самим человеком.

Декоративное искусство – искусство украшения, а не украшательства. Прикладное искусство осуществляется в предметах быта, созданным по законам красоты, то есть не только как полезные, но и прекрасные вещи. Прикладное искусство глубоко народно по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа.

При проведении уроков я использую следующие приёмы:

Приём «Лови ошибку» учащиеся получают образцы обработки изделий, или технологические карты со специально допущенными ошибками, нужно найти ошибку и показать, как сделать правильно.

Приём «Удивляй» ученица должна найти такое применение, например вышивального шва или техники рукоделия, при котором даже обыденное становится удивительным.

Приём «Опрос-итог» в конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Что было интересным? Что нового узнали?

Приём «Три уровня домашнего задания» учитель одновременно задает домашние задания двух или трех уровней.

Реализуя представленный опыт, в своей работе мною достигнуты следующие результаты: учащиеся с желанием принимают участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и показывают высокие результаты.