Открытый урок для ШМО начальных классов в 4 «Б».
Тема урока: «Эстетическое восприятие пейзажной лирики.
Обучающее изложение на тему «Зима». Иллюстрирование работ».
Время проведения: 2 урока (развитие речи, русский язык, литературное чтение, ИЗО).
Цель - развитие познавательного и эмоционального интереса к работе с текстом.
Задачи:
- осуществить связь содержания уроков развития речи с изобразительным искусством;
- уметь переносить свои впечатления от текста в рисунок, изображать природу, основываясь на ее литературной характеристике;
- учить детей рисовать пейзаж в соответствии с тестом, используя средства выразительности: композицию, пропорции, формы, детализацию, цвет, колорит;
- учить понимать красоту и богатство родной природы;
- учить писать изложение: делить текст на части, озаглавливать их, выбирать опорные слова;
- закрепить правописание слов с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными, словарных слов;
- развивать фантазию и детское воображение.
Перечень информационного обеспечения и оснащения:
- картины художников о зиме (ИКТ: А. Пластов «Первый снег», И. Грабарь «Февральская лазурь», А. Рябушкин «Зимнее утро»);
- стихотворение о зиме (Авдеенко «Зима»);
- текст для изложения (каждому на парту);
- тетради (план + словарные слова, слова-помощники);
- цветной картон (синего, фиолетового цвета);
- гуашь (белая, голубая);
- дневники для записи д/з;
- музыкальное сопровождение для показа картин художников и рисования учащихся
(зимние пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года»);
- сказка-загадка В. Даля «Старик-годовик»;
- толковый словарь В. Даля.
План урока.
I. Вступление.
1.1. Знакомство с картинами русских художников о зиме.
1.2. Совместное определение темы, целеполагания, видов деятельности на уроке.
II. Знакомство с текстом изложения.
2.1. Беседа по тексту (для стимулирования обмена впечатлениями; способствования понимания образов природы, описанных в тексте; представление картин природы, которые могли изобразить, используя сюжет).
III. Работа в парах (работа по содержанию текста).
3.1. Составление плана изложения (самостоятельно).
Сколько логичных частей можно выделить в тексте? (3)
О чем говорится в 1, 2, 3 частях?
Озаглавьте части текста.
3.2. Пересказ текста по частям (в парах).
3.3. Пересказ всего текста.
3.4. Орфографическая подготовка (взаимопроверка).
Какие словарные слова встретились в тексте? (Природа, черный, иней, рябина, серебряный, мороз)
IV. Самостоятельная работа над иллюстрациями к тексту.
V. Домашнее задание:
1 В: используя иллюстрации, планы текста и слова-помощники, написать изложение.
2 В: составить устный рассказ по картине.
VI. Рефлексия. Анализ работы. Итог урока.
Ход первого урока.
I. Вступление. Знакомство с картинами русских художников о зиме.
- Мне хочется загадать вам загадку, а вы скажите, какому времени года мы посвятим наш урок.
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на елку вашу.
Запорошу все дорожки,
Разрисую все окошки.
- Конечно же, о зиме! (Демонстрируется слайд: А. Пластов «Первый снег»)
- Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застелило все вокруг. Ударят морозы, инеем, сказочными узорами раскрасят они деревья и дома. Очарованию первого снега, еще нежного, робкого, посвящается картина русского художника
А. Пластова «Первый снег».
Демонстрируется слайд: И. Грабарь «Февральская лазурь».
- А как прекрасно, с каким волнением изобразил красавицу зиму И. Грабарь в своей картине «Февральская лазурь»! Холодные цвета – синий, голубой. Они превращают все другие цвета в холодные, ледяные. (Картина, на которой изображена природа, называется пейзажем).
Демонстрируется слайд: А. Рябушкин «Зимнее утро».
- Красота зимнего морозного утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в работе А. Рябушкина «Зимнее утро». Ее зимние краски голубого неба, фиолетово-синих теней на ослепительно белом снегу, очертания золотисто-бордовых, коричнево-желтых стволов и белоснежных веток деревьев вызывают у нас приподнятое настроение, прилив сил – радость жизни, как и всякое настоящее произведение искусства.
Учащиеся читают стихотворение «Зима».
Вышел на просторы
Погулять в мороз.
Белый узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки,
Голые кусты,
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели
Утром до зари.
В рощу прилетели
Стайки-снегири.
При показе слайдов учащиеся еще раз убеждаются, что задачей изобразительного искусства является не слепое копирование природы, а выражение отношения художника к жизни.
