СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного творчества

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат раскрывает значение эстетического воспитания для формирования личности отдельного человека, а также для культурного развития общества в целом.

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного творчества»

Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного творчества


Введение


Эстетическое воспитание имеет большое значение для формирования личности отдельного человека, а также для культурного развития общества в целом. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"1.

Чтобы научить ребенка наслаждаться красотой и создавать ее, нужно воспитать в нем качества, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно. Ребенок должен освоить некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развивается его эстетический кругозор.

Особое значение для формирования эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к красоте. Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения ребенка к миру служат эстетические интересы и потребности, которые выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.

Развивать способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности необходимо уже в раннем возрасте. В настоящее время этот вопрос особенно актуален, так как на школьников ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегда способен адекватно воспринять. Поэтому существует потребность в выработке у школьников системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, посильно проявлять себя в искусстве.

Цель работы: анализ использования средств декоративно-прикладного творчества для воспитания эстетической культуры учащихся.

Задачи:

- на основе анализа литературы познакомиться с понятием системы эстетического воспитания школьников;

- изучить основные средства формирования эстетической культуры учащихся;

- сделать практические выводы и дать рекомендации.



Глава 1. Сущность и значение эстетического воспитания подрастающего поколения.

1.1. Взгляды выдающихся педагогов на роль эстетического воспитания школьников.


Роль эстетического воспитания в развитии личности, в ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об эле­ментах эстетики и красоты труда в творческой деятель­ности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каж­дому из них философ задает один и тот же вопрос: «За­чем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же ска­зал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созида­тельное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир. Этим человек с самого начала отличается от живот­ных.

Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Во все времена как отечественные, так и зарубежные педагоги уделяли эстетическому воспитанию школьников значительное внимание.

Выдающийся русский педагог, Константин Дмитриевич Ушинский, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального воспитания следующим образом: "…Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов"2. Руководствуясь психическим законом, согласно которому наслаждения должны уравновешиваться трудом, Ушинский подчеркивал, что поэзия, музыка, живопись, ваяние могут быть или отдохновением после труда, или должны находиться в живой связи с трудом человека. Когда они делаются предметом праздной прихоти, тогда не только теряют всю свою развивающую силу, но и действуют отрицательно на нравственное и умственное развитие.

Василий Александрович Сухомлинский считал, что эстетическое воспитание неразрывно связано с эмоциональным воспитанием. Он полагал, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий. Тонкость чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и к самому себе зависит от культуры ощущений и восприятий. Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше видит и слышит человек в окружающем мире оттенков, тонов и полутонов, чем глубже выражается личная эмоциональная оценка фактов, предметов, явлений, событий, тем шире эмоциональный диапазон, характеризующий духовную культуру человека. Сухомлинский подчеркивал, что культура эстетических чувств требует высокой общей культуры школьной жизни, особенно моральной культуры - отношения к человеку как к высшей ценности. Эстетические ценности окажутся бессильными в обстановке, где господствует грубость, равнодушие, непорядочность в мелочах повседневных взаимоотношений.

Большое значение эстетическому воспитанию учащихся придавал и Антон Семенович Макаренко, заметивший, как важно пробудить у детей и подростков стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Он считал, что к созданию эстетической обстановки, необходимо привлекать самих детей.

Зарубежные педагоги также не обходили стороной вопрос об эстетическом воспитании учащихся. Например, Мария Монтессори среди важнейших задач обучения и воспитания называла развитие способности эстетического восприятия культурной среды, поэтического и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы, музыкального слуха детей, ритмики их движений и т.д.3



1.2. Сущность эстетического воспитания


В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В процессе воспитания происходит приобщение детей к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.

Исключительно велико и многообразно влияние ис­кусства как важнейшего элемента красоты и эстетичес­кого отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функ­цию и тем самым развивает сознание и чувства личности, ее взгляды и убеждения.

Большую роль играет искусство и эстетическое вос­питание в формировании нравственности.

Однако влияние искусства на развитие и воспитание человека в определяющей мере зависит от его художе­ственно-эстетической образованности. Без знания зако­нов художественного постижения мира, без понимания языка и изобразительных средств искусства оно не про­буждает ни мыслей, ни глубоких чувств.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отноше­ния к действительности4. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному воспри­ятию прекрасного.

Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства. Поэтому его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой цели служит включение в программу школьного обучения русской и национальной литерату­ры, рисования, технологии, пения и музыки.

Важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого личностного развития ребенка должно охватывать эстетическое воспитание?

Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, стремле­ние к постижению художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художествен­ного восприятия. Необходимо на­учить учащихся воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни.

Существенным компонентом эстетического воспита­ния является овладение учащимися знаниями, связанны­ми с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отра­жения действительности. В частности, необходимо фор­мировать у учащихся представления и понятия, относящимся к пониманию различных видов и жанров искусст­ва и специфике художественного отражения действитель­ности, выработать у них умение, анализировать содер­жание произведений искусства.

Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство и, в частности, декоративно-прикладное искусство и декоративно-прикладное творчество.

Природа народного творчества и детского имеет много общего, поэтому оно более доступно для детского понимания. Общение с произведениями народного ДПИ, изготовление аналогичных изделий не только воспитывает в ребенке творца, но и способствует формиро­ванию развитого, образованного, обогащенного духовно человека.


Использование средств ДПТ в воспитании подрастаю­щего поколения диктуется следующими соображениями:

1) социаль­ными, т.к. ДПТ - это удобное и эффективное средство для разви­тия культуры личности, воспитания благородных чувств, любви к тру­ду;

2) психологическими, т.к. ДПТ является действенным средством гармонического развития всех душевных сил ребенка, его воображения, фантазии и творческих способностей;

3) эстетическими, т.к. оно способствует воспитанию стремления к добру, правде, красоте, что играет немаловажную роль при развитии чувства прекрасного, формировании эстетического вкуса, умения по­нимать и ценить произведения искусства, красоту природы и окру­жающей действительности; 4) экологическими, т.к. ДПТ, явля­ясь поэтическим отображением красоты Земли, способно воспитать чувство любви к природе родного края и бережного к ней отношения;

5) патриотическими, т.к. общение оно способствует приобщению молодежи к культурно-историческому насле­дию своего народа, воспитанию любви и уважения к своему Отечеству, воспитанию национального самосознания подрастающего поколения.

Следует отметить, что художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами ДПТ необходимо строить на следующих основных принципах:


1) опора на ведущие положения современной педагогики и психологии;

2) выявление главных черт и особенностей ДПТ;

3) учет возрастных особенностей и возможностей учащихся при отборе материала по ДПТ;

4) индивидуальная работа с ребенком в процессе коллективных художест­венно-практических занятий;

5) сочетание теоретической и практиче­ской форм приобщения учащихся к ДПТ.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важ­ное значение в развитии личности, формировании личностных взгля­дов, убеждений, мировоззрения человека.


1.3. Методы и формы эстетического воспитания

Для решения задач эстетического воспитания используются различные методы.

Приобщению детей к искусству, развитию у них эстетического вкуса способствуют показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

При использовании этих методов очень важно, чтобы учитель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Для формирования навыков художественной деятельности требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. 

Здесь нужно указать общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на уроках, в самостоятельной деятельности, во время праздников и мероприятий, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.

 





Глава 2. Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного творчества.

2.1.Декоративно-прикладное творчество как явление культуры.



Декоративно-прикладное творчество является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их форм дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок5.

Человек украшал свое жилище и делал это он с помощью материала, который находился с ним рядом, т. е. под руками - это дерево, глина, кость и т. д.

Можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов традиционных для декоративно-прикладного творчества:

1. утилитарность; (Практическая предназначенность определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов).

2. тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой; (Точность этого соединения обуславливает их правдивость, смысловую точность, глубокое эстетическое содержание, отображение в них существующих нравственных представлений о человеке, обществе и жизни).

3. единство материала и технического приема;

4. традиционность; (Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером).

5. коллективная природа творчества; (Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства).

6. близость к детскому творчеству; (Строгая каноничность народного творчества уравновешивается таким его свойством, как непосредственность и непроизвольность выражения, близким к детскому творчеству).

