СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы и значение православия в истории нашей страны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы и значение православия в истории нашей страны. Исторический путь проникновения христианства в отечественную культуру.

Просмотр содержимого презентации
«История РПЦ»

Этапы и значение православия в истории нашей страны Автор: Бархатова А.С.

Этапы и значение православия в истории нашей страны

Автор: Бархатова А.С.

Исторический путь  проникновения христианства  в отечественную культуру На уровне государства – или государственное, когда рассмотрению подлежит специфика отношений власти и церкви На уровне собственно религии , т.е. формирования, развития догматики, богословия, форм подвижничества и духовного опыта На уровне собственно культуры, т.е. анализ появления новой картины мира и образа жизни.

Исторический путь проникновения христианства в отечественную культуру

На уровне государства – или государственное,

когда рассмотрению подлежит

специфика отношений власти и церкви

На уровне собственно религии , т.е.

формирования, развития догматики,

богословия, форм подвижничества и

духовного опыта

На уровне собственно культуры,

т.е. анализ появления новой

картины мира и образа жизни.

История христианства на Руси  X – XIII век    Проникновение христианства на Русь началось уже в IX веке, тем не менее официально Крещение страны датировано 988 г., когда и начинает формироваться новая церковная организация, а также активно идет распространение самой веры. .

История христианства на Руси X – XIII век

Проникновение христианства на Русь началось уже в IX веке, тем не менее официально Крещение страны датировано 988 г., когда и начинает формироваться новая церковная организация, а также активно идет распространение самой веры.

.

История христианства на Руси X – XIII век (государственное направление) Аргументы: Само крещение осуществляется властным решением; Христианству тотчас придается статус официальной религии; Формируется церковная собственность; Оформляется церковная юрисдикция по ряду  ее полномочий Церковь образует «тандем» с властью, участвует в политической жизни, поднимает «имидж» князей. Положительное значение – укрепление закона, отвержение проблем престолонаследия путем насилия .

История христианства на Руси

X – XIII век (государственное направление)

Аргументы:

  • Само крещение осуществляется властным решением;
  • Христианству тотчас придается статус официальной религии;
  • Формируется церковная собственность;
  • Оформляется церковная юрисдикция по ряду

ее полномочий

Церковь образует «тандем» с властью, участвует в политической жизни, поднимает «имидж» князей.

Положительное значение – укрепление закона, отвержение проблем престолонаследия путем насилия .

История христианства на Руси  X – XIII век  На Руси наблюдается всплеск эмоционально-религиозного принятия христианства, возникают различные виды «строжайшего» монашества (столпничество, затворничество, пустынножительство и проч.). Отмечается рост монастырей (11 век – 20 обителей, 13 век - 70).  К расцвету русской аскетики этого исторического этапа относят также странничество и паломничество.

История христианства на Руси X – XIII век

На Руси наблюдается всплеск эмоционально-религиозного принятия христианства, возникают различные виды «строжайшего» монашества (столпничество, затворничество, пустынножительство и проч.). Отмечается рост монастырей (11 век – 20 обителей, 13 век - 70).

К расцвету русской аскетики этого исторического этапа относят также странничество и паломничество.

История христианства на Руси  X – XIII век  На уровне культуры этап Крещения происходил особенно трудно, поскольку в нем подразумевалась смена ценностей и даже смысловой картины мира, новый вид которой был отчасти чужд языческому мироощущению славян. Итог: Христианство обитало в стране в черте города или рядом с ним. В крестьянской среде оставалась востребованной магическая стихия язычества В памятниках древнерусской культуры, относящихся к до монгольским временам, следы христианства почти не обнаруживаются. Вплоть до 16 века для русской культуры характерно существование «двоеверия», которое было распространено не только в мирской среде, но и среди монахов.

История христианства на Руси X – XIII век

На уровне культуры этап Крещения происходил особенно трудно, поскольку в нем подразумевалась смена ценностей и даже смысловой картины мира, новый вид которой был отчасти чужд языческому мироощущению славян.

Итог:

  • Христианство обитало в стране в черте города или рядом с ним. В крестьянской среде оставалась востребованной магическая стихия язычества
  • В памятниках древнерусской культуры, относящихся к до монгольским временам, следы христианства почти не обнаруживаются.

Вплоть до 16 века для русской культуры характерно существование «двоеверия», которое было распространено не только в мирской среде, но и среди монахов.

История христианства на Руси  X – XIII век  Период христианизации страны представлял собой синтез восточного христианства с уже имеющимися в культуре традициями язычества и этнических особенностей славян, проходящий путем адаптации догматов православия к местным представлениям и традициям. С одной стороны - это была христианизация «варваров». С другой- это был процесс варваризации самого христианства, закончившийся рождением русского православия.

