СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы интерактивного урока.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с этапами интерактивного урока.

Просмотр содержимого документа
«Этапы интерактивного урока.»

Этапы интерактивного урока


Форма в обучении обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отображает характер взаимосвязей участников педагогического процесса.

Современные дидакты выделяют следующие формы обучения:

- форма организации всей системы обучения, учебно-воспитательного процесса;

- форма организации учебной деятельности учащихся.

Формы обучения соответственно разделяются на группы по следующим признакам:

  • количество учащихся (индивидуальное, групповое, фронтальное);

  • место обучения (школьное, внешкольное, экстернат);

  • длительность (время регламентируется педагогами, родителями, учениками).

Становление форм организации системы обучения происходило одновременно с развитием общества:

I – индивидуальное обучение (ученик – учитель);

II – индивидуально-групповой способ (учитель – группа, однако обучение имеет индивидуальный характер);

III – групповое обучение, как основа классно-урочной формы обучения (XVI – XVIIвв)

IV– коллективный способ обучения (20-е годы ХХ века) – обучение проходило без уроков и расписания в форме организованного диалога пар учащихся, которые выучив различные темы, по очереди обучали друг друга.

Элементы этой формы обучения широко используются и сейчас (например, в интерактивных технологиях).

На протяжении столетий с разной степенью активности происходили поиски усовершенствования урока, связанные с формами организации учебной деятельности учащихся, которые в современной дидактике выделяют четыре:

  • парная (взаимодействие ученика с учеником или учителя с учеником);

  • групповая (учитель одновременно обучает весь класс);

  • кооперативная (коллективная) – все ученики активны и обучают друг друга;

  • индивидуальная (самостоятельная) работа ученика.

Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые следует учитывать при выборе тех или иных способов организации усвоения учащимися знаний (методы, технологии).

В 60-е годы ХХ века советский дидакт Голант выделил две основные модели обучения: активную и пассивную в зависимости от участия учащихся в учебной деятельности.

Сегодня к этой классификации можно прибавить интерактивное обучение как определенную разновидность активного.


  1. Пассивная модель обучения

Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, переданный ему учителем, текстом учебника и т.д. – источником правильных знаний. К этим соответственным методам обучения относятся методы, при которых ученики только слушают и наблюдают (лекция – монолог, чтение, объяснение, демонстрация и репродуктивный опрос учащихся). Ученики, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий.


  1. Активная модель обучения

Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы:

  • самостоятельная работа;

  • проблемные и творческие задания (часто домашние)

  • вопросы: ученик – учитель; учитель – ученик, развивающие творческое мышление.

Интерактивная модель обучения

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка “interact”, где “inter” – взаимный и “act” – действие. Таким образом, интерактивный – способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предусмотренную цель – создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик осознает свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учеников. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), при котором и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначимыми субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и создают.

Организация интерактивного обучения предусматривает:

  • использование ролевых игр;

  • общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации.

ИО эффективно способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, предоставляет педагогу возможность стать действительным лидером детского коллектива.

Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другим, так и одной идеи над другой. Во время ИО ученики учатся

  • быть демократичными;

  • общаться с другими людьми;

  • критически мыслить;

  • принимать продуманные решения.

В пользу ИО свидетельствуют исследование современных русских психологов. По их оценкам старший школьник может запомнить информацию в зависимости от вида деятельности следующим образом:

10 % – читая про себя

20% – слушая

30% – рассматривая

50% – слушая и рассматривая

70% – обсуждая

80% – личный опыт

90% – общая деятельность с обсуждением

95% – обучая других.

Американские ученые (60-е годы), проведя исследование национальным тренинговым центром (США, штат Мериленд), сделали вывод, что интерактивное обучение позволило резко увеличить процент усвоения материала, т.к. влияет не только на сознание ученика, но и на его чувства, волю, действия, практику. Результаты этих исследований были отображены в схеме, получившей название «Пирамида обучения».

Более 2400 лет тому назад Конфуций сказал:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню.

То, что я делаю, я понимаю.

Несколько изменив слова великого китайского педагога, можно сформулировать следующим образом кредо интерактивного обучения:

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного запоминаю.

То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.

Когда я слышу, вижу и делаю, я приобретаю знания и навыки.

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

Процесс обучения не автоматическое изложение учебного материала. Он требует напряженной умственной деятельности учащегося и его собственного активного участия в этом процессе. Истинные прочные знания можно получить только при помощи активного (интерактивного) обучения.

В соответствии с Концепцией 12-летнего образования, в процессе обучения учащиеся должны приобрести следующие навыки:

  • думать;

  • понимать суть;

  • осмысливать идеи и концепции.

Обладая этими навыками, уметь искать и находить нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях.

Именно этому и способствуют интерактивные технологии.

Для того, чтобы преодолеть сложности применения отдельных интерактивных технологий надо помнить:

Интерактивное взаимодействие требует определенного изменения всей жизни класса, а также значительного количества времени для подготовки как ученикам, так и педагогу. Следует начинать с постепенного включения элементов этой модели, если вы и ученик с ними незнакомы. Можно даже создать план постепенного внедрения интерактивного обучения. Лучше старательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры».

Можно провести с учениками особое «организационное занятие» и создать вместе с ними «правила работы в классе». Настройте учеников на старательную подготовку к интерактивным занятиям. Используйте сначала простые интерактивные технологии:

  • работа в парах;

  • работа в маленьких группах;

  • мозговой штурм.