7. наглядная декоративность, праздничность впечатления; (Нужно наделить вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.)

Народное декоративно-прикладное творчество не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.

Декоративно-прикладное искусство делится на виды по технологиям обработки различных материалов.





Материал




Технология

Промыслы


Дерево

Резьба по дереву (домовая

резьба, игрушки)

Роспись по дереву

Богородская игрушка.

Хохлома, Городец, Мезень,Полхов-Ма. Айдан


Глина

Посуда

Игрушка

Гжель, Дымково и т. д.

Каргопольская игрушка и т. д.


Металл

Ювелирные изделия

Филигрань

Финифть

Скань

Роспись по металлу

С. Красное Костромской обл.

Ростовская обл.

Д. Мстёра В. Устюг

Жостово.


Ткань

Вышивка

Кружевоплетение

Золотое шитьё

Владимирская.

Вологодское, Елецкое,

Михайловское и т.д. г.Гг Г.Торжок


Кость

Резьба по кости(ларцы,

гребешки

Скульптуры из кости

Цевка

Тобольская, Архангельская обл.

Хотьково, Московская обл.


Бумага,

картон

Папье-маше(шкатулки,

коробочки)

Лаковая миниатюра

Федоскино, Палех, Холуй ,

Мстёра.






В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное эстетическое значение.

2.2. Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного творчества.

По словам В.А. Фаворского, восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека «со стеклянных бус на шее матери. С кувшина для воды. С посуды на обеденном столе».

Важное значение для эстетического воспитания подрастающего поколения имеет изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания. Знакомство с керамикой, богородской резьбой, художественными изделиями из бересты, хохломской и городецкой росписью по дереву, миниатюрной живописью на папье-маше и изделиями мн. др. промыслов воспитывает в ребенке бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает их культурный уровень, рождает желание приобщиться к этому искусству, желание сделать что-то подобное. Ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного.

Рассматривая произведения керамики, дети начинают понимать, что формообразование каждой вещи определяется ее практическим назначением, что каждая часть вещи играет предназначенную ей роль в "работе" нераздельного целого. Это соответствие предмета его назначению, соподчинение частей, то есть целесообразность, вызывают у ребенка положительные эмоции, чувство признательности ее творцу, который стремился наделить ее эстетическими качествами, в частности при помощи декора, то есть украшением формы и ее поверхностей с помощью специальной художественной обработки. Эстетические качества материала, цвето-пластические свойства формы и другие внешние признаки вызывают в памяти чувственные образы пережитых явлений действительности, , связывая ее с предметным миром, возбуждая этими связями у человека гамму разнообразных чувств. Вещь становится не только материально полезной, но и духовно значимой.

Вещь, созданная руками умельца, несет на себе отпечаток многогранной человеческой личности, ее материальных и духовных нужд, а потому приобретает значение художественного произведения.

Важным средством эстетического воспитания дошкольников является декоративное рисование - работа в цвете (либо в графике) на плоскости по воображению или на основе творческой переработки впечатлений от предметов художественного текстиля. Задачами этого вида художественно-практической деятельности являются: развитие фантазии и воображения, чувства цветовой гармонии, ритма, композиции, умения творчески перерабатывать элементы народного искусства; воспитание уважительного отношения к самобытному творчеству народа; художественно-эстетическое развитие личности.

Аппликация - вырезание элементов украшений из разнообразных материалов: бумаги, картона, фольги, ткани, листьев растений - с последующим наклеиванием их на плоскость работы или поверхность объемного изделия. Это наиболее простой и доступный детям вид художественно-практической деятельности. Разновидности аппликации: обычная аппликация, выполненная из кусочков бумаги, полученных путем выщипывания из целого листа, и коллаж - комбинированная техника наклеивания на плотную основу ткани и объемных предметов (пуговиц, бус, бисера, веревки и т.д.). Данный вид деятельности способствует развитию не только понимания ритма, зрительного равновесия элементов композиции, но и чувства цвета. Занятия аппликацией помогают развитию художественно-эстетической образованности учащихся, воспитывают у детей эмоциональное восприятие орнамента, художественный и эстетический вкус.

