Этапы и значение православия в истории нашей страны
Автор: Бархатова А.С.
Исторический путь проникновения христианства в отечественную культуру
На уровне государства – или государственное,
когда рассмотрению подлежит
специфика отношений власти и церкви
На уровне собственно религии , т.е.
формирования, развития догматики,
богословия, форм подвижничества и
духовного опыта
На уровне собственно культуры,
т.е. анализ появления новой
картины мира и образа жизни.
История христианства на Руси X – XIII век
Проникновение христианства на Русь началось уже в IX веке, тем не менее официально Крещение страны датировано 988 г., когда и начинает формироваться новая церковная организация, а также активно идет распространение самой веры.
.
История христианства на Руси
X – XIII век (государственное направление)
Аргументы:
- Само крещение осуществляется властным решением;
- Христианству тотчас придается статус официальной религии;
- Формируется церковная собственность;
- Оформляется церковная юрисдикция по ряду
ее полномочий
Церковь образует «тандем» с властью, участвует в политической жизни, поднимает «имидж» князей.
Положительное значение – укрепление закона, отвержение проблем престолонаследия путем насилия .
История христианства на Руси X – XIII век
На Руси наблюдается всплеск эмоционально-религиозного принятия христианства, возникают различные виды «строжайшего» монашества (столпничество, затворничество, пустынножительство и проч.). Отмечается рост монастырей (11 век – 20 обителей, 13 век - 70).
К расцвету русской аскетики этого исторического этапа относят также странничество и паломничество.
История христианства на Руси X – XIII век
На уровне культуры этап Крещения происходил особенно трудно, поскольку в нем подразумевалась смена ценностей и даже смысловой картины мира, новый вид которой был отчасти чужд языческому мироощущению славян.
Итог:
- Христианство обитало в стране в черте города или рядом с ним. В крестьянской среде оставалась востребованной магическая стихия язычества
- В памятниках древнерусской культуры, относящихся к до монгольским временам, следы христианства почти не обнаруживаются.
Вплоть до 16 века для русской культуры характерно существование «двоеверия», которое было распространено не только в мирской среде, но и среди монахов.
История христианства на Руси X – XIII век
Период христианизации страны представлял собой синтез восточного христианства с уже имеющимися в культуре традициями язычества и этнических особенностей славян, проходящий путем адаптации догматов православия к местным представлениям и традициям.
С одной стороны - это была христианизация «варваров».
С другой- это был процесс варваризации самого христианства, закончившийся рождением русского православия.
История христианства на Руси XIII - XV век
Период татаро-монгольского господства вносит существенные изменения в роль и место православия в стране. Происходит резкое усиление государственного направления, рост авторитета самой церкви, которое связано:
- С ослаблением политической власти;
- С усилением территориальной раздробленности.
История христианства на Руси XIII - XV век
Церковь начинает функционировать в какой-то степени по образцу государства, кафедра в 14 веке переносится в Москву, а церковная власть становится идеологической, экономической и политической силой. Сами монгольские ханы, освободив русскую церковь от уплаты дани, искренне надеялись на ее лояльность…
Тем не менее, именно православия становится объединяющей силой в противостоянии монгольским ханам и освобождении Руси от ига…
«За землю русскую, веру православную,
за обиду Великого князя»
История христианства на Руси XIII - XV век
Летописи повествуют о посещениях храмов накануне сражений, возрастает значение христианских символов, и даже само нашествие иноземцев воспринимается карой божьей за прошлые прегрешения. Очевидно более активное осознавание христианства в качестве «своей», «родной» религии. Русское православие начинает проникать в народное творчество.
Религиозное и культурное направления этого периода почти объединены. Особенное место здесь стали занимать монастыри с их основателями, отшельниками, странниками. В представлениях мирян эти люди стали воплощать новый вид героя, сильного человека. Что и приводит к началу формирования отечественного типа святости, русского духовного лидера, таким образом, подтверждая начало складывания русской христианской культуры.
История христианства на Руси XV- XVII век
Данный период обозначен в истории обострением конфронтации между государственной и церковной властью. После татаро-монгольского нашествия русское православие, а с ним и русская церковь, получили в обществе грандиозную поддержку, обрели могущество и силу, авторитет в решении государственных вопросов и влияние в формировании идеологии.
Со стороны государства все эти «достижения» русской церкви начинают оспариваться, что выражается:
- В поднятии вопроса секуляризации;
- В претензиях на ее землю, доход и проч.
История христианства на Руси XV- XVII век
Противостояние государства и церкви выльется в раскол и ослабление русской церкви, несмотря на то, что для нее государственная власть по-прежнему желательна как сила для поддержки христианства.
История христианства на Руси XV- XVII век
Восточная идея об одном правителе для всего христианского мира слишком прочно поселилась на русской почве, всплеск ее силы пришелся на время падения Константинополя, в результате которого Русь осталась единственной православной (т.е. правильно исповедующей) христианство. В это время возникает известная концепция «Москва – третий Рим», воплощающая страстное желание единства власти светской и церковной.