Использование интерактивного обучения не самоцель. Это лишь средство для достижения той атмосферы в классе, которая лучше всего оказывает содействие:

  • сотрудничеству;

  • согласию;

  • доброжелательности;

  • предоставляет возможность действительно реализовать личностно-ориентированное обучение.

Для эффективного применения интерактивного обучения, для того, чтобы охватить весь необходимый материал и глубоко его изучить, следует старательно планировать свою работу чтобы:

  • дать задания учащимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания;

  • отобрать для урока такие интерактивные упражнения, которые дали бы ученикам «ключ» к освоению темы;

  • во время самих упражнений дать ученикам время подумать над задачей, чтобы они восприняли ее серьезно, а не механически или «играя» выполнили ее;

  • на одном занятии можно использовать одно (максимум – два) интерактивное упражнение, а не их калейдоскоп;

  • очень важно проведение спокойного глубокого обсуждения по итогам интерактивного упражнения, в частности акцентируя внимание и на другом материале темы, прямо не указанном в интерактивном упражнении;

  • проводить быстрые опрашивания, самостоятельные домашние работы по разнообразным материалам темы, которые не были связаны с интерактивными заданиями.

Для укрепления контроля за ходом процесса обучения при условиях использования интерактивной модели обучения учитель также должен предварительно хорошо подготовиться:

– глубоко изучить и продумать материал, в том числе дополнительный:

  • разнообразные тексты;

  • образцы документов;

  • ситуации;

  • задание для групп.

– старательно спланировать и разработать занятия:

  • определить хронометраж;

  • роли участников;

  • подготовить вопросы и возможные ответы;

  • выработать критерии оценки эффективности занятия.

– мотивировать учеников к изучению путем отбора наиболее интересных для учеников случаев, проблем, объявления ожидаемых результатов занятия и критериев оценки работы учеников;

– предусмотреть разнообразные методы для привлечения внимания учеников, настроя их на работу, поддержание дисциплины.


Технологии интерактивного обучения

В современной научной педагогической литературе отсутствует классификация интерактивных технологий обучения. Можно определить их условную рабочую классификацию по формам обучения (моделям), в которых реализуются интерактивные технологии. Их можно распределить на четыре группы в зависимости от цели урока и форм организации учебной деятельности учеников:

– Интегрированные технологии кооперативного обучения;

– Интерактивные технологии коллективно-группового обучения;

– Технологии ситуативного моделирования;

– Технологии обработки дискуссионных вопросов.


Интерактивные технологии кооперативного обучения

Парная и групповая работа организовывается как на уроках усвоения, так и на уроках применения знаний, умений, навыков. Эти виды работы возможны:

– сразу же после изложения учителем нового материала;

– в начале нового урока вместо опрашивания;

– на специальном уроке, посвященном применению знаний, умений и навыков;

– быть частью повторительно-обобщающего урока.


Магические пустячки

Старайтесь никогда не применять слово «разделяться»: помните, ученики ОБЪЕДИНЯЮТСЯ! Из объединенных учеников вырастают взрослые, способные объединяться и работать вместе, вырастают объединенная страна, государство, нация.

Все, что предлагают ученики, может быть принято и обсуждено. Не следует говорить им, что это «правильный ответ» или «неправильный ответ», надо лишь помочь обработать информацию и принять собственные решения. Наблюдайте, чтобы никто из учеников не оставался вне обсуждения.

Работа в парах

Технология особенно эффективна на начальных этапах обучения учащихся работе в малых группах. Ее можно использовать для любой дидактической цели:

  • усвоения;

  • закрепления;

  • проверки знаний.

При такой организации работы все дети в классе получают редкую для традиционного обучения возможность говорить, высказываться. Работа в парах дает учащимся время обдумать и обменяться идеями с партнером и только после этого озвучить свои мысли перед классом. Она содействует развитию навыков общения, умения убеждать и вести дискуссию.

Использование такого вида сотрудничества содействует тому, что учащиеся не могут уклониться от выполнения задания. Во время работы в парах можно задание выполнить быстрее. Среди заданий, которые рекомендуется выполнять в парах, можно назвать следующие:

- обсудить короткий текст, задание, письменный документ;

- взять интервью и определить отношение партнера к данному чтению, лекции, видео или другой учебной деятельности;

- сформулировать итог урока или серии уроков по теме;

- разработать вместе вопросы к преподавателю или другим учащимся;

- проанализировать вместе проблему или эксперимент;

- протестировать и оценить друг друга;

- дать ответы на вопросы учителя;

- сравнить записи, сделанные в классе.


Организация работы в парах

  1. Предложите учащимся задания, поставьте вопрос для небольшой дискуссии. После объяснения вопроса или факта, дайте 1-2 минуты для обдумывания возможных ответов.

  2. Объедините учащихся в пары, определите, кто из них будет высказываться первым и предложите обсудить свои идеи друг с другом. Лучше сразу же определить время на высказывание и общее обсуждение, что способствует четкой организации работы в парах. Учащиеся должны достичь согласия в ответе или решении.

  3. По окончании времени на обсуждение каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом. При необходимости эта работа может стать началом дискуссии или другой познавательной деятельности.


Работа в малых группах

Работу в группах следует использовать для решения сложных проблем, которые требуют коллективного мышления. Использовать работу в малых группах следует только в тех случаях, когда задание требует общей, а не индивидуальной работы.


Организация работы

  1. Убедитесь, что ученики владеют необходимыми знаниями и умениями для выполнения задания.

