СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы формирования самоконтроля у учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает способы и этапы формирования самоконтроля у детей, обучающихся в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Этапы формирования самоконтроля у учащихся начальных классов»

Этапы обучения самоконтролю

 От наглядного, эмоционального — к умственному. То есть, изначально ученик

должен видеть перед собой конечный результат. Данный период удобно внедрять

уже в младшей школе. Например, на уроках математики можно предложить детям

картинку веселого гномика, держащего в руках цифру "2". Далее предлагается ряд

примеров, из которых необходимо выбрать только те, которые в результате дают

искомую "двойку". Чем больше примеров найдено, тем веселее гномику.

То есть, на подсознательном уровне фиксируется взаимосвязь: правильное решение =

победа.

На первых порах учитель сам предоставляет готовый эталон, образец, ученикам

необходимо лишь сверить свои результаты. Лучше всего с этой задачей справляются

разнообразные дидактические игры. Они, во-первых, оживляют процесс обучения, во-

вторых, вводят элемент соревновательности. А самое главное — учат внимательности и

скорости мышления.

Вот несколько способов, которые вполне окажутся под силу самым маленьким ученикам:

 сверка с написанным образцом;

 проверка по словесной инструкции;

 проверка с помощью сигнальных карточек.

 

 От наглядного — к речевому. Теперь ученик, видя конечный результат, должен

озвучить свою оценку. Насколько он был успешен в выполнении, все ли этапы

работы выполнены, нужны ли были исправления и т.д. То есть, ребенок учится

проговаривать свои выводы.

Этот этап самоконтроля можно вводить уже во 2-3 классах, когда ребенок в состоянии

логически изложить свои выводы.

Варианты заданий:



 взаимопроверка в паре, группе;

 подбор нескольких способов решения и выделение самого оптимального с

проговариванием обоснованности своего выбора).

На уроках математики:

 мозаика или пазл. Лист бумаги разрезается на определенное количество

прямоугольников. На них пишутся задания. Точно такой же лист с рисунком

разграфить на такое же количество секторов. В каждом секторе пишется вариант

правильного ответа. Дети решают задачи/примеры, выбирают правильные ответы

— в итоге собирается рисунок.

В старших классах вместо забавного рисунка подобным образом можно зашифровать

цитату, фразу, правило и т.д.

 От констатирующего — к корректирующему. На данном этапе обучения

самоконтролю  ученик должен не только увидеть ошибку, но и исправить ее,

выбрав правильный вариант.

Приемы самоконтроля для данного этапа:

 найди ошибку. Предлагается задача с решением, но ответ неверен. Ученикам

нужно найти ошибку самостоятельно

Варианты:

 предложить задачу с неполным решением — ученики должны дорешать;

 предложить задачу с неполными данными или лишними сведениями. Ученики

должны найти эти данные и объяснить свой выбор.



Пример кластера



 Кластеры — прекрасно помогут ребенку оценить уровень и полноту своих знаний

по теме.

Например, ученикам предлагается составить кластер для имени существительного. Дается

только слово, на "лучах" схемы учащийся должен написать все признаки, по которым

можно узнать имя существительное: вопросы "Кто? Что?", "обозначает предмет или

лицо", категория одушевленности/неодушевленности, собственные/нарицательные,

изменение по родам, изменение по падежам и т.д.

Неплохо работает и обратный вариант — когда дается перечень признаков, а ученикам

необходимо узнать обозначенный предмет. Например, на уроке литературы можно

указать несколько характерных черт героя произведения, а ученики должны назвать имя

этого героя.

 От внешнего — к внутреннему. Этот этап вводится, когда ученики уже в

достаточной степени владеют речью и накопили опыт, позволяющий им

проговаривать свои суждения, отстаивать свою точку зрения. Теперь внешняя речь

перетекает во внутренний монолог. Как результат озвучивается лишь вывод,

оценка своего труда.

Это самый сложный этап, который подготавливает учеников к предварительному

самоконтролю.

Один из приемов, которые возможны: анонсированная контрольная. То есть ученикам

заранее, недели за две, сообщается о проведении контрольной и дается перечень тем,

которые будут затронуты в работе. Ученикам предстоит разработать план подготовки,

вычленить из плана те пункты, которые представляют трудности для данного ученика

(возможно, эту тему он пропустил) и далее — планомерна подготовка с решением

подобных заданий. Главное, чтобы учитель постоянно контролировал эту

подготовительную работу, а не пускал все на самотек, иначе смысл анонса теряется, а

ученики, как всегда, кинутся готовиться в последний вечер перед контрольной.

Обучение самоконтролю — это объемная, многоплановая и многоэтапная работа, стоящая

перед современным учителем. И результат будет, если приемы самоконтроля будут

использоваться регулярно, на каждом уроке, а не от случая к случаю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!