СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики «Решение задач способом составления уравнения». 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования умения решения задач с помощью уравнения.

Задачи урока:

-выявить   основные правила решения задач способом составления уравнений,

-познакомить с алгоритмом решения задач способом составления уравнений;

-содействовать развитию навыков сотрудничества, самоконтроля;

-совершенствовать навыки решения уравнений;

-развивать умение анализировать и рассуждать;

-закреплять вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

Знать алгоритм решения задач с помощью уравнений.

Формирование УУД:

Личностные: использовать усвоенные приёмы работы для решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль при выполнении заданий,

Осознать необходимость самосовершенствования, положительного отношения к процессу познания, применять правила сотрудничества

Регулятивные: планировать и принимать   учебную задачу, составлять план действий, оценивать и корректировать свои действия

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, воспринимать различные точки зрения, сотрудничать с учащимися и

учителем, выражать свою точку зрения, работать в паре и группе

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, находить дополнительную информацию, обсуждать проблемные вопросы, сформировать умения при решении задач и уравнений работать со схемой

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки, экран настроения, экран успеха, жетоны-цветы, памятка с алгоритмом.

Дата проведения: 7 апреля 2015 г

Этап урока

Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды.

Деятельность педагога.

Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции.

1.Психологический настрой на урок.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УУД: личностные (вызвать интерес и готовность к учебной деятельности)

Коммуникативные   (планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися)

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.

— Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

Сегодня 7 апреля Всемирный день здоровья. Я надеюсь вы все сделали утреннюю зарядку?

А сейчас мы проведём математическую зарядку. Не случайно на доске вы видите запись высказывания М.Калинина «Математика – это гимнастика ума».

Как  вы думаете, какой вид математических заданий позволяет в большей степени развивать логическое мышление, способствует развитию сообразительности, смекалки и так же позволяет ответить на многие жизненные вопросы?

Предлагаю вам решить несколько задач, применяя свою смекалку, логику, сообразительность.  

Тройка лошадей пробежала 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

На камине горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько свечей осталось?

На перемене в класс забежало 7 человек. Это четвертая часть класса. Сколько всего в классе человек?

Молодцы! У многих из вас хорошо развита смекалка, сообразительность.

— Постарайтесь на уроке работать быстро, все расчёты производить точно и, самое главное, дружно!

Проверка готовности к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи

 

 

 

 

 

90 км

 

5 свечей

 

 

 

28 человек

2. Актуализация познавательной деятельности.

3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

4. Решение учебной задачи (выдвижение и проверка гипотез).

Цель: организоватьактуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала

УУД: регулятивные (целеполагание, планирование) Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, логическое построение цепи рассуждений, доказательств).

Цель: 1)Зафиксировать причину затруднения 2)Организовать диалог по проблемному вопросу 3)создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

УУД: личностные: действие смыслообразования, установление связи между целью и ее мотивом. Регулятивные: целеполагание, планирование

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

Цель: добиться открытия детьми нового способа действия, научить выделять из конкретно практической задачи общую учебную задачу

(УДД – регулятивные:

формировать умение высказывать своё предложение , умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формировать умение на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

– Ребята! Над какой проблемой мы работали на предыдущих уроках математики?

Все справились с домашним заданием?

У кого были трудности? (Ответы детей).

— Трудностей нет. Значит, мы можем продолжать работать дальше?

-Сегодня на уроке вы выступите в роли учёных. А учёные, как известно, проводят эксперименты, делают научные открытия, проверяют на практике свои открытия. Сегодня мы все вместе попробуем пройти   эти этапы и открыть новые знания.

Но,  чтобы открыть что-то новое, давайте вспомним те знания, которые помогут нам сегодня на уроке.

— Посмотрите на экран.

— Чем похожи все записи?

-Что такое уравнение?

-Что значит решить уравнения?

— Найдите корни уравнений. (устно)

Х*70=630         5400:х=90     х:80=80   200+х=310

Х=9                   х=60               х=6400      х=110

Х- 40=140     х*30=300

Х=180           х=10

Ответы на карточках.

9

 

60

 

6400

 

110

 

180

 

10

— Расположите корни уравнений в порядке возрастания.

-Прочитайте слово, которое у вас получилось.

— Как могут быть связаны уравнения и задачи?

— Назовите тему урока.

— Какую учебную

задачу будем решать на уроке?

— Какие задачи поставим перед собой? Посмотрим совпали ли ваши задачи с моими?

На доске записаны задачи урока для учащихся:

  1. Освоить новый приём решения задач.
  2. Совершенствовать умения в решении задач, уравнений.

-Давайте проведём эксперимент и попробуем, используя наши знания, решить задачу №278 способом составления уравнения.

— Почему не справились с задачей?

— Каких знаний не хватает, чтобы справиться с возникшей проблемой?