  2. Объедините учащихся в группы. Пять человек – это оптимальный верхний предел для проведения обсуждения в рамках малой группы.

  3. Предложите им пересесть по группам. Убедитесь в том, что ученики сидят по кругу – бок-о-бок, один напротив другого. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга.

  4. Сообщение учащимся о ролях, которые они должны распределять между собой и выполнять во время групповой работы.

Спикер (руководитель группы):

    1. зачитывает задание группе;

    2. организовывает порядок выполнения;

    3. предлагает участникам группы высказаться друг за другом;

    4. поощряет группу к работе;

    5. подводит итоги работы;

    6. определяет докладчика.

Секретарь:

  • ведет запись результатов работы группы;

  • запись ведет коротко и разборчиво;

  • как член группы должен быть готов высказать мысли группы при подведении итогов или же помочь докладчику.

Посредник:

  • следит за временем;

  • поощряет группу к работе.

Докладчик:

    • четко выражает мысли группы;

    • докладывает о результатах работы группы.

  1. Будьте внимательны к вопросам внутригрупповых взаимоотношений. Обеспечьте справедливый выбор докладчика.

  2. Дайте каждой группе конкретное задание и инструкцию по организации групповой работы.

  3. Следите за временем. Предоставьте группам достаточно времени для выполнения задания. Подумайте, чем можно занять группу, которая закончит работу раньше других.

  4. Подумайте о том, как ваш метод поощрения влияет на применение метода работы в малых группах. Обеспечьте награды за общие успехи.

  5. Будьте готовы к повышенному шуму, который характерен для метода коллективного обучения.

  6. Во время работы групп обойдите их, предложите помощь, но не отвлекайте внимание на себя. Продумайте свою роль.

  7. Предложите группам предоставить результаты своей работы.

  8. Спросите учащихся была ли проведенная работа полезной, чему они научились. Используйте их идеи в следующий раз.

  9. Проконтролируйте работу группы с точки зрения их учебных результатов и вопроса организации процедуры групповой деятельности.

Важным моментом групповой работы является обработка содержания и предъявления группам результатов коллективной деятельности. В зависимости от содержания и цели обучения возможны различные варианты организации работы групп:

    1. Диалог – поиск согласованного решения.

    2. Синтез мыслей – продукт деятельности одной группы передается на доработку другой и т.д.

    3. Общий проект – каждая группа имеет отдельные задания, которые потом объединяются в единый проект.

    4. Поиск информации – для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в различных источниках информации.






Структура и методика интерактивного урока


Применение интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре уроков. Как правило, структура таких занятий состоит из 5 элементов:

а) мотивация

б) объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов;

в) предоставление необходимой информации;

г) интерактивное упражнение – центральная часть занятия

д) подведение итогов, оценка результатов урока.


А. Мотивация

Цель этого этапа – сформировать внимание учащихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме.

Мотивация является своеобразной психологической паузой, которая предоставляет учащимся возможность осознать, что они начинают изучать другой предмет, перед ними другой учитель и совершенно другое задание.

Таким образом, субъект обучения должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность; осознавать, что и зачем он сейчас будет делать. Без возникновения этих двух опор: мотивов учения и мотивации учебной деятельности не может быть эффективного познания.

Мотивация должна быть четко связана с темой урока, она психологически настраивает учащихся на ее восприятие, настраивает их на решение определенных проблем

– рассказ учителя

– наглядность

– интерактивные технологии (мозговой штурм, микрофон, ледокол).

Эти элементы урока занимают не более 5% времени (≈ 10 минут).


Б. Объявление, представление темы и ожидаемых учебных результатов

Цель – обеспечить понимание учащимися содержания их деятельности, т.е. того, что они должны достичь на уроке и что от них ожидает учитель.

Формирование результатов интерактивного урока для содействия успешного обучения учащихся должно соответствовать следующим требованиям:

  • отображать результаты деятельности на уроке учеников, а не учителя, и должно быть сформулировано следующим образом: «После этого урока учащиеся смогут …»

  • четко отображать уровень учебных достижений, который ожидается после урока. Результаты должны быть сформулированы при помощи соответствующих глаголов.

Знания: объяснять, определять, характеризовать, сравнивать, отличать …

Умения / навыки: дискутировать, аргументировать идею, давать собственную оценку, анализировать.

Отношения: сформулировать и высказать собственное отношение к …, объяснить свое отношение к …

В интерактивной модели обучения построение технологии обучения невозможно без четкого определения дидактической цели.

Однако, достичь результатов в интерактивной модели можно только в том случае, если все учащиеся привлечены к деятельности.

Для того, чтобы начать с учащимися совместное продвижение к результатам обучения, в этой части интерактивного урока нужно:

  • назвать тему урока или попросить кого-либо из учеников прочесть ее;

  • ели название темы содержит новые слова или проблемные вопросы, обратить на них внимание учащихся;

  • попросить кого-нибудь из учащихся объявить ожидаемые результаты;

  • напомнить учащимся, что в конце урока вы проверите насколько они достигли ожидаемых результатов; как вы будете оценивать их достижения в баллах.

(5% урока)


В. Предоставление необходимой информации.

Цель этого этапа урока – предоставить учащимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнять практические задания, но за минимально короткое время.

Для экономии времени на уроке и для достижения максимального эффекта урока учитель может еще раз обратить на нее внимание.

(10-15% урока).


Г. Интерактивное упражнение. Центральная часть урока.

Цель – усвоение учебного материала, достижение результата урока.

Обязательной является следующая последовательность и регламент проведения интерактивного упражнения.

