«Эстетическое воспитание в формировании
всесторонне развитой личности».
Учитель 5класса
Пигарина Ю.А.
2017г.
Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим.
Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Изучив в начале года, с помощью школьного психолога, эстетический уровень развития детей в моем классе, я определила для себя точку отсчета и поставила цель: «формирование развитой личности: образованной, прогрессивной, обладающий умением трудится, желанием творить, понимающей красоту жизни и красоту искусства».
А, для этого необходимо было решить следующие задачи:
Воспитание внешней и внутренней культуры;
Самореализация в разных видах деятельности;
Формирование эстетического самовосприятия;
Становление нравственной позиции;
Овладение способами творческой деятельности;
Решить эти задачи помог мне комплекс методов, приемов, формы активизации познавательной деятельности учащихся. Прежде всего с учителем работающем в классе, школьным психологом, родителями; я провела круглый стол: проанализировала причины низкого эстетического уровня развития детей, и пришла к выводу о необходимость активизации творческой деятельности в классе. Индивидуально выявила творческие способности и наклонности, составила психо –физические характеристики.
Собрав и подытожив необходимую информацию я перешла к выбору форм коллективной творческой деятельности. Первым шагом ознаменовавшим мою практическую работу было открытие «Академии мудрости и красоты».
У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды искусства. Поэтому первый проект академии: «В мире искусства».
- экскурсия в национальную картинную галерею им И.К. Айвазовского;
-участие в театральной студии»: постановка «Новогодней сказки»;
-работа в танцевальном классе, номера: «В стране магнолий» ко Дню учителя и «Карнавал» ко Дню рождения школы;
-открытие кружка «Художник – оформитель», выполнение стен газет, поздравительных открыток, оформление праздников.
- выставка цветов: «Флористическая гостиная»;
-многочисленные музыкальные вечера, огоньки : «В мире музыки».
В основе проекта «В мире искусства» ЛЕЖИТ МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Воглаве «Совет мудрых», который распределяет творческие поручения в творческих группах по интересам. После выполнения поручений мы собираемся за круглым столом и делимся полученными знаниями и умениями. После чего происходит чередование творческих поручений. Главная моя задача – дать возможность каждому ребенку попробывать свои силы в разных видах творческой деятельности.
Второй проект «Красота везде желанный гость!».
Луначарский подчеркивал, что человек научится всесторонне понимать красоту, лишь тогда, когда сам принимает участие в ее создании. Основной задачей эстетического воспитания является формирование способности видеть красоту не только в искусстве, но и в жизни, в быту, в прозаичных вещах.
Мы провели:
- конкурсы «Сервировка стола»;
-мастер классы «Прически и визажа»;
-путешествие в «Осенний лес», «В зимнюю сказку»
- еженедельные операции «Уют», этические минутки, уроки «Мойдодыра».
По результатам голосования ежемесячно присваивается звание «Чистюля класса», «Хозяюшка месяца», «Первый помощник класса». Хочется вспомнить слова Макаренко: «ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое может быть воспитание».
Следующий проект «Хорошая книга - твой друг на всю жизнь!»
Художественная литература – органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности. Литература вводит ребенка в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения.
Я провела:
- лекции о «Художниках Крыма»;
- открытый урок «Десантники - герои боя», посвященный годовщине Керченско-Феодосийского десанта.
- КВН «Пернатые друзья»;
Сейчас мы начинаем знакомиться с подвигами детей-партизан Крыма, читаем рассказы о Великой Отечественной Войне.
Последний и самый серьезный социальный проект мы назвали: «Копилка добрых дел». Мы успели:
- выступит в «Доме милосердия»;
-поздравить на дому участников Керченско-Феодосийского десанта;
Хочется подвести итоги за столь короткое, но на мой взгляд плодотворно проведенное время. По прошествии первых двух месяцев результат был практически не заметен. Однако в январе –феврале уже видна положительная динамика роста по всем пяти показателям, которые мы исследовали в начале учебного года. Познавательная активность и кругозор с сентября выросли на 7%. Дети не просто усваивают информацию, но и активно требую поступления новой. Воображение и творческие способности выросли на 4%, показатель не велик, но это самый сложный и трудный путь развития, главное что он сдвинулся. Отношение к искусству я бы не переводила в проценты тут главное мотивация, которая из рационалистической превращается в эстетическую. Дети не просто наблюдают (смотрят), у них появляется свое личное отношение, эмоции, вкусы. С начала года мои воспитанники приняли участие во всех без исключения школьных делах, мероприятиях и проектах. Здесь у нас самый высокий процент активности 15%. И, самое интересное, то что эстетическое развитие положительно влияет на усвоение школьной программы, уровень успеваемости класса вырос на 8%. В СВОЕЙ РАБОТЕ Я ИСПОЛЬЗОВАЛА СЛЕДУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: НРАВСТВЕННО ЦЕННОСТНЫЙ ДИАЛОГ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА. Я довольно работой класса, нашими достижениями, я с уверенностью могу сказать что мы коллектив, который стоит на пороге великих открытий! Нет приделов совершенству, поэтому эстетическое воспитание детей буду продолжать, используя новые формы, методы работы, учитывая современные тенденции в искусстве и культуре. И, самое главное слушая свое сердце!
Душе была дана любовь от бога в дар.
Что б отличить добро от зла уменье.
На, что же трачу я священный сердцу дар.
На помощь детям в личном становленье!