— Как будем решать задачу?

Нарисуем схему к задаче. Обозначим детей занимающихся немецким языком – х. Составим уравнение. Найдём корень уравнения. Запишем ответ.

— Давайте составим памятку – алгоритм для решения задач способом составления уравнений. (прочитать, обозначить неизвестное х, записать ответ, составить уравнение, решить уравнение, записать краткую запись)

— Какое открытие мы сделали?

1. Выполнение   задания   № 283.(работа в парах)

Учащиеся анализируют тексты задач и делают вывод, что для данной схемы соответствуют задачи ( 4, 5).

Уравнения: 342 – x = 285 и 285 + x = 342.

– Решите составленные уравнения по вариантам. Первый вариант 1 уравнение, второй -2 уравнение. (двое у доски)

– Запишите ответ на вопрос каждой задачи.

 

 

Учились решать уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Это уравнения.

-Уравнения это запись с неизвестным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з

 

а

 

д

 

ч

 

а

 

а

 

 

 

 

 

 

 

-Решать задачи способом составления уравнений.

 

Научиться решать задачи способом составления уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х+12=34

 

 

 

 

 

  1. Прочитать задачу
  2. Записать краткую запись
  3. Составить уравнение (?-х)
  4. Решить уравнение
  5. Записать ответ

 

— Нашли способ решения задач с помощью уравнений.

5. Физминутка.

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся (сбережение здоровья)

— Для здоровья, для порядка

Дружно делаем зарядку!

 

6. Работа по теме урока. Отработка способа действия.

Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.

УУД личностные: вызвать интерес и готовность к учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися.

— Как вы считаете, нужно ли упражняться в решении сложных уравнений?

— Давайте потренируемся.

-Как будем работать?

а). Работа с учебником № 281

 

— Сравни свой способ решения со способом соседа.

— А теперь на волшебной линеечке оцените друг друга. (Приложение № 3).

— Какой вывод можно сделать?

— Да.

— Сделаем в паре.

(У доски работают три пары, решают по алгоритму).

Дети дают оценку работы каждой

пары.

(выслушиваются мнения детей)

— Надо ещё потренироваться.

7. Конкретизация сконструированного способа в новых условиях.     Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Тестовая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Итог урока. Рефлексия.

Цель: закреплять полученные новые знания, формировать рефлексию

УУД: познавательные: моделирование, воспроизведение изученного материала, рефлексия, контроль и оценка;

личностные: осуществить самоконтроль, достигнуть положительных результатов;

регулятивные: проводить работу по плану, оценить правильность выбора.

Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

УУД: познавательные: рефлексия, контроль и оценка), коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: проводить работу по плану, оценить правильность выбора)

Цель: способствовать формированию рефлексии.

УУД: коммуникативные;

личностные (осуществить самоконтроль, достигнуть положительных результатов)

— А сейчас хотите проверить себя, как вы научились решать задачи с помощью уравнения?

— Поработайте в группах и решите задачи. Постарайтесь заработать как можно больше баллов. Готовы?

Работа в группах (карточки).

– По данному условию и схеме задачи, составьте уравнение и решите его.

1-я группа.

В нашей школе 777 учащихся. В средних классах учатся 339 учащихся, а в начальных классах 368 учащихся. Сколько учащихся учится в старших классах?

2-я группа.

В июне в школьном лагере отдыхало 70 ребят. Из них 25 девочек, остальные – мальчики. Сколько отдыхало мальчиков?

3-я группа.               

В нашем классе 24 учащихся занимаются в спортивных секциях из них 15 мальчиков, а остальные девочки. Сколько девочек занимаются спортом?

-Что объединяет все задачи?

Проверка: — Сравните с ответами.                         На доске ответы к задачам.

— Что можете сказать про эти числа?

-Ребята! 9 мая весь наш народ будет отмечать 70 лет великой победы разгрома советскими войсками   немецко-фашистских захватчиков   в ВОВ в 1945 году. В честь   ветеранов – победителей, праздничный салют!

 

Тест «Решение уравнений» 1 вариант

1.Решите уравнение: m+27=43

1) 94     2) 26   3) 70      4)   60

2. Решите уравнение: 45- а=29

1) 16   2) 26    3) 74    4) 64

3. Решите уравнение:  х-29=94

1) 65    2) 123       3) 75     4) 11

4. Делимое находится так:

а) Частное прибавить делитель;

б) Частное разделить на делитель;

в) Частное умножить на делитель.

5. Решением какого уравнения является число 25?

а)65-х=50; б)х:3 = 75; в)75:л:=3.

Тест «Решение уравнений» 2 вариант

1.Решите уравнение: m — 27=43

1) 94     2) 26   3) 70      4)   60

2. Решите уравнение:  а + 45=129

1) 16   2) 26    3) 84    4) 64

3. Решите уравнение:  х — 39=104

1) 65    2) 123       3) 75     4) 11

4. Делитель находится так:

а) Частное прибавить делимое;

б) Частное разделить на делимое;

в) Делимое разделить на частное.