II. Работа с текстом изложения.
Учитель читает текст изложения, которое надо учащимся проиллюстрировать.
ЗИМА.
Великолепен вид зимней природы ночью. В темном небе, в мягкой туче спит луна. Тихо в лесу. Лунный свет осыпал холодным блеском всю местность.
Чернеют елочки под шапками снега. Инеем украсились березки. Рябинка нарядилась в белый праздничный наряд. На ней, нахохлившись, спят снегири.
Огромный старик Дед Мороз идет по лесу. Весь он белый, в звездах, в белой шапке, в пуховых сапогах. Борода в серебряных сосульках. Все ли в порядке в снежном царстве? Все снежинки зажглись веселыми огоньками. Мороз хлопнул в ладоши, и пошел хлопьями мягкий снег.
- (Учитель) Красивый текст. Вам необходимо перенести свои впечатления от услышанного текста в рисунок, изобразить природу, основываясь на ее литературной характеристике.
- Прочитай (обращается к ученику) первую строчку текста и скажи нам о времени года и дня. (Великолепен вид зимней природы ночью. Здесь говорится о зиме, время дня – ночь).
- Что ты изобразишь в своей работе? (Ночное небо).
Читает следующее предложение.
- Где происходит действие? (в лесу).
Читает дальше.
- Мы с вами уже представили картинку-пейзаж. Лес околдован, он весь в снежном убранстве. На ветках снег, вокруг сугробы. Ярко выделяются снегири на белоснежных ветках. Ночь. Луна. Мы это сможем изобразить.
III. Продолжение работы по тексту.
- Ребята, но мы не дочитали текст до конца. Кто же главный герой? (Старик Мороз)
- А как он выглядит, во что одет? (Он весь белый, в звездах, в белой шапке, в пуховых сапогах, а борода в серебряных сосульках).
- А что Дед Мороз делает в лесу? (Мороз проверяет свое царство. Он хозяин. Он любит природу, укрывает все снегом, чтобы не замерзло).
IV. Самостоятельная работа над иллюстрациями к тексту.
- Мы красочно «нарисовали» все возможные варианты картин, описанных в тексте. Приступая к работе, не забывайте:
- о композиции;
- о форме деревьев и кустов;
- о роли цвета и колорита;
- о том, как правильно изображается человек.
Можно пользоваться текстом.
Ход второго урока.
I. Повторное чтение текста изложения/
II. Работа по содержанию текста.
- Сколько логических частей можно выделить в тексте? (Три)
- О чем говорится в 1, 2 и 3 частях текста?
- Озаглавьте части текста.
План.
1. Ночь в зимнем лесу.
2. Деревья зимой.
3. Дед Мороз.
Пересказ текста по частям. Пересказ всего текста. Орфографическая подготовка.
- Какие словарные слова встретились в тексте: (Природа, черный, иней, рябина, серебряный, мороз).
- Найдите в тексте слова с безударными гласными.
- Найдите в тексте слова с парными непроизносимыми согласными.
- Кто главный герой текста? (Дед Мороз)
- Это имя собственное, пишется с большой буквы.
- Какие синонимы можно подобрать к слову великолепен? (Красив, необыкновенен, чудесен, прекрасен)
- Как понимаете «нахохлившись, спят снегири»?
- Прочитайте весь текст про себя.
III. Самостоятельное написание изложений.
IV. Анализ иллюстраций к изложению.
- Прочитайте свое изложение и покажите иллюстрацию к нему.
- Сумел ли ученик нарисовать деревья, соответствующие описанным в тексте? (Березки, елочки, рябинки)
- При помощи чего ученик показал красоту и величие русской зимы? (Величавые белоснежные гордые деревья. Громадный старик Мороз).
- Какова роль цвета в изображении состояния природы? Какими красками рисуют печальную, тревожную, спокойную, радостную природу? (Приглушенными цветами, яркими, сочными…)
- Какова роль цвета в передаче времени года? (Используют в основном холодные цвета, чтобы передать настроение)
- Какими техническими приемами пользовались учащиеся при работе над пейзажем тушевыми красками? (Мазок, растушевка).
- При помощи чего показано величие Мороза-хозяина? (Он выше деревьев, огромный, в красивой одежде).
- Сумел ли ученик изобразить природу и Мороза, основываясь на литературную характеристику?
Оценка рисунков:
- передача цветом оттенков окраски объектов природы, общего колорита настроения;
- разнообразие композиции (связь между предметами, выделение главного образа);
- изображение формы, ее характерных признаков, деталей;
- передача пропорций предметов;
- соответствие изображения в рисунке литературному описанию (наличие выразительных образов).