  • Инструкция: цель упражнения, правило, последовательность действий, время на выполнение заданий, спрашивает все ли понятно (2-3 минуты)

  • Объединение в группы и распределение ролей (1-2 минуты)

  • Выполнение задания, где учитель выступает как организатор, помощник, ведущий, стараясь предоставить учащимся максимум возможностей для самостоятельной работы и обучения в сотрудничестве (5-15 минут)

  • Презентация результатов выполнения упражнения (3-15 минут)

  • Рефлексия результатов учащимися, осознание полученных результатов, что достигается путем их специального коллективного обсуждения (5-15 минут).

Рефлексия является самым важным компонентом интерактивного обучения на уроке. Она предоставляет учащимся возможность:

  • Осознать, чему они научились;

  • Припомнить подробности своего опыта в этой работе;

  • Оценить собственный уровень понимания и усвоения учебного материала и четко планировать реальные шаги его дальнейшего усвоения;

  • Сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами других, коррекция определенных позиций;

  • Как постоянный элемент обучения приучать учащихся к рефлексии в реальной жизни, осознавая свои действия и прогнозируя дальнейшие шаги;

  • Учителю: посмотреть реакцию учащихся на обучение и внести необходимые коррективы.

Рефлексия применяется после самых важных интерактивных упражнений, после урока, после окончания определенного этапа обучения.


Технология рефлексии после определенных упражнений, фрагментов урока.

Устное обсуждение может проводиться по вопросам:

  • с какой целью мы проводили это упражнение?

  • какие мысли оно у вас вызвало?

  • какие чувства?

  • чему вы лично научились?

  • чему хотели бы научиться в дальнейшем?


Д. Подведение итогов урока

Итог является очень важной частью интерактивного урока. Именно здесь выясняется содержание проделанного; подводится черта под знаниями, которые должны быть усвоены, устанавливается связь между тем, что уже известно и тем, что понадобится в будущем.

Функции итогового этапа урока:

  • выяснить содержание проделанного;

  • сравнить ожидаемые результаты с реальными;

  • проанализировать, почему все проходило так, а не иначе;

  • сделать выводы;

  • закрепить или скорректировать усвоенное;

  • наметить новые темы для обсуждения;

  • установить связь между тем, что нужно усвоить, чему нужно научиться;

  • составить план дальнейших действий.


Ступени (стадии) заключительного этапа урока:

  1. установление фактов (что состоялось);

  2. анализ причин (почему это произошло);

  3. планирование действий (что делать дальше?)


Технология проведения заключительного этапа

Первая стадия

  • используйте открытые вопросы: как, почему, что?

  • выражайте чувства;

  • настаивайте на описательном, а не оценочном характере комментариев;

  • говорите о том, что сделано, а не о том, что могло быть сделано;

Вторая стадия

  • спросите о причинах: почему, как, кто?

  • слушайте внимательно ответ (почему этого нет? что было бы, если бы?)

  • ищите альтернативные теории: есть ли такая возможность?

  • подберите другие примеры. Когда и где происходило что-то подобное.

  • приведите мнения независимых экспертов.

Третья стадия

  • добивайтесь, чтобы учащиеся взяли на себя обязательства о дальнейших действиях.


Выбор стратегии оценивания

В зависимости от цели и выбранных критериев оценивания, можно выбрать разнообразные стратегии (методы, приемы) оценивания.

Можно отдать предпочтение:

  • методу наблюдения и составить список показателей;

  • дать задание написать небольшой очерк (отзыв), эссе с изложением собственного мнения по этому поводу

При оценивании ролевой игры учитель может:

а) оценить качество индивидуального участия учащихся в игре;

б) провести тест-вопросник, где нужен конкретный ответ: «да» или «нет»;

в) попросить учащихся написать дома эссе, где нужно выразить свою точку зрения относительно того, что происходило, и аргументировать ее.

Оценивание навыков презентации своих мыслей.










































































Кто не знает, куда направляется,

очень удивится, что попал не туда»

М. Твен

«Мотивация и целеполагание

на уроке по ФГОС»

Презентация учителя английского языка

МБОУ «СОШ №34» г. Симферополь

Назаренко Е.А.

Зачем нужна мотивация?

Для того чтобы на учебном занятии состоялась самостоятельная познавательная деятельность учащихся, необходимо осуществить ее «запуск». Как известно, всякая деятельность имеет свой мотив и цель, выступающие ее побудительными механизмами. В этой связи чрезвычайно важными в структуре учебного занятия являются этапы мотивации и целеполагания.

Что такое мотивация?

  • Мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.

  • Отсутствие мотивации делает невозможным прогресс в любых сферах жизни.

Мотивация и ФГОС

  • На уроке, проводимом по новым стандартам, должно быть не менее двух мотиваций: мотивация к предмету и мотивация к теме урока.

Приемы мотивации к изучению предмета.

  • Цитата

  • Продолжение незаконченной фразы  ( Физику надо учить для того, чтобы…)

  • Обмен личными мнениями, взглядами, впечатлениями (Какой язык учить легче? Почему? )

  • Вхождение в образ (Представьте, что вы…)

  • Пример из жизни (Пример профессий, в которых применяется математика или английский или история)

Мотивация к работе

Приемы мотивации к теме урока

  • Цитата

  • Аудио- или видеоматериал

  • Проблемная ситуация  (Англ.яз.: найди пропущенные слова в тексте)

  • Вхождение в образ (Англ.яз.: Представь, ты в Лондоне и там никто не понимает русский язык…твои действия…)

  • Пример из жизни

Мотивация требует цели

  • Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности.