История христианства на Руси X – XIII век

Период христианизации страны представлял собой синтез восточного христианства с уже имеющимися в культуре традициями язычества и этнических особенностей славян, проходящий путем адаптации догматов православия к местным представлениям и традициям.

С одной стороны - это была христианизация «варваров».

С другой- это был процесс варваризации самого христианства, закончившийся рождением русского православия.

История христианства на Руси  XIII - XV век   Период татаро-монгольского господства вносит существенные изменения в роль и место православия в стране. Происходит резкое усиление государственного направления, рост авторитета самой церкви, которое связано:

История христианства на Руси XIII - XV век

Период татаро-монгольского господства вносит существенные изменения в роль и место православия в стране. Происходит резкое усиление государственного направления, рост авторитета самой церкви, которое связано:

  • С ослаблением политической власти;
  • С усилением территориальной раздробленности.
История христианства на Руси  XIII - XV век  Церковь начинает функционировать в какой-то степени по образцу государства, кафедра в 14 веке переносится в Москву, а церковная власть становится идеологической, экономической и политической силой. Сами монгольские ханы, освободив русскую церковь от уплаты дани, искренне надеялись на ее лояльность…  Тем не менее, именно православия становится объединяющей силой в противостоянии монгольским ханам и освобождении Руси от ига…  «За землю русскую, веру православную, за обиду Великого князя»

История христианства на Руси XIII - XV век

Церковь начинает функционировать в какой-то степени по образцу государства, кафедра в 14 веке переносится в Москву, а церковная власть становится идеологической, экономической и политической силой. Сами монгольские ханы, освободив русскую церковь от уплаты дани, искренне надеялись на ее лояльность…

Тем не менее, именно православия становится объединяющей силой в противостоянии монгольским ханам и освобождении Руси от ига…

«За землю русскую, веру православную,

за обиду Великого князя»

История христианства на Руси  XIII - XV век  Летописи повествуют о посещениях храмов накануне сражений, возрастает значение христианских символов, и даже само нашествие иноземцев воспринимается карой божьей за прошлые прегрешения. Очевидно более активное осознавание христианства в качестве «своей», «родной» религии. Русское православие начинает проникать в народное творчество.  Религиозное и культурное направления этого периода почти объединены. Особенное место здесь стали занимать монастыри с их основателями, отшельниками, странниками. В представлениях мирян эти люди стали воплощать новый вид героя, сильного человека. Что и приводит к началу формирования отечественного типа святости, русского духовного лидера, таким образом, подтверждая начало складывания русской христианской культуры.

История христианства на Руси XIII - XV век

Летописи повествуют о посещениях храмов накануне сражений, возрастает значение христианских символов, и даже само нашествие иноземцев воспринимается карой божьей за прошлые прегрешения. Очевидно более активное осознавание христианства в качестве «своей», «родной» религии. Русское православие начинает проникать в народное творчество.

Религиозное и культурное направления этого периода почти объединены. Особенное место здесь стали занимать монастыри с их основателями, отшельниками, странниками. В представлениях мирян эти люди стали воплощать новый вид героя, сильного человека. Что и приводит к началу формирования отечественного типа святости, русского духовного лидера, таким образом, подтверждая начало складывания русской христианской культуры.

История христианства на Руси  XV- XVII век  Данный период обозначен в истории обострением конфронтации между государственной и церковной властью. После татаро-монгольского нашествия русское православие, а с ним и русская церковь, получили в обществе грандиозную поддержку, обрели могущество и силу, авторитет в решении государственных вопросов и влияние в формировании идеологии.  Со стороны государства все эти «достижения» русской церкви начинают оспариваться, что выражается:

История христианства на Руси XV- XVII век

Данный период обозначен в истории обострением конфронтации между государственной и церковной властью. После татаро-монгольского нашествия русское православие, а с ним и русская церковь, получили в обществе грандиозную поддержку, обрели могущество и силу, авторитет в решении государственных вопросов и влияние в формировании идеологии.

Со стороны государства все эти «достижения» русской церкви начинают оспариваться, что выражается:

  • В поднятии вопроса секуляризации;
  • В претензиях на ее землю, доход и проч.
История христианства на Руси  XV- XVII век  Противостояние государства и церкви выльется в раскол и ослабление русской церкви, несмотря на то, что для нее государственная власть по-прежнему желательна как сила для поддержки христианства.

История христианства на Руси XV- XVII век

Противостояние государства и церкви выльется в раскол и ослабление русской церкви, несмотря на то, что для нее государственная власть по-прежнему желательна как сила для поддержки христианства.

История христианства на Руси  XV- XVII век  Восточная идея об одном правителе для всего христианского мира слишком прочно поселилась на русской почве, всплеск ее силы пришелся на время падения Константинополя, в результате которого Русь осталась единственной православной (т.е. правильно исповедующей) христианство. В это время возникает известная концепция «Москва – третий Рим», воплощающая страстное желание единства власти светской и церковной.