5. Решением какого уравнения является число 5?

а)65+х=70; б)х:3 = 75; в)75:х=3.

 

— Какую учебную задачу ставили?

— Что для вас сегодня было открытием?

-Сегодня мы с вами раскрыли ещё один секрет математики.

— Всем ли было легко?

— Значит надо ещё потренироваться?

 Над какой же проблемой будем работать на следующем уроке?

— Давайте подведём итог урока, закончив предложения:

— Оцените свои знания на волшебной линеечке цветом. У вас на столах цветы.   Если на уроке всё понятно – жёлтый цветок, если были трудности, сомнения – красный цветок, а если не совсем разобрались или вам было неинтересно – синий цветок.

На доске получился праздничный букет из жёлтых и красных цветов.

— Это подарок нашим дорогим ветеранам. С наступающим праздником!

Дети решают задачи способом составления уравнения.

(Выступление каждой группы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка с тетрадью у доски 3 учащихся.

9 45 70

 

Ответы детей на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Продолжить работу по решению сложных уравнений.

Карточка у каждого ученика:

Я сегодня научился…..

                                                                                                             Я узнал…….           

                                                                                                           Больше всего мне понравилось….

 

10. Домашнее задание

Цель: закрепление нового знания УУД: познавательные (моделирование, рефлексия, контроль и оценка).

№ 277. Придумать задачу, чтобы решалась уравнением.

-Спасибо всем за урок!

Записывают задание.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики «Решение задач способом составления уравнения». 4 класс»

Урок математики во 2 классе «Структура задачи. Запись ее решения. Взаимосвязь условия и вопроса задачи»

Тема урока:  «Структура задачи. Запись ее решения. Взаимосвязь условия и вопроса задачи»

Цели:

  • формировать общее умение решать текстовые задачи;

  • формировать представление о структуре задачи;

  • познакомить  с записью её решения;

  • использовать информацию о взаимосвязи между условием и вопросом задачи;

  • развивать словесно-логическое мышление, умение контролировать свои действия.

Задачи урока:

Предметные

  • формирование общего умения решать текстовые задачи.

Метапредметные

Познавательные УУД:

♦ научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, овладеют общими приёмами решения задач.

Регулятивные УУД:

♦ принимать и сохранять учебную задачу;

♦ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные УУД:

♦ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

♦ формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные УУД:

♦  формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

♦ способность к самооценке на основе критериев успешности учебной   деятельности;

Предполагаемые результаты деятельности:

* научатся ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

* устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (в том числе, описанных в тексте задачи);

* научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия.

Используемые технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие.

Формы организации познавательной деятельности: проблемный диалог, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Оборудование:  авторский  медиапродукт  к уроку, учебник  «Математика 2 класс» Н.Б. Истомина, интерактивная приставка mimio Studio.

Организационный  момент.(Мотивация к учебной деятельности)

У.  Вспомним правила поведения на уроке

«На уроке я сижу,

Не стучу и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят – отвечаю»

Правила посадки при письме. Примем позу ученика.

Покажите своё настроение в начале урока.

Запишите фамилию и сегодняшнюю дату в маршрутных листах.

Сегодня 16 ноября – Международный день толерантности. Напомните, что такое толерантность?

А теперь давайте посмотрим на себя разные ли мы?

Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.

— Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если  фигуры получатся не совсем такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.

— А теперь поднимите руку те, кто выбрал круг. Психологи считают, что вы доброжелательны и общительны, чувствительны и доверчивы;

-Кто выбрал квадрат: организованные, настойчивые и твёрдые в решениях, трудолюбивы;

— Кто выбрал треугольник: лидеры, нетерпеливые и склонные к риску;

— Кто выбрал зигзаг: творческие натуры, мечтательны и непосредственны, изменчивы в настроении и поведении;

— Кто выбрал прямоугольник: неуверенны в себе, в своём выборе, пока ещё не определились в жизни.

Вот видите, какие мы все разные и живём все на одной планете, учимся в одной школе, в одном классе. Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность! Но нам должно быть хорошо вместе, т.к мы нужны друг другу. А с чего начинается толерантность?

Пусть сегодняшний день принесёт вам радость общения.

— Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

— Это будет зависеть  от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу

Я ВСЁ  УМЕЮ,

Я ВСЁ МОГУ.

Если у тебя не получится,

Я тебе помогу.

Пусть вам сегодня помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Актуализация знаний.

Давайте проверим, то что мы уже знаем. Выражения с «шариками».