  • По новым стандартам учащиеся сами формулируют цель урока.

Любую деятельность следует начинать с постановки целей

Притча о монахах, которые работали на стройке. Некоторым из них задали вопрос: «Что ты делаешь?». И получили следующие ответы:

  • - Везу тачку.

  • - Зарабатываю на хлеб.

  • - Искупаю грехи.

  • - Строю храм!

От правильности определения цели зависит результат

Компоненты целеполагания

  • Обоснование и выдвижение цели

  • Определение путей её достижения

  • Проектирование ожидаемого результата 

Рефлексия

  • При проведении рефлексии в конце урока каждый учащийся должен проанализировать, достиг ли он поставленной цели. Ученик всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.

Известно ли вам?

  • Ученые считают, что основными причинами японского феномена долгожительства являются психологические: стиль жизни, отношение к людям, принципы воспитания детей и т. п. В Японии одним из основных принципов обучения и воспитания является внушение ребёнку идеи, что он всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед.

  • Там говорят: «Вчера ты был лучше, чем сегодня», «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать ещё успешнее». Этот принцип воспитания ориентирует ребёнка на вполне достижимую цель собственного совершенствования , уменьшает число внутренних и внешних конфликтов и способствует укреплению здоровья.

Мотивация это не слепой самообман — это искра желания достичь поставленных целей, искра, которая может зажечь огонь успеха внутри каждого ученика.

Нужно верить в достижение цели, в собственные силы – им нет границ, важна лишь правильная мотивация

Ресурсы

  • Литература: 1. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1998. 2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003.

  • Интернет-ресурсы:

  • http://vozmojnosti.org/blog/motivation/3.html

  • http://www.nojournal.ru/content/elena-blinova-kak-sdelat-khoroshuyu-masterskuyu-urok-4

  • http://motivationals.ru/

  •  


















Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является достаточно молодым, поэтому существует ряд проблем, затрудняющих его преподавание. Одной из таких проблем является несовершенство учебно-методического комплекта.

Во-первых, каждая тема учебного курса ОРКСЭ имеет большой объём информации, которая отличается обилием терминов, трудных для восприятия младших школьников. При проектировании урока с использованием традиционных методов не всегда удаётся за один урок раскрыть тему, приходится заканчивать часть темы на следующем уроке.  И у учителя, и у учеников остаётся ощущение, что не всё сказали и узнали.

Во-вторых, в учебном пособии практически отсутствуют литературные примеры, которые необходимы для эмоционального воздействия на учеников с целью формирования нравственных качеств. Восполнить этот недостаток помогают притчи, видеоролики, которые учителю приходится подбирать самому.

В-третьих, в учебнике не хватает вопросов, которые дали бы возможность ученикам сформировать свою точку зрения и нравственную позицию. В основном там присутствуют вопросы репродуктивного характера, за исключением вопросов из рубрики «Обсудим вместе».

Анализируя проблемы несовершенства учебно-методического комплекта, мы пришли к выводу, что решением их может стать организация на уроках групповой проектной деятельности и использование информационно-коммуникационных технологий и интерактивных методов обучения. Выбор именно таких способов организации учебной деятельности  неслучаен: он соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, так как обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников и возможность для формирования у обучающихся не только предметных знаний, умений и навыков, но и метапредметных действий (коммуникативных, регулятивных, познавательных). 

Другой проблемой в преподавании курса ОРКСЭ является проблема недостаточной разработанности применения технологии групповой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий применительно к урокам ОРКСЭ.

В настоящее время в образовательной деятельности всё чаще становятся востребованными методы и приёмы обучения, формирующие у учеников навыки самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности по решению тех или иных учебных задач, умение самостоятельно добывать знания, анализировать информацию, делать выводы и умозаключения и тому подобное. Это значит, что у учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия, овладение которыми будет способствовать успешному достижению планируемых результатов.

Выбор технологии групповой деятельности обусловлен тем, что на этапе диагностики исходного уровня сформированности универсальных учебных действий было выяснено, что коммуникативные учебные действия сформированы у обучающихся на более высоком уровне, что указывает на то, что учащиеся 4 классов стремятся к сотрудничеству, любят общаться друг с другом, работать совместно. В связи с этим был сделан вывод, что работа в группах будет наиболее оптимальной формой работы на уроке для создания условий к успешному овладению не только коммуникативными, но и регулятивными, познавательными учебными действиями.

Групповая деятельность по своей сути является формой организации коллективной деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется распределение функций между участниками группы и взаимодействие на основе индивидуальной ответственности каждого участника.
При планировании групповой деятельности необходимо учитывать  общие методические рекомендации:
1. Определение целей и задач.
2. Определение этапа урока, на котором планируется проведение групповой работы: на наш взгляд групповая деятельность на уроке может быть организована на разных этапах урока:

– при организации изучения нового материала;

– при закреплении изученного материала.

  1. Разработка формулировки заданий для групп в соответствии с целями урока и определение продукта совместной деятельности.

  2. Определение и подбор ресурсов, необходимых для реализации проекта:

– информационные материалы (информационные статьи, учебники, энциклопедии, книги, словари);

– иллюстрации (в бумажном или электронном варианте);

– инструменты, технические средства. Средства и инструменты подбираются в зависимости от цели и способа представления результатов деятельности: компьютеры, принтер, проектор, экран, интерактивная доска, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, песочные часы;

– материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага форматом А4, клей (если презентация результатов планируется не в электронной в форме).