Интересные декоративные изделия дети могут изготовить посредством плетения.  Основными материалами для этой работы являются полоски бумаги, нитки, тесьма, шнуры и т.д. Школьники могут активно использовать этот вид художественно-практической деятельности на занятиях по изготовлению декоративных изделий. Занятия плетением способствуют развитию воображения, формируют чувство цвета, расширяют понимание ребенком условности декоративно-прикладного искусства; воспитывают художественно-эстетический вкус, развивают элементы художественно-эстетической культуры личности.

Вышивание - следующий вид художественной обработки материалов, доступный школьникам. На занятиях лучше всего использовать вышивку по нарисованному контуру швами, посильными детям: «вперед иголку», «строчка», «петельный», «стебельчатый», «тамбурный»; далее можно вводить вышивание «крестом». Возможно применение уже более сложных видов работ: вышивка счетными швами, вышивка гладью, простые и узорные мережки. Вышивание, в первую очередь, способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера ребенка, воспитывает трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность, уважительное отношение к труду народных мастеров вышивки, к народному творчеству, чувство национальной гордости и достоинства, художественный и эстетический вкус, развивает художественно-эстетическое восприятие.

Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

В наше время немало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной городецкой росписи.

Приобщиться к народной городецкой росписи ребята могут на занятиях декоративным рисованием, что будет способствовать развитию их творческого воображения.

Городецкая роспись разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. Обучение детей необходимо начать с рассматривания образцов росписи, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях городецкой росписи.

Городецкая роспись поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, пробуждают в детях интерес к этому промыслу, чувство радости от встречи с прекрасным, вызывают желание самим научиться так расписывать.

Не менее эмоциональным может стать обучение детей технике дымковской росписи тычком и кистью.

При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.

Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок.

Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета.

В процессе развития декоративного творчества нельзя забывать и о занятиях лепкой. Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации.

И только в конструировании из природного материала - веточек, сучков - глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.

Декоративная работа в материале (батик, витраж, коллаж, керамические рельефы, поделки из мочала, шпагата и т.п.), осуществляемая в групповых и коллективных формах деятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала - освоением его декоративно-пластических возможностей.

Поделки у школьников получаются разные, и важно при этом заметить особенности каждого. Нельзя требовать, чтобы работа ребенка была похожа на образец, этого и не должно быть, т.к. у каждого своя фантазия. Можно только сравнить собственные работы: какой была первая поделка, и какая теперь. И у ученика возникает чувство удовлетворенности, искренней радости за свое совершенствование. В ходе выполнения творческих заданий дети приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи.

Детское творчество интенсивно обогащается, если учитель использует на занятии поэзию, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает развитию воображения. Функция слова очень велика, она способствует образному восприятию увиденного чужими глазами. Когда дети рисуют на темы литературных произведений, воображение играет ведущую роль. Очень подходят народные сказки: они доступны детям, рождают живые образы, фантазии. Для рисунка выбирается один какой-нибудь эпизод, который легче организуется пространственно.

Занятия ребенка декоративно-прикладным творчеством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.


Заключение


В данной работе на основе анализа педагогической литературы мы познакомились с понятием эстетического воспитания школьников. Эстетическое воспитание - это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Эстетическое воспитание является одним из компонентов целостного педагогического процесса и призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Также мы изучили основные средства ДПТ, призванными формировать эстетическую культуру учащихся.

Эстетическое воспитание – важная часть развития ребенка, становления его личности. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.
На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку родители, воспитатели детского сада, учителя школы. 
Учебно-воспитательные программы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения.
Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека, верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.















Список использованной литературы


1. Бакланова Т.И. Народная художественная культура. М., 2000

2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Карапуз, 2000.

3. Неменский Б. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М., 1981.

4. Новожилова Л.И. Эстетическое воспитание в школе. - Л, 1982.

5. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.

6. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством // Дошкольное воспитание. - 2004.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968


1 Неменский Б. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М., 1981.

2 Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968,с.19.

3 Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Карапуз, 2000.

4 Новожилова Л.И. Эстетическое воспитание в школе. - Л, 1982. - 89с.



5 Бакланова Т.И. Народная художественная культура. М., 2000, с.263