История христианства на Руси XV- XVII век
В 16 веке русская церковь становится независимой от константинопольского патриарха и в 1589 г. учреждает собственную патриархию.
Религиозное направление этого периода представлено фигурами Н. Сорского, И. Волоцкого и их спорами о сущности веры.
История христианства на Руси XV- XVII век
Культурное направление ознаменовано торжеством решения национально-государственных задач России, когда складываются основные «детали» российской официальной культуры, а именно:
- Православие – посредством учреждения патриаршества;
- Самодержавие – посредством освящения императорской власти;
- Народность – посредством регламентации повседневности.
История христианства на Руси XVIII – начало XX вв.
Этот исторический отрезок демонстрирует продолжение огосударствления русской церкви и тенденции разрыва ее официальных институтов с истинной религиозностью.
Начала «вражды» светской и церковной власти заложены реформами Петра I. В 1701 г. он создает Монастырский приказ. Затем следует «Духовный регламент», кардинально реформирующий церковь.
История христианства на Руси XVIII – начало XX вв.
Русская церковь превращается в один из государственных департаментов под руководством государственного чиновника в лице обер-прокурора.
Религиозное направление развития православия в это время уходит из официальной церкви в провинциальные монастыри и имеет формы ересей светского богословия, старообрядчества.
«Живая» струя истинных поисков появляется в культуре лишь в 19 веке и связана она с продвижением в лице старцев Оптиной Пустыни, С. Саровского, которые возрождают традиции христианского образа жизни и православного миропонимания. Тогда же и происходит попытка перевода на родной язык Библии, которая проводится под руководством Филарета, московского митрополита.
История христианства на Руси XVIII – начало XX вв.
Качественный и существенный сдвиг в развитии православной мысли и формирования православного богословия приходится на середину 19 века. В нем определены сразу два течения:
- Собственно религиозное; - Философское.
Петровские реформы положили начало школам, ставшими в последствии семинариями, что повысило общеобразовательный уровень церковников. А в недрах философской мысли возникло «светское богословие», характеризующее особенное направление русской религиозной мысли, давшей нам идеи:
- Соборности – И. Хомяков; - Всеединства – В. Соловьев;
- Общего дела – Федоров; - Религиозные концепции
- Бердяева, Трубецких, Розанова, Мережковского.
История христианства на Руси XVIII – начало XX вв.
Из всех представителей русского ренессанса ближе к традиционной догматике были П. Флоренский и С. Булгаков, которые имели священнический сан. Однако, хлынувшая в народ религиозная мысль, начинает проникать все глубже в отечественную культуру, поселяясь в головах и сердцах людей пусть не принципиальными ортодоксальными положениями, но желанием поиска Бога. К этому развитию своевременно подключается и русская литература, в трудах Толстого и Достоевского являя миру идеи неохристианства.
И единственной любовью народа есть и был Христос, который любим у нас по-своему, до страдания…
История христианства на Руси XXв.
После революции 1917 г. был созван Поместный Собор, который вернул Церкви каноническое возглавление (св. патриарх Тихон). В то же время Церковь испытала сильное гонение от светской власти и претерпела ряд расколов. Часть священников приняла советскую власть и в 1921-1922 гг. начала движение «обновленчества». Священники, не принявшие это движение и не успевшие или не пожелавшие эмигрировать, ушли в подполье и образовала так называемую «катакомбную церковь». В 1923 г. на поместном соборе обновленческих общин
В 1923 г. на поместном соборе обновлен-ческих общин были рассмотрены программы радикального обновления РПЦ. На соборе был низложен патриарх Тихон и провозгла-шена полная поддержка советской власти. Патриарх Тихон подверг обновленцев анафеме.
История христианства на Руси XXв
В 1924 г. Высший церковный совет преобразован в обновленческий Синод во главе с митрополитом. Часть священнослужителей и верующих, оказавшихся в эмиграции, образовала так называемую «РПЦ за границей». До 1928 г. РПЦЗ поддерживала тесные контакты с РПЦ, однако впоследствии эти контакты были прекращены.
В 1930-е гг. церковь была на грани исчезновения. Только с 1943 г. началось ее медленное возрождение в качестве Патриархата.
На поместном Соборе 1971 г. произошло примирение со старообрядцами.
История христианства на Руси XXв
С распадом Советского Союза в 1991 году началось возрождение Русской Православной Церкви по всей территории России. Восстановление храмов, открытие новых приходов, увеличение числа верующих – признаки 90-х годов ХХ века.
Россия и Православие – неделимы, только с Верой можно достичь былого величия нашей Родины. А наша вера – ПРАВОСЛАВНАЯ , прошла очень долгий и тернистый путь, что видно из вышеизложенного.
Спасибо за внимание