  1. Разработка критериев оценивания.

  2. Определение способа создания групп:

– по желанию учащихся;

– группы постоянного состава, созданные учителем с учётом потенциальных возможностей каждого учащегося. Как правило, в такие группы входят ученики с разными учебными возможностями, при этом учитель учитывает их психологическую совместимость, желания;

– группы временного состава, которые создаются в зависимости от целей групповой работы, времени, запланированного для выполнения задания, уровня сложности задания.

  1. Определение этапов групповой работы, разработка технологической карты (сценария) урока и групповой работы в частности.

  2. Подготовка листов оценки групповой работы и листов самооценки.

  3. Определение способов рефлексии по итогам проделанной работы.

Мною был разработан комплекс уроков с использованием технологии групповой деятельности с компьютерной поддержкой.

Групповая работа с компьютерной поддержкой требует более тщательной подготовки. Учителю необходимо знать уровень информационной и коммуникационной компетентности каждого учащегося и в соответствии с этим сформировать группы смешанного состава, где будут участвовать как ученики уже владеющие навыками работы в программе Power Point, так и те, кто ещё недостаточно хорошо знает особенности создания презентации.

На подготовительном этапе введения групповой работы с использованием ИКТ была разработана подробная инструкция по созданию мультимедийной презентации и проведён мини-урок в рамках внеурочной деятельности по созданию презентации в программе Power Point на персональном компьютере и в сервисе Google Презентации. На уроках ОРКСЭ задавались домашние задания по подготовке презентаций к уроку на заданную тему по желанию. При этом презентацию можно было подготовить как самостоятельно на персональном компьютере, так и в паре, либо в группе с одноклассниками на сервисе Google Презентации.

На первом этапе введения групповой работы с использованием ИКТ при планировании урока задание для групп было составлено таким образом, что каждой группе необходимо было создать только один слайд по уже готовому шаблону, который должен был стать частью общей презентации Power Point. Готовые слайды передавались на компьютер учителя, учитель соединял слайды в общую презентацию. Фрагмент технологической карты урока с использованием такой формы работы представлен в таблице 1.

Таблица 1.
Фрагмент технологической карты урока «Возникновение религий»
с использованием групповой работы с компьютерной поддержкой

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

II этап: целеполагание

Цель: постановка цели и определение задач урока.

Задачи: Формировать умение

1) находить необходимые сведения и выделять главную мысль в содержании текста, структурировать знания (познавательные УУД);

2) составлять план деятельности с учётом конечного результата (регулятивные УУД);

3) планировать совместную деятельность (коммуникативные УУД)

 

- Нам предстоит познакомиться с очень интересной темой и узнать много нового. Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы изучить и запомнить большой объём информации?

- Предлагаю составить план изучения материала по каждой религии в группах. Каждая группа получает задание, лист планирования,

Задание для 1 группы:

Просмотрите текст учебника на странице 10 «Первые религии». Составьте для одноклассников план изучения темы. Определите вопросы, на которые надо получить ответы, изучив эту тему. План и вопросы запишите на слайде. Работу по оформлению слайда начните с заголовка.

Задание для 2 группы:

Просмотрите текст учебника на странице 10–11 «Иудаизм». Составьте для одноклассников план изучения темы. Определите вопросы, на которые надо получить ответы, изучив эту тему. План и вопросы запишите на слайде. Работу по оформлению слайда начните с заголовка.

Задание для 3 группы:

Просмотрите текст учебника на странице 12 «Христианство». Составьте для одноклассников план изучения темы. Определите вопросы, на которые надо получить ответы, изучив эту тему. План и вопросы запишите на слайде. Работу по оформлению слайда начните с заголовка.

Задание для 4 группы:

Просмотрите текст учебника на странице 13–14 «Ислам». Составьте для одноклассников план изучения темы. Определите вопросы, на которые надо получить ответы, изучив эту тему. План и вопросы запишите на слайде. Работу по оформлению слайда начните с заголовка.

Задание для 5 группы:

Просмотрите текст учебника на странице 14–15 «Буддизм». Составьте для одноклассников план изучения темы. Определите вопросы, на которые надо получить ответы, изучив эту тему. План и вопросы запишите на слайде. Работу по оформлению слайда начните с заголовка.

Участвуют в обсуждении, высказывают свои предположения.

Предлагают составить план изучения

новой темы.

 

Читают задание, составляют план предстоящей деятельности, распределяют обязанности, приступают к выполнению задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

Готовый слайд передают учителю.

Пример шаблона для создания слайда представлен на рисунке 1, пример готового слайда – результата групповой работы представлен на рисунке 2.
На втором этапе задания для групповой работы с представлением результатов работы группы в форме мультимедийной презентации Power Point получили участники всех групп. При этом группы получили шаблон будущей презентации, текст учебника в электронном варианте для более быстрого составления ответов на вопросы из задания, фотографии. Главной задачей группы было найти ответы на вопросы и наполнить готовые слайды содержанием.
 

На примере методической разработки урока ОРКСЭ по теме «Хранители предания» рассмотрим возможности использования метода групповой работы с использованием ИКТ на этапе изучения нового материала.

Методическая разработка урока ОРКСЭ, блок «Основы мировых религиозных культурпо теме«Хранители предания».

Тема урока: Хранители предания.
Цель урока: формировать представление о роли сохранения мудрости поколений через знакомство с понятиями «хранитель предания», «жрец», «раввин», «священник», «лама», «имам» в процессе совместной деятельности по поиску и анализу информации.
Задачи урока: формировать
1) образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;
2) умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;
3) владение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4) умение учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
5) готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную.
Предполагаемый результат:
знать
1) кто такие хранители предания;
2) о главных хранителях преданий мировых религий: ламах, раввинах, имамах, священниках;
уметь
1) Познавательные действия: ученик умеет самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
2) Коммуникативные действия: ученик владеет способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
3) Регулятивные действия: ученик умеет организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
4) Личностные действия: ученик осознаёт ценность культуры и религии,  с уважением относится к её лучшим традициям, проявляет позитивное отношение к культуре и религии разных народов и стран.
Материалы и оборудование:
1) разработка задания с задачной формулировкой, бланки ответов, модельные ответы, критерии оценивания;
2) интерактивная мультимедийная  презентация, разработанная в программном средстве к интерактивной доске Smart Board;
3) компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Логика урока:
I этап: организационный.
II этап: актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности. 
1. Разгадывание ребуса.
В начале урока предлагается разгадать ребус, который размещён на интерактивной доске. Кроме ребуса на доске изображён «волшебный кристалл», который поможет проверить правильность отгадки (рисунок 3).

Задание для работы в парах: разгадать ребус, написать слово на листе А4 и объяснить, как получили слово. Первая пара, разгадавшая ребус, получает право объяснить решение у доски и провести ребус через «волшебный кристалл», чтобы убедиться, что их ответ верный. В результате парной работы, учащиеся получают слово «хранитель». Проверка правильности отгадки: один из учеников «проводит» ребус через «волшебный кристалл» на интерактивной доске и появляется слово – отгадка (рисунок 4).


Выскажите ваши предположения:

– Кто такой хранитель?
– Что он может хранить? 
– Что можно хранить и для чего?
– Как вы думаете, вы и ваша семья являетесь хранителями?
– Что вы храните и что можете передать потомкам?
– Как вы считаете, любой ли человек может стать хранителем преданий?
– Может ли хранитель хранить знания?
– Где хранятся знания? (в книгах).
Каковы будут ваши предположения о теме урока?
Учитель выслушивает предположения детей и сообщает тему урока «Хранители предания».
III этап: постановка цели и задач урока.
– Знания о разных религиях мира хранятся в священных книгах. Давайте вспомним, как называются священные книги в разных религиях мира и заполним таблицу на интерактивной доске, перемещая нужные понятия и символы на своё место (рисунок 5).

 

– Часть таблицы скрыта. Можете ли вы назвать хранителей в разных религиях? Почему?
– Какие вопросы возникают к теме урока? (Ученики называют вопросы, учитель записывает маркером на интерактивной доске в облачках)
– Какую цель поставим перед собой перед изучением нового материала? (Цель: узнать, кто является хранителем предания в разных религиях и заполнить таблицу).
IV этап: открытие новых знаний.
– Предлагаю вам исследовать тему и найти ответ на наши вопросы. Для этого мы организуем 5 групп. В какой группе работает каждый из вас, вы определите по номерам карточек, которые лежат на столе у каждого. Ученики рассаживаются в соответствии с номером группы.
– Что необходимо ученику для достижения цели при работе в группе? (повторяем правила работы в группе).
Каждая группа получает своё задание:

Задачная формулировка для 1-й группы:
1. Дополните мультимедийную презентацию сведениями о том,
– что такое предание?
– какие бывают предания?
– когда появились хранители преданий?
Воспользуйтесь для этого дополнительным материалом.
2. Расскажите о том, кто такие жрецы, что вы о них узнали. Воспользуйтесь начальным текстом учебника и материалом рубрики «Это интересно» на странице 22 учебника.
Дополнительный материал для создания презентации:
– Предание – повествование, передающее сведения о лицах и событиях;
– Предание – рассказ о былом, легенда, переходящая от поколения к поколению; жанр фольклора; устный исторический рассказ;
– устный рассказ о каком-либо событии, хранящийся в народе из поколения в поколение
– Различают исторические предания (например, о Жанне д’Арк, Иване Грозном), топонимические – о происхождении названий (например, городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Также имеется Церковное (Священное) предание. Под Священным Преданием подразумеваются сведения и, исповедуемые историческими церквами, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете. Священное Предание включает в себя жития святых, а также церковные обычаи.

Задачная формулировка для 2-й группы:
1. Прочитайте текст «Мудрецы иудеев» на странице 22 учебника «Основы мировых религиозных культур».
2.  Ответьте на вопросы и подготовьте рассказ о хранителях предания в иудейской религии:
1) Кому было поручено совершать священнодействия после заключения Завета с Единым Богом?
2) Кто стал играть всё бОльшее значение позднее?
3) Как стали называть этих мудрецов верующие евреи?
4) Как вы думаете, почему раввины пользуются особым почётом?
3. Дополните мультимедийную презентацию ответами на вопросы.
4. Модель ответа:
Мы изучали информацию о ____________________________
Мы узнали, что
Ответ на 1-й вопрос
Ответ на 2-й вопрос
Ответ на 3-й вопрос
Мы думаем, что раввины пользуются особым почётом потому, что  (Ответ на вопрос 4).

Задачная формулировка для 3-й группы:
1. Прочитайте текст «Христианские священнослужители» на странице 22–23 учебника «Основы мировых религиозных культур».
2. Ответьте на вопросы:
1) Все верующие в Иисуса Христа составляют одну большую семью и хранят память о Христе и его учении. Как выдумаете, можно ли всех верующих назвать хранителями преданий?
2) Кто рассказывал людям об Иисусе Христе?
3) Кого оставляли апостолы там, где появлялись новые общины христиан? Что означает это слово?
4) Что такое иерархия в христианской церкви?
5) Перечислите всех, кто является хранителем предания в христианской общине?
3. Дополните мультимедийную презентацию ответами на вопросы.
4. Модель ответа:
Мы изучали информацию о ____________________________
Мы узнали, что
Ответ на 1-й вопрос
Ответ на 2-й вопрос
Ответ на 3-й вопрос
Ответ на 4-й вопрос
Мы считаем, что (ответ на вопрос 5).

Задачная формулировка для 4-й группы:
1. Прочитайте текст «Мусульманская община» на странице 23 учебника «Основы мировых религиозных культур».
2. Ответьте на вопросы:
1) Что такое УММА? Можно ли умму назвать коллективным носителем и хранителем исламской религии?
2) Кому доверяют мусульмане возглавлять молитву?
3) Кто пользуется особым почётом среди мусульман?
4) Перечислите всех, кто является хранителем предания в христианской общине?
3. Дополните мультимедийную презентацию ответами на вопросы.
4. Модель ответа:
Мы изучали информацию о ____________________________
Мы узнали, что
Ответ на 1-й вопрос
Ответ на 2-й вопрос
Ответ на 3-й вопрос
Мы считаем, что (ответ на 4-й вопрос)

Задачная формулировка для 5-й группы:
1. Прочитайте текст «Буддийская община» на с. 23 учебника «Основы мировых религиозных культур».
2. Ответьте на вопросы:
1) Что такое сангха?
2) Можно ли сангху назвать коллективным носителем и хранителем буддийской религии?   
3) Кем была основана первая сангха?
4) Кто пользуется особым почётом среди буддийских монахов?
5) Перечислите всех, кто является хранителем предания в буддийской общине?
3. Дополните мультимедийную презентацию ответами на вопросы.
4. Модель ответа:
Мы изучали информацию о ____________________________
Мы узнали, что
Ответ на 1-й вопрос
Ответ на 2-й вопрос
Ответ на 3-й вопрос
Ответ на 4-й вопрос
Мы считаем, что (ответ на вопрос 5).

V этап: проверка результатов групповой работы.
– Каждая группа изучила свою часть материала и подготовила выступление. Внимательно послушайте и задайте вопрос группе.

VI этап: закрепление полученных знаний.
1. На интерактивной доске слова: община, церковь, умма, сангха.
– Что объединяет эти слова? Можно ли их назвать синонимами?
– Как называется сообщество всех верующих в иудейской религии?
– Как называется сообщество всех верующих в христианской религии?
– Как называется сообщество всех верующих в мусульманской религии?
– Как называется сообщество всех верующих в буддийской религии?
2. На интерактивной доске слова: раввин, лама, священник, имам.
– Что объединяет эти слова? Почему важно хранить предания?
3. Какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать, как называют хранителей предания в религиях мира, завершить заполнение таблицы). Нашли ли мы ответы на наши вопросы? Ученики заполняют таблицу на интерактивной доске.

VII этап: оценивание, рефлексия, домашнее задание.
На интерактивной доске появляется таблица оценки и критерии (рисунок 6). Каждая группа оценивает работу других групп по предложенным критериям.

Далее на интерактивной доске появляется рефлексивный тест:
– Я узнал(а) много нового.
– Мне это пригодится в жизни.
– На уроке было над чем подумать.
– На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
– На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
Учитель предлагает ответить на 5 вопросов и за каждый ответ «да» поставить «+». По окончании учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили за урок мне (знания самих учащихся не оцениваются на таком уроке).
Пример шаблона для создания презентации приведён на рисунке 7.
На третьем этапе введения групповой работы с компьютерной поддержкой учащимся было предложено самим создать презентацию по заданной теме, создав файл презентации и выбрав самостоятельно дизайн будущей презентации.
Можно назвать преимущества использования на уроках ОРКСЭ групповой работы в сочетании с использованием ИКТ, которые позволяют учителю организовать условия:
– для реализации дидактического принципа наглядности в обучении;
– для самостоятельной деятельности учащихся;
– для использования полученных знаний и умений в практической деятельности;


– для формирования не только познавательных, но и личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, а также компетентности учащихся в использовании ИКТ;
– проведения объективной и адекватной оценки результатов учащихся при освоении темы.

Список литературы:

  1. Активные методы обучения. Электронный курсМеждународный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал Мой университет. – Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru/

  2. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор модернизации учебного заведения//СПО. – 2004.- № 6.-С.2.

  3. Аргунова Е. Р. Активные методы обучения. Текст: учебно-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 104 с.

  4. Асмолов А. Г., Барменская Г. В. и др. Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М., Просвещение, 2011. – 152 с.

  5. Илюшин Л. С. Приёмы развития познавательной самостоятельности учащихся - URL: http://multiurok.ru/gl66/files/stat-ia-priiomy-razvitiia-poznavatiel-noi-samostoiatiel-nosti-uchashchikhsia-l-s-iliushin.html

  6. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006.

  7.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред А. Г. Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – ISBN 978-5-09-022831-2.

  8. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / [А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов]. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с. - ISBN 978-5-09-026880-6.

  9.  Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др.]. – М.: Просвещение, 2014. – 153 с. – ISBN 978-5-09-030555-6.

  10.  Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыканов. – М., 2014.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!