История христианства на Руси XV- XVII век

Восточная идея об одном правителе для всего христианского мира слишком прочно поселилась на русской почве, всплеск ее силы пришелся на время падения Константинополя, в результате которого Русь осталась единственной православной (т.е. правильно исповедующей) христианство. В это время возникает известная концепция «Москва – третий Рим», воплощающая страстное желание единства власти светской и церковной.

История христианства на Руси  XV- XVII век  В 16 веке русская церковь становится независимой от константинопольского патриарха и в 1589 г. учреждает собственную патриархию.  Религиозное направление этого периода представлено фигурами Н. Сорского, И. Волоцкого и их спорами о сущности веры.

История христианства на Руси XV- XVII век

В 16 веке русская церковь становится независимой от константинопольского патриарха и в 1589 г. учреждает собственную патриархию.

Религиозное направление этого периода представлено фигурами Н. Сорского, И. Волоцкого и их спорами о сущности веры.

История христианства на Руси  XV- XVII век  Культурное направление ознаменовано торжеством решения национально-государственных задач России, когда складываются основные «детали» российской официальной культуры, а именно: - Православие – посредством учреждения патриаршества;

История христианства на Руси XV- XVII век

Культурное направление ознаменовано торжеством решения национально-государственных задач России, когда складываются основные «детали» российской официальной культуры, а именно:

- Православие – посредством учреждения патриаршества;

  • Самодержавие – посредством освящения императорской власти;
  • Народность – посредством регламентации повседневности.
История христианства на Руси  XVIII – начало XX вв.  Этот исторический отрезок демонстрирует продолжение огосударствления русской церкви и тенденции разрыва ее официальных институтов с истинной религиозностью.  Начала «вражды» светской и церковной власти заложены реформами Петра I. В 1701 г. он создает Монастырский приказ. Затем следует «Духовный регламент», кардинально реформирующий церковь.

История христианства на Руси XVIII – начало XX вв.

Этот исторический отрезок демонстрирует продолжение огосударствления русской церкви и тенденции разрыва ее официальных институтов с истинной религиозностью.

Начала «вражды» светской и церковной власти заложены реформами Петра I. В 1701 г. он создает Монастырский приказ. Затем следует «Духовный регламент», кардинально реформирующий церковь.

История христианства на Руси  XVIII – начало XX вв.  Русская церковь превращается в один из государственных департаментов под руководством государственного чиновника в лице обер-прокурора.  Религиозное направление развития православия в это время уходит из официальной церкви в провинциальные монастыри и имеет формы ересей светского богословия, старообрядчества.  «Живая» струя истинных поисков появляется в культуре лишь в 19 веке и связана она с продвижением в лице старцев Оптиной Пустыни, С. Саровского, которые возрождают традиции христианского образа жизни и православного миропонимания. Тогда же и происходит попытка перевода на родной язык Библии, которая проводится под руководством Филарета, московского митрополита.

История христианства на Руси XVIII – начало XX вв.

Русская церковь превращается в один из государственных департаментов под руководством государственного чиновника в лице обер-прокурора.

Религиозное направление развития православия в это время уходит из официальной церкви в провинциальные монастыри и имеет формы ересей светского богословия, старообрядчества.

«Живая» струя истинных поисков появляется в культуре лишь в 19 веке и связана она с продвижением в лице старцев Оптиной Пустыни, С. Саровского, которые возрождают традиции христианского образа жизни и православного миропонимания. Тогда же и происходит попытка перевода на родной язык Библии, которая проводится под руководством Филарета, московского митрополита.

История христианства на Руси  XVIII – начало XX вв.  Качественный и существенный сдвиг в развитии православной мысли и формирования православного богословия приходится на середину 19 века. В нем определены сразу два течения: Собственно религиозное; - Философское.  Петровские реформы положили начало школам, ставшими в последствии семинариями, что повысило общеобразовательный уровень церковников. А в недрах философской мысли возникло «светское богословие», характеризующее особенное направление русской религиозной мысли, давшей нам идеи:

История христианства на Руси XVIII – начало XX вв.

Качественный и существенный сдвиг в развитии православной мысли и формирования православного богословия приходится на середину 19 века. В нем определены сразу два течения:

  • Собственно религиозное; - Философское.

Петровские реформы положили начало школам, ставшими в последствии семинариями, что повысило общеобразовательный уровень церковников. А в недрах философской мысли возникло «светское богословие», характеризующее особенное направление русской религиозной мысли, давшей нам идеи:

  • Соборности – И. Хомяков; - Всеединства – В. Соловьев;
  • Общего дела – Федоров; - Религиозные концепции
  • Бердяева, Трубецких, Розанова, Мережковского.
История христианства на Руси  XVIII – начало XX вв.  Из всех представителей русского ренессанса ближе к традиционной догматике были П. Флоренский и С. Булгаков, которые имели священнический сан. Однако, хлынувшая в народ религиозная мысль, начинает проникать все глубже в отечественную культуру, поселяясь в головах и сердцах людей пусть не принципиальными ортодоксальными положениями, но желанием поиска Бога. К этому развитию своевременно подключается и русская литература, в трудах Толстого и Достоевского являя миру идеи неохристианства. И единственной любовью народа есть и был Христос, который любим у нас по-своему, до страдания…

История христианства на Руси XVIII – начало XX вв.

Из всех представителей русского ренессанса ближе к традиционной догматике были П. Флоренский и С. Булгаков, которые имели священнический сан. Однако, хлынувшая в народ религиозная мысль, начинает проникать все глубже в отечественную культуру, поселяясь в головах и сердцах людей пусть не принципиальными ортодоксальными положениями, но желанием поиска Бога. К этому развитию своевременно подключается и русская литература, в трудах Толстого и Достоевского являя миру идеи неохристианства.

И единственной любовью народа есть и был Христос, который любим у нас по-своему, до страдания…

История христианства на Руси XXв.  После революции 1917 г. был созван Поместный Собор, который вернул Церкви каноническое возглавление (св. патриарх Тихон). В то же время Церковь испытала сильное гонение от светской власти и претерпела ряд расколов. Часть священников приняла советскую власть и в 1921-1922 гг. начала движение «обновленчества». Священники, не принявшие это движение и не успевшие или не пожелавшие эмигрировать, ушли в подполье и образовала так называемую «катакомбную церковь». В 1923 г. на поместном соборе обновленческих общин В 1923 г. на поместном соборе обновлен-ческих общин были рассмотрены программы радикального обновления РПЦ. На соборе был низложен патриарх Тихон и провозгла-шена полная поддержка советской власти. Патриарх Тихон подверг обновленцев анафеме.

История христианства на Руси XXв.

После революции 1917 г. был созван Поместный Собор, который вернул Церкви каноническое возглавление (св. патриарх Тихон). В то же время Церковь испытала сильное гонение от светской власти и претерпела ряд расколов. Часть священников приняла советскую власть и в 1921-1922 гг. начала движение «обновленчества». Священники, не принявшие это движение и не успевшие или не пожелавшие эмигрировать, ушли в подполье и образовала так называемую «катакомбную церковь». В 1923 г. на поместном соборе обновленческих общин

В 1923 г. на поместном соборе обновлен-ческих общин были рассмотрены программы радикального обновления РПЦ. На соборе был низложен патриарх Тихон и провозгла-шена полная поддержка советской власти. Патриарх Тихон подверг обновленцев анафеме.

История христианства на Руси  XXв  В 1924 г. Высший церковный совет преобразован в обновленческий Синод во главе с митрополитом. Часть священнослужителей и верующих, оказавшихся в эмиграции, образовала так называемую «РПЦ за границей». До 1928 г. РПЦЗ поддерживала тесные контакты с РПЦ, однако впоследствии эти контакты были прекращены.  В 1930-е гг. церковь была на грани исчезновения. Только с 1943 г. началось ее медленное возрождение в качестве Патриархата.  На поместном Соборе 1971 г. произошло примирение со старообрядцами.

История христианства на Руси XXв

В 1924 г. Высший церковный совет преобразован в обновленческий Синод во главе с митрополитом. Часть священнослужителей и верующих, оказавшихся в эмиграции, образовала так называемую «РПЦ за границей». До 1928 г. РПЦЗ поддерживала тесные контакты с РПЦ, однако впоследствии эти контакты были прекращены.

В 1930-е гг. церковь была на грани исчезновения. Только с 1943 г. началось ее медленное возрождение в качестве Патриархата.

На поместном Соборе 1971 г. произошло примирение со старообрядцами.

История христианства на Руси XXв  С распадом Советского Союза в 1991 году началось возрождение Русской Православной Церкви по всей территории России. Восстановление храмов, открытие новых приходов, увеличение числа верующих – признаки 90-х годов ХХ века.  Россия и Православие – неделимы, только с Верой можно достичь былого величия нашей Родины. А наша вера – ПРАВОСЛАВНАЯ , прошла очень долгий и тернистый путь, что видно из вышеизложенного.

История христианства на Руси XXв

С распадом Советского Союза в 1991 году началось возрождение Русской Православной Церкви по всей территории России. Восстановление храмов, открытие новых приходов, увеличение числа верующих – признаки 90-х годов ХХ века.

Россия и Православие – неделимы, только с Верой можно достичь былого величия нашей Родины. А наша вера – ПРАВОСЛАВНАЯ , прошла очень долгий и тернистый путь, что видно из вышеизложенного.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание