СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эстетическое восприятие пейзажной лирики. Обучающее изложение на тему «Зима». Иллюстрирование работ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Эстетическое восприятие пейзажной лирики. Обучающее изложение на тему «Зима». Иллюстрирование работ».

Интегрированный урок русского языка и ИЗО.

Просмотр содержимого документа
««Эстетическое восприятие пейзажной лирики. Обучающее изложение на тему «Зима». Иллюстрирование работ».»

Открытый урок для ШМО начальных классов в 4 «Б».

Тема урока: «Эстетическое восприятие пейзажной лирики.
Обучающее изложение на тему «Зима». Иллюстрирование работ».

Время проведения: 2 урока (развитие речи, русский язык, литературное чтение, ИЗО).


Цель - развитие познавательного и эмоционального интереса к работе с текстом.

Задачи:

- осуществить связь содержания уроков развития речи с изобразительным искусством;

- уметь переносить свои впечатления от текста в рисунок, изображать природу, основываясь на ее литературной характеристике;

- учить детей рисовать пейзаж в соответствии с тестом, используя средства выразительности: композицию, пропорции, формы, детализацию, цвет, колорит;

- учить понимать красоту и богатство родной природы;

- учить писать изложение: делить текст на части, озаглавливать их, выбирать опорные слова;

- закрепить правописание слов с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными, словарных слов;

- развивать фантазию и детское воображение.


Перечень информационного обеспечения и оснащения:

- картины художников о зиме (ИКТ: А. Пластов «Первый снег», И. Грабарь «Февральская лазурь», А. Рябушкин «Зимнее утро»);

- стихотворение о зиме (Авдеенко «Зима»);

- текст для изложения (каждому на парту);

- тетради (план + словарные слова, слова-помощники);

- цветной картон (синего, фиолетового цвета);

- гуашь (белая, голубая);

- дневники для записи д/з;

- музыкальное сопровождение для показа картин художников и рисования учащихся
(зимние пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года»);

- сказка-загадка В. Даля «Старик-годовик»;

- толковый словарь В. Даля.

План урока.

I. Вступление.

1.1. Знакомство с картинами русских художников о зиме.

1.2. Совместное определение темы, целеполагания, видов деятельности на уроке.

II. Знакомство с текстом изложения.

2.1. Беседа по тексту (для стимулирования обмена впечатлениями; способствования понимания образов природы, описанных в тексте; представление картин природы, которые могли изобразить, используя сюжет).

III. Работа в парах (работа по содержанию текста).

3.1. Составление плана изложения (самостоятельно).

Сколько логичных частей можно выделить в тексте? (3)

О чем говорится в 1, 2, 3 частях?

Озаглавьте части текста.

3.2. Пересказ текста по частям (в парах).

3.3. Пересказ всего текста.

3.4. Орфографическая подготовка (взаимопроверка).

Какие словарные слова встретились в тексте? (Природа, черный, иней, рябина, серебряный, мороз)

IV. Самостоятельная работа над иллюстрациями к тексту.

V. Домашнее задание:

1 В: используя иллюстрации, планы текста и слова-помощники, написать изложение.

2 В: составить устный рассказ по картине.

VI. Рефлексия. Анализ работы. Итог урока.


Ход первого урока.

I. Вступление. Знакомство с картинами русских художников о зиме.

- Мне хочется загадать вам загадку, а вы скажите, какому времени года мы посвятим наш урок.

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на елку вашу.

Запорошу все дорожки,

Разрисую все окошки.

- Конечно же, о зиме! (Демонстрируется слайд: А. Пластов «Первый снег»)

- Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застелило все вокруг. Ударят морозы, инеем, сказочными узорами раскрасят они деревья и дома. Очарованию первого снега, еще нежного, робкого, посвящается картина русского художника
А. Пластова «Первый снег».

Демонстрируется слайд: И. Грабарь «Февральская лазурь».

- А как прекрасно, с каким волнением изобразил красавицу зиму И. Грабарь в своей картине «Февральская лазурь»! Холодные цвета – синий, голубой. Они превращают все другие цвета в холодные, ледяные. (Картина, на которой изображена природа, называется пейзажем).

Демонстрируется слайд: А. Рябушкин «Зимнее утро».

- Красота зимнего морозного утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в работе А. Рябушкина «Зимнее утро». Ее зимние краски голубого неба, фиолетово-синих теней на ослепительно белом снегу, очертания золотисто-бордовых, коричнево-желтых стволов и белоснежных веток деревьев вызывают у нас приподнятое настроение, прилив сил – радость жизни, как и всякое настоящее произведение искусства.

Учащиеся читают стихотворение «Зима».

Вышел на просторы

Погулять в мороз.

Белый узоры

В косах у берез.

Снежные тропинки,

Голые кусты,

Падают снежинки

Тихо с высоты.

В белые метели

Утром до зари.

В рощу прилетели

Стайки-снегири.

При показе слайдов учащиеся еще раз убеждаются, что задачей изобразительного искусства является не слепое копирование природы, а выражение отношения художника к жизни.

II. Работа с текстом изложения.

Учитель читает текст изложения, которое надо учащимся проиллюстрировать.

ЗИМА.

Великолепен вид зимней природы ночью. В темном небе, в мягкой туче спит луна. Тихо в лесу. Лунный свет осыпал холодным блеском всю местность.

Чернеют елочки под шапками снега. Инеем украсились березки. Рябинка нарядилась в белый праздничный наряд. На ней, нахохлившись, спят снегири.

Огромный старик Дед Мороз идет по лесу. Весь он белый, в звездах, в белой шапке, в пуховых сапогах. Борода в серебряных сосульках. Все ли в порядке в снежном царстве? Все снежинки зажглись веселыми огоньками. Мороз хлопнул в ладоши, и пошел хлопьями мягкий снег.

- (Учитель) Красивый текст. Вам необходимо перенести свои впечатления от услышанного текста в рисунок, изобразить природу, основываясь на ее литературной характеристике.

- Прочитай (обращается к ученику) первую строчку текста и скажи нам о времени года и дня. (Великолепен вид зимней природы ночью. Здесь говорится о зиме, время дня – ночь).

- Что ты изобразишь в своей работе? (Ночное небо).

Читает следующее предложение.

- Где происходит действие? (в лесу).

Читает дальше.

- Мы с вами уже представили картинку-пейзаж. Лес околдован, он весь в снежном убранстве. На ветках снег, вокруг сугробы. Ярко выделяются снегири на белоснежных ветках. Ночь. Луна. Мы это сможем изобразить.

III. Продолжение работы по тексту.

- Ребята, но мы не дочитали текст до конца. Кто же главный герой? (Старик Мороз)

- А как он выглядит, во что одет? (Он весь белый, в звездах, в белой шапке, в пуховых сапогах, а борода в серебряных сосульках).

- А что Дед Мороз делает в лесу? (Мороз проверяет свое царство. Он хозяин. Он любит природу, укрывает все снегом, чтобы не замерзло).

IV. Самостоятельная работа над иллюстрациями к тексту.

- Мы красочно «нарисовали» все возможные варианты картин, описанных в тексте. Приступая к работе, не забывайте:

- о композиции;

- о форме деревьев и кустов;

- о роли цвета и колорита;

- о том, как правильно изображается человек.

Можно пользоваться текстом.


Ход второго урока.

I. Повторное чтение текста изложения/

II. Работа по содержанию текста.

- Сколько логических частей можно выделить в тексте? (Три)

- О чем говорится в 1, 2 и 3 частях текста?

- Озаглавьте части текста.

План.

1. Ночь в зимнем лесу.

2. Деревья зимой.

3. Дед Мороз.

Пересказ текста по частям. Пересказ всего текста. Орфографическая подготовка.

- Какие словарные слова встретились в тексте: (Природа, черный, иней, рябина, серебряный, мороз).

- Найдите в тексте слова с безударными гласными.

- Найдите в тексте слова с парными непроизносимыми согласными.

- Кто главный герой текста? (Дед Мороз)

- Это имя собственное, пишется с большой буквы.

- Какие синонимы можно подобрать к слову великолепен? (Красив, необыкновенен, чудесен, прекрасен)

- Как понимаете «нахохлившись, спят снегири»?

- Прочитайте весь текст про себя.

III. Самостоятельное написание изложений.

IV. Анализ иллюстраций к изложению.

- Прочитайте свое изложение и покажите иллюстрацию к нему.

- Сумел ли ученик нарисовать деревья, соответствующие описанным в тексте? (Березки, елочки, рябинки)

- При помощи чего ученик показал красоту и величие русской зимы? (Величавые белоснежные гордые деревья. Громадный старик Мороз).

- Какова роль цвета в изображении состояния природы? Какими красками рисуют печальную, тревожную, спокойную, радостную природу? (Приглушенными цветами, яркими, сочными…)

- Какова роль цвета в передаче времени года? (Используют в основном холодные цвета, чтобы передать настроение)

- Какими техническими приемами пользовались учащиеся при работе над пейзажем тушевыми красками? (Мазок, растушевка).

- При помощи чего показано величие Мороза-хозяина? (Он выше деревьев, огромный, в красивой одежде).

- Сумел ли ученик изобразить природу и Мороза, основываясь на литературную характеристику?

Оценка рисунков:

- передача цветом оттенков окраски объектов природы, общего колорита настроения;

- разнообразие композиции (связь между предметами, выделение главного образа);

- изображение формы, ее характерных признаков, деталей;

- передача пропорций предметов;

- соответствие изображения в рисунке литературному описанию (наличие выразительных образов).