·         12=8+□       5+□=11             □+7=14

·         16-□=8        9+5=□               9+□=18

·         □+8=13       □+8=15             11-□=7

 

Составление круговых примеров. Слайд

—  В классе 12 девочек и 11 мальчиков. Сколько детей в классе?

— Что вы сейчас решили? (Задачу. У нас в классе тоже 23 ученика.)

— На поляне несколько овечек и 2 собаки. Решите задачу.

Дети. Нет! Здесь нет вопроса.

Учитель. Какие вопросы можно задать?

Сколько всего животных? На сколько овечек больше? На сколько собак меньше? (Можно устно решить и дать ответы.)

Работа по теме урока

У. Опираясь на последние задания,  определите тему урока.

Д. Решение задач.

У. Какие задачи  мы поставим перед собой?

Д. Научится решать задачи.

У.  Какие мы будем делать шаги для этого ?

Д. Записывать условие задачи в виде схемы. Записывать решение задачи и ответ. Повторить то, что уже знаем.

У.  Что вы уже знаете про задачу? (ответы детей)

Работа в учебниках

Уч. № 229, с. 70.

Учитель. Прочитайте тексты в пункте 1. Сравните: чем они похожи? Чем отличаются? Можем ли мы решить их?

– Давайте сделаем вывод, какой текст можно назвать задачей?
Потренируемся анализировать условие и вопрос задачи.

Составим и проанализируем задачу, которую вы видите на экране.

Физминутка . Клип.

Работа в парах.

Сейчас поработаем в парах. Вспомните правило работы в парах.

– Где в задаче может находиться вопрос?

– Положите перед собой листок с текстами задач.(На экране появляются такие же тексты задач.)

– В каждой задаче нужно подчеркнуть условие синей чертой, а вопрос – красной.

Тексты.

1.Сколько карандашей в двух коробках, если в первой коробке их 20, а во второй – 15?
2. На дереве сидело 10 птиц. Сколько птиц осталось, если 3 птицы улетели?
3. Возле дома 7 берез и 3 клена. Сколько фруктовых деревьев возле дома?

Работа в маршрутных листах. Самостоятельная работа. 1 ученик у доски.

– Условия и вопросы задач. перепутались. Путем перетаскивания вопроса, соедините условия с правильными вопросами.

У причала 7 лодок и 5 яхт.

Сколько всего лодок стояло у причала?

У причала стояло 6 яхт, а лодок – на 10 больше.

На сколько лодок у причала больше, чем яхт?

У причала стояло 10 маленьких лодок, а больших – на 2 больше.

Этот текст не является задачей.

У причала стояло 8 яхт.

Сколько лодок стояло у причала?

Проверка выполненного задания СЛАЙД  5. Обсуждение.

Выполнение теста.

1.Прочитай  задачу. 

Толя нашёл 9 грибов, Алёша – 8, а Серёжа – 12 грибов. Насколько больше грибов нашёл Серёжа, чем Алёша? Выбери выражение для ответа на вопрос задачи.

  1. 12 – 9

  2. 12 – 8

  3. 12 + 8

2.Прочитай  задачу. 

У дедушки 10 кроликов. Из них 7 кроликов белые, а остальные чёрные. Сколько чёрных кроликов у дедушки? Выбери ответ на вопрос задачи.

  1. 4 кролика

  2. 5 кроликов

  3. 3 кролика

3.Прочитай  задачу. 

Когда первоклассники развесили в парке 5 кормушек для птиц, им осталось повесить ещё 4 кормушки. Сколько кормушек должны развесить первоклассники? Выбери ответ на вопрос задачи.

  1. 10 кормушек

  2. 9 птиц

  3. 9 кормушек

4. Прочитай  задачу. 

В магазин привезли 60 пакетов с молоком, а с кефиром – на 10 пакетов больше. Сколько пакетов с кефиром привезли в магазин? Выбери решение задачи.

  1. 60 + 10 = 80 (п.)

  2. 60 – 10 = 50 (п.)

  3. 60 + 10 = 70 (п.)

5.Прочитай задачу.

В новогоднем подарке было 10 орешков, а апельсинов – на 8 меньше. Сколько апельсинов было в подарке? Выбери ответ на вопрос задачи.

А. 18 орешков

В. 3 апельсина

С. 2 апельсина

Проверка  и обсуждение результатов.

— Узнайте задание на дом. ( Дифференцированные задания по уровню подготовки учеников). красный – легкое задание, жёлтый цвет – среднее по сложности , зелёный– сложное по сложности (придумать задачу)

Рефлексия, подведение итогов.

—  Какая цель урока? Задачи урока?

— Научились мы решать задачи? Какую цель поставим на следующий урок? Каким получился наш урок?

      За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?-  Какое настроение у вас после урока?( три картинки с изображением смайлов веселого, ровного, плохо настроения).

— На этом наш урок окончен.

Спасибо за урок. Вам мои аплодисменты.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!