Захарова И.И.,
МОУ «СОШ№3»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нравственно- эстетическое воспитание обучающихся средствами народного декоративно-прикладного искусства на уроках технологии
В настоящее время школа ориентирована на переход от репродуктивной модели образования к модели, основанной на духовных гуманистических ценностях. Вот почему проблемы духовности, нравственности приобретают особую актуальность в процессе обучения и воспитания молодежи. Важным фактором духовного, эмоционального, художественного развития учащихся сегодня является их нравственно-эстетическое воспитание, которое можно определить как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе нравственно-эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических и нравственных ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям.
Основным средством целенаправленного эстетического воздействия на личность учащегося становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, так как в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение к национальному своеобразию предметного мира. Народное декоративно-прикладное искусство обладает огромным нравственно-эстетическим творческим потенциалом, в нем наиболее ярко проявляется живая душа народа, исторически сложившиеся традиционные особенности, художественные критерии и оценочные категории.
Сегодня учебные предметы гуманитарного цикла, прежде всего эстетического как дающего единство истины, доброты и красоты, становятся в центре образовательного пространства. На передовые позиции выходят такие предметы, которые долгое время считались второстепенными: изобразительное искусство и технология. Становится все более актуальным то, что на уроках изобразительного искусства и технологии решаются многие образовательные задачи, которые трудно, а подчас невозможно решить через содержание других предметов. Одна из таких задач - формирование ценностных ориентаций учащихся через приобщение к народной художественной культуре; именно на уроках технологии возможно показать ученикам гармоничное включение изделий художественного ремесла в целостную философию жизни человека и приобщить их к мудрости и красоте народного мастерства, к нравственным ценностям своей Родины.
Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно - эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Однако народное декоративно-прикладное искусство, на мой взгляд, до сих пор не нашло достойного места в рабочих программах учителей дисциплин эстетического цикла, недостаточно используется его творческий потенциал в эстетическом воспитании школьников.
Моя педагогическая идея - нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства.
На уроках технологии я активно использую материал краеведческой направленности как средство духовно-нравственного развития личности, сохранения и продолжения традиций нашего народа, формирования предметных и метапредметных компетентностей. Особое внимание уделяю на своих уроках знакомству с прикладным искусством народов Мордовии: особенностям мордовского национального узора, национального костюма, особенностям национальных оберегов и т.д.
Актуальность моей педагогической идеи определяется, прежде всего, необходимостью поиска наиболее эффективных путей, форм и методов преодоления и корректировки недостаточной степени приобщения учащихся к национальной художественной культуре.
В нашей школе большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
На своих уроках я ставлю перед собой следующие задачи:
- изучить и выявить опыт национальной и художественной культуры, исходя из основных традиционных закономерностей народного декоративно-прикладного искусства как основного вида художественного творчества;
- акцентировать внимание учащихся на уроках технологии на усвоении нравственных эстетических понятий путем анализа произведений декоративно-прикладного творчества, отражающих социальную сторону жизни, раскрывающих быт, культуру, искусство народов России и Мордовии;
- создать необходимые дидактические условия, разработать формы и методы приобщения учащихся к традициям национальной культуры, основанным на гармоничном сочетании общепедагогических требований с национально-художественными традициями народов России и Мордовии.
В работе я уделяю особое внимание следующим направлениям:
Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Новизна моей педагогической идеи состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России и Мордовии как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена.
Теоретическая база опыта.
Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно - эстетическом воспитании и развитии детей имеют исследования ученых искусствоведов, ведущих специалистов в области народного искусства - Г.К.Вагнера, З.М.Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой и других. В своих исследованиях они неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, народное декоративное искусство должно играть важную роль в нравственно- эстетическом воспитании детей.
Технология опыта.
На уроках технологии особенно значима созидательно-творческая деятельность ученика. Это представляет школьникам возможность реализовать свой творческий потенциал в совокупности с профессиональной подготовкой в различных областях творческой деятельности. В процессе обучения ребенок полностью погружен в создание, творение материальной ценностной вещи, втягивающей в действие весь внутренний мир ребенка, его ум, чувства, интуицию, волю, знание, память, воображение. Творить вещь из конкретного материала, творить руками и умом, и чувством, и воображением - это естественная потребность в детском возрасте.
Знакомство с народным декоративно- прикладным искусством на моих уроках начинается со знакомства видов народного искусства, с предметами народных промыслов. Учащиеся на таких уроках под руководством учителя выделяют характерные признаки того или иного промысла, проводят последовательное сравнение по сходству и различию между предметами разных народных промыслов, выделяют средства выразительности (цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, форму и композиционное решение, элементы орнамента и т.д.).
Все это способствует развитию эстетического восприятия, формированию умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, обводить предмет руками, выделяя его свойства: форму, строение, величину, пропорции, цвета, расположение в пространстве. Постепенно дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, в лепке или аппликации или в изделии, созданном руками самого ребенка, должно иметь особый характер. Поэтому после целостного восприятия необходимо подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности, к их анализу, определению, сообщить детям необходимые знания.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.
Всю свою работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбираю разные: путешествия (изготовила карту путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решаю познавательные, обучающие и творческие задачи.
Часто использую в своей работе такой прием, как «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивается до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими элементами. Постепенно от более крупных элементов узора переходим к более мелким. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:
В предварительном создании эскизов на бумаге;
В продумывании элементов узора;
В расположении их на объемах;
В создании предметов декоративного характера;
Умения найти способ изображения и оформления предмета;
В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее.
В процессе работы с различными материалами школьники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.
Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение (познавательные УУД).
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии (коммуникативные УУД).
В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства считаю важным знакомить учеников с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей – мокша и эрзя. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов Мордовии.
В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому (коммуникативные УУД).
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.
Эстетическое воспитание развивает творческие способности человека, учит его относиться к миру с гуманистических позиций. Декоративно-прикладное искусство являются неоспоримо важными компонентами общей системы художественно-эстетического образования, способствующими эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.
Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства.