Эстетическое воспитание на уроках технологии
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовить конкурентоспособную личность. Это личность способна:
- к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности;
- гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
-критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения;
-грамотно работать с информацией;
-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.
Технология один из самых увлекательных предметов школьного курса. На уроках технологии ребята овладевают технологической культурой, учатся видеть прекрасное и создавать его своими руками, творчеству, уважению, умениям и навыкам в различных видах творчества, применять их на практике. Даже такой интересный может превратиться в скучнейшее занятие, если сводить его лишь к изучению терминов и условному выполнению поузловых операций. За малоувлекательными занятиями пропадет самое главное – желание применить умения, удивлять и удивляться, творить, уважать труд.
Реализуя потребности общества, я построила такую модель обучения, главной ценностью которой является эстетическое развитие ребёнка.
Цели моей работы:
- организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик овладевает не только базовым уровнем учебного материала, но и развивает свои творческие способности и культуру;
- формирование и развитие познавательного интереса к исследованию, творчеству, красоте способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного, эстетических потребностей.
Задачи:
-выработка эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований;
- умение работать с информацией;
- способствовать овладению практических навыков;
-развивать способность находить нестандартные решения;
- учить работать в группе;
- познание прекрасного в окружающей жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
В своём педагогическом опыты я делаю акцент на эстетическом воспитании учащихся, когда учу детей видеть прекрасное. Под познавательным интересом понимаю особое положительно-эмоциональное отношение к красоте, которое соединяется с радостью познания и побуждает ребёнка к самостоятельному творчеству.
Общеизвестна огромная роль культуры, литературы и искусства в духовной жизни общества. Учителю на уроке технологии важно построить работу так, чтобы она все полнее удовлетворяла запросы детей, шла навстречу их интересам.
Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, в немалой степени определяются состоянием культуры, литературы и искусства. Все это показывает, какое огромное значение необходимо придавать развитию культуры, эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Видеть в труде созидательное начало красоты, значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. Этим человек с самого начала отличается от животных.
Исключительно велико и многообразно влияние культуры и искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функцию и тем самым развивает сознание и чувства личности, ее взгляды и убеждения.
Большую роль играет эстетическое воспитание в формировании нравственности. Это воздействие, конечно, носит сложный характер и опосредствуется силой и глубиной его влияния на сознание, эмоции и чувства человека.
Искусство развивает художественную культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, жизнь по «законам красоты».
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, культурой с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.
Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству. Именно на уроках технологии учитель имеет возможность сочетать все виды искусств. На своих уроках я учу ребят творить, создавать, уважать и применять все свои знания и умения на практике, проявлять эстетическую требовательность к культуре поведения. Мною разработаны уроки по темам: «Ремонт одежды. Заплатка для Золушки», «Мы и мир вокруг нас», «Рукам работа - душе праздник», «Русский народный костюм», «Искусство лепки из солёного теста», «Подбор и посадка комнатных растений».
По моему мнению, важным содержательным компонентом эстетического воспитания на уроках технологии является приобщение учащихся к творчеству, развитие их склонностей и способностей в искусстве.
В единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов я всегда обращаю внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится мною в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках я отрабатываю культуру соблюдения тишины и порядка, содержание в надлежащей чистоте книг, тетрадей, инструментов, бережное отношение к материалам, школьной мебели и учебному оборудованию, поддержание благожелательности и вежливости между учащимися — все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.
Эстетика должна пронизывать и разнообразную практическую деятельность учащихся во внеурочное время при проведении конкурсов, выставок, посещении музеев. Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения провожу с учащимися беседы о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере поведения, знакомлю их с современной модой в одежде и прическе. Хороший эффект в решении этой задачи дают встречи работниками пошивочных ателье и парикмахерских, деятелями искусства и культуры, на которых ставятся и обсуждаются вопросы поведения. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы поведения, но и учат их хорошим манерам. В2008 году проведена встреча учащихся 6-9 классов со студентами Ставропольского колледжа сервисных технологий и коммерции.
Пути реализации опыта.
Реализация модели «творческой личности» происходит при организации учебного процесса в системе инновационных технологий и базируется на следующих принципах:
Принцип свободы выбора;
Принцип открытости (не только давать знания – но и показывать их границы). Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;
Принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности);
Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения);
Принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности).
Большое значение в решении задач эстетического воспитания имеют уроки рукоделия. Их я начинаю с такого вступления: все предметы быта, окружающий нас мир вещей создаются не только по законам целесообразности, но и по смежным с ним законам красоты. И на этой основе существует декоративно-прикладное искусство. Оно вторгается в повседневную жизнь людей, художественно оформляет «вторую природу», природу созданную самим человеком.
Декоративное искусство – искусство украшения, а не украшательства. Прикладное искусство осуществляется в предметах быта, созданным по законам красоты, то есть не только как полезные, но и прекрасные вещи. Прикладное искусство глубоко народно по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа.
При проведении уроков я использую следующие приёмы:
Приём «Лови ошибку» учащиеся получают образцы обработки изделий, или технологические карты со специально допущенными ошибками, нужно найти ошибку и показать, как сделать правильно.
Приём «Удивляй» ученица должна найти такое применение, например вышивального шва или техники рукоделия, при котором даже обыденное становится удивительным.
Приём «Опрос-итог» в конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Что было интересным? Что нового узнали?
Приём «Три уровня домашнего задания» учитель одновременно задает домашние задания двух или трех уровней.
Реализуя представленный опыт, в своей работе мною достигнуты следующие результаты: учащиеся с желанием принимают участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и показывают высокие результаты.