Анпилогова Наталия Васильевна,
учитель КОУ ВО «Верхнемамонская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тема внеклассного занятия: «Эта память – верьте, люди, - всей земле нужна!»
Цель: воспитание миролюбия как планетарного чувства, благодаря которому сохраняется мир на земле.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- создавать ситуации, требующие проявления гражданской позиции у обучающихся, проявления патриотических чувств;
- побуждать к творческому решению поставленных вопросов;
- задавать тон сотрудничества и взаимопонимания в поисках ответов на поставленные задачи.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- определять и координировать умения работы с информацией (сбор, хранение, систематизация, использование);
- побуждать обучающихся к рассуждениям и умозаключениям, к аргументированным ответам;
- помогать обучающимся оформлять свои мысли, способствовать развитию грамотной, логичной, понятной речи для окружающих;
- осуществлять регулятивные действия самоконтроля и самооценки в процессе коммуникации
Оборудование: интерактивная доска, презентация, фотографии картин на военную тематику, слова-таблички, СД-проигрыватель, диск с записью песни, материалы исследовательской работы обучающихся (сообщения, фотографии)
Ход внеклассного занятия
Внимание на экран!
На экране интерактивной доски презентация с песней «День Победы»; ссылка на презентацию: https://multiurok.ru/files/piesnia-dien-pobiedy-muz-davida-tukhmanova-sl-vladimira-kharitonova.html |
Как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие начинается презентацией «День Победы»?
(В 2020 году наша страна отмечает юбилейную дату: 75 лет со дня победы над фашистскими захватчиками.)
Как вы сделали такой вывод? Что явилось вам подсказкой?
(Фотографии презентации – это сюжеты о Великой Отечественной войне. Они соответствуют содержанию песни «День Победы», наложенной на презентацию.)
Что же такое война?
На стенде крепится слово «война» |
С какими словами мы могли бы это понятие сопоставить?
Дети из предложенных слов-табличек выбирают слова для сопоставления: горе, смерть, голод, разруха, страх, зло, боль. |
Слова, говорящие о страдании, выбраны для понимания слова «война». Так и есть.
Это страшное слово «война»,
Есть в нём скверная, злобная сила.
«Так зачем же нам, людям, нужна?» -
Я у прадеда как-то спросила.
И ответил мне прадед седой,
С грустным взглядом
И с грустью в морщинах:
«Мы войну называли бедой.
И беда к нам прийти не спросила.
Вой сирены тревожный ночной,
Пламя, взрывы, прощания, слёзы…
А с войны ли вернёшься домой
Или ты не вернёшься , быть может.
У войны нет рассудка, слепой
И холодный есть запах наживы,
Жажда власти закована в строй,
И слова о добре войны лживы.
Сумасшествие в каждой войне.
И кровавою смертью расплата.
Много лет нет войны на земле,
Но душа от потерь вся измята.
И болит, стонет даже порой,
Будто просит прощенья у Бога,
Что вернулся живым я домой –
И за это легло в землю много
Неизвестных, известных, родных!..
Они жить, как и я, так хотели!
И живём мы теперь вместо них,
А они и пожить не успели.»
----------------------------------
Много лет нет войны на земле
И надеюсь, что больше не будет.
Жить хочу я в любви и добре -
Мирной жизни желаю вам, люди!
(Анпилогова Н.В., авторское)
У Роберта Рождественского есть стихотворение «Послевоенная песня».
Задохнулись канонады.
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла.
А в реке – меж берегами –
Кровь-вода текла.
Были чёрными берёзы,
Долгими – года.
Были выплаканы слёзы
Вдовьи навсегда.
Вот опять пронзает лето
Солнечная нить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Эта память – верьте, люди, -
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война.
«Если мы войну забудем, вновь придёт война», - как это понимать?
(Если забыть о тех страданиях, которые переживали люди во время войны, то можно и не задуматься, что война – это страшно, не принять это как глобальную проблему, и тогда может нависнуть новая угроза военных действий)
А как же научиться не забыть о том, что такое война?
(Напоминанием служат фильмы, книги и произведения искусства о войне, общение с участниками военных действий даёт понимание о всех ужасах войны, изучение материалов о военном времени – важно для будущих поколений, для сохранения памяти о войне и воинах)
На экране интерактивной доски в порядке очереди демонстрируются фото картин художников, писавших о войне; обучающиеся рассматривают их, комментируют и предполагают, как называется та или иная картина . |
Усыпенко Ф.П. "Ночной бой"
Н. Цыцин. «Блокадный хлеб.»
Семенов Петр Садофьевич. «Похоронка.»
Ю. Сиротенко. «Солдат.»
Недавно мы создали исследовательскую группу по изучению вопроса «Памятники Великой Отечественной войны в нашем селе Верхний Мамон». Памятники от слова «память», «помнить», а значит, они тоже напоминание о военном прошлом.
Слово нашим исследователям.
« В центре нашего села Верхний Мамон сооружён в 1965 году памятник, где написаны имена погибших воинов, сражавшихся на Среднем Дону.
Обучающиеся КОУ ВО «Верхнемамонская школа-интернат» у мемориального комплекса
Обучающиеся КОУ ВО «Верхнемамонская школа-интернат» у памятника на братской могиле с.Верхний Мамон
Недалеко от нашей школы находится памятник-бюст Герою Советского Союза Ивану Ивановичу Харланову. Этот памятник установили в 1967 году.
Памятник-бюст герою Советского Союза И.И. Харланову.
Всем нам известно, что 16 декабря- День Памяти, день начала операции «Малый Сатурн», в ходе которой был прорван вражеский фронт, и подорваны фашистские захватнические планы. В 1983 г. был открыт памятник «Прорыв». Его открытие было посвящено памяти о погибших в операции «Малый Сатурн».
Памятник воинской славы «Прорыв»
Указом губернатора Воронежской области А. В. Гордеева от 5 сентября 2014 года село Верхний Мамон было удостоено Почетного звания «Населенный пункт воинской доблести», так как на территории нашего района велись ожесточенные сражения во время Великой Отечественной войны, а сражавшиеся воины проявляли мужество и героизм.»
Стела «Населенный пункт воинской доблести» в селе Верхний Мамон
Ученица одной из российских школ написала такое стихотворение:
Нам нужен мир на голубой планете.
Его хотят и взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли,
Нам нужен мир навеки, навсегда!
(И. Кравченко)
Учитывая ваши пожелания, дорогие участники мероприятия, исполним песню «Аист на крыше», тем самым поддержим слова ученицы о мире, который «нам нужен навеки, навсегда»!
АИСТ НА КРЫШЕ
Музыка Д. Тухманова
Слова А. Поперечного
1.Где это было, когда это было –
В прошлом, а может, во сне.
Аист на крыше гнездо для любимой
Свил по весне.
Чудился мне он и в странствиях дальних
Символом верной любви.
Люди, прошу, не спугните случайно
Аиста вы.
Припев:
Люди, прошу я, потише, потише!
Войны пусть сгинут во мгле…
Аист на крыше, аист на крыше –
Мир на земле!
2. Аист на крыше гнездо с аистенком
Ночью и днем бережет.
Ну, а в том доме под крышей девчонка
Счастья так ждет.
Люди, в Нью-Йорке, в Берлине, в Париже,
Верьте друг другу и мне:
Аист на крыше – счастье под крышей
И на земле.
Припев.