СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ-СКАЗОК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья расскрывает этапы формирования учебной мотивации младших школьников в процессе решения математических задач-сказок.

Просмотр содержимого документа
«ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ-СКАЗОК»

УДК 372.47

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ-СКАЗОК

Э.В. Коваленко, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5»

г. Симферополь

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, так как ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % – от мотивов [1].

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении младшего школьника – к окружающему миру, различным видам деятельности [3].

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов – с другой.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

В современное время тема, касающаяся учебной мотивации, не перестала быть актуальной. Ведь именно деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у младшего школьника интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций [2].

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности (УД) [6].

Мотивация как психологическая категория, исследована и раскрыта в работах Д. Аткинсона, Л.И. Божович, К. Левина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна Д.Н. Узнадзе, а также во всех направлениях теории личности, разработанных такими учёными как А. Адлер, А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, 3. Фрейд, Э. Эриксон, А.К. Юнг и др.

Мотивация младшего школьника рассматривается как видовое понятие по отношению к мотивации человека. В современных исследованиях (С. Рубинштейн, Л. Божович, П. Якобсон, Ю. Бабанский, М. Данилов, Б. Есипов, В. Ильин, А. Маркова, М. Матюхина, В. Моргун, Г. Щукина, В. Шкуркин, Р. Дрейкурс, Г. Розенфельд, В. Кнорзер и др.) представлены структура и динамика, охарактеризованы детерминанты развития мотивации учебной деятельности, выделены пути и способы её формирования.

Цель статьи: охарактеризовать этапы формирования учебной мотивации младших школьников на уроках математики в процессе решения задач-сказок.

На наш взгляд, формирование учебной мотивации младших школьников в процессе решения задач-сказок на уроках математики будет более эффективнее, если работу проводить в три этапа: подготовительный, ознакомительный и формирующий. Этапы считаются условными, поскольку сложно разграничить завершение одного этапа и начало другого, но определённая последовательность и их содержание позволяют проследить направленность действий субъектов образовательного пространства и отследить динамику формирования учебной мотивации младших школьников к математике.

Цель подготовительного этапа – повысить интерес к урокам математики посредством знакомства учащихся с задачами-сказками.

На подготовительном этапе для повышения учебной мотивации младших школьников целесообразно использовать устные упражнения, математические диктанты, используя форму фронтальной работы с учащимися. Кроме того, высоким стимулирующим потенциалом обладают карточки-задания. При этом учащиеся могут устно выполнять действия и сообщать свои ответы. Карточки могут быстро сменять друг друга, что будет способствовать повышению интереса к игре. Также увлекательно на уроках может проходить математическая эстафета. Для её проведения на уроке записываются задания в 3 столбика. Ученики делятся на 3 команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первые задания из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания. Эстафету можно провести сидя за партами – «пустить» листки с заданиями по рядам [5]. При этом можно использовать аудиозаписи, таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, мультимедийное оборудование. Эти упражнения целесообразно проводить в форме дидактических игр («Незадачливый математик», «Составим букет», «Космический полёт», «Лучший лётчик», «Глаз-фотограф», «Математические ручейки», «Забей мяч в корзину», «Кто быстрее», «Раздай зайчикам капусту», «Собери урожай», «Зайчик и волк», «Найди пару», «Кто на каком месте?», «Сложи игрушки», «Построй снеговичка», «Обозначь маршрут», «Кроссворды») [4, с. 97; 7].

Целью ознакомительного этапа является ознакомление учащихся с задачами- сказками, её структурными элементами и этапами её решения.

На основном этапе формирования учебной мотивации младших школьников происходит углубление знаний учащихся в решении математических задач-сказок, умений определять и вычленять их из ряда других математических заданий. Рекомендуется решать математические задачи-сказки, которые направлены на развитие у младших школьников не только мыслительных процессов, но и воображения, фантазии. Знакомясь с подобной задачей, ученик живо представляет себе сказочную ситуацию, вживается в динамику происходящих событий и, в то же время, учится усидчивости и терпению, тренирует внимание, умение дослушать до конца, так как неизвестно, какой будет задан вопрос в задаче.

Вопросы в задачах разные, касаются не только нахождения неизвестного количества искомых предметов, но и могут касаться закрепления знаний учащихся о форме, цвете, размере, качестве, величине, пространстве и времени.

Тематика в задачах-сказках также может быть различной: игрушки, овощи, фрукты, одежда, транспорт, деревья, грибы, животные, насекомые, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представления детей об окружающем мире.

Слушая такие задачки-сказки, решая их, дети проявляют к ним большой интерес, пробуют самостоятельно сочинить аналогичные, а главное – понимать, что считать можно всегда, везде и всё, что нас окружает.

Подобные задачи-сказки («Незнайка», «Вежливые угощенья», «Лесные грибы», «Удачная рыбалка», «Волшебная зимняя кормушка», «Новый год», «Сказочные цифры», «Поход в детский сад», «Шоколадное королевство», «Волшебный мёд» и т.д.) также можно применять на ознакомительном этапе формирования учебной мотивации младших школьников к урокам математики.

Цель формирующего этапа – закрепить сформированные умения младших школьников решать математические задачи-сказки.

На заключительном этапе закрепляются и систематизируются приобретённые младшими школьниками математические знания и умения решать задачи-сказки. Целесообразно использовать задачи-сказки с недостающими данными или задачи, в которых учащиеся самостоятельно должны поставить вопрос к условию. Также можно ввести разнообразие домашнего задания. Например, предложить ученикам написать свою задачу-сказку о геометрической фигуре, выделив в ней условие и вопрос. Творческий подход к заданию повышает интерес не только к самому процессу выполнения домашнего задания и урокам математики, но и к учебе в целом.

Таким образом, разработанные и теоретически обоснованные этапы работы над задачами-сказками, на наш взгляд, будут способствовать формированию учебной мотивации детей, прививать у них исследовательские навыки, умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и творчество.

Формирование учебной мотивации младших школьников к урокам математики – сложный и длительный педагогический процесс. На его результативность влияют различные условия и факторы. Необходима целенаправленная и систематическая работа в этом направлении, которая обеспечит в последующем оптимальное решение практически значимой проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа, 1999, № 10. С. 23-43. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ИННОВАЦИИ 157

2. Егошина Е.В. Методика исследования мотивов учения // Начальная школа. 1995. № 6. С. 15-17.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

4. Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». М.: Просвещение, 1990. 942 с.

5. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для младших школьников. М.: Академия, 2005. 632 с.

6. Шкуркин В.И. Влияние мотивов на учебную деятельность. М.: Просвещение, 2003. 253 с.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 375 с.



2