СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы использования технологии кейс стади

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Этапы использования технологии кейс стади»

При использовании данной технологии принято выделять следующие этапы: подготовительный, мотивационно-ориентировочный, основной, рефлексивно-оценочный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАПЫ

Данные этапы представляют собой в большей степени внеаудиторную работу преподавателя и обучающихся. Время на подготовку определяется видом кейса, его объемом и сложностью.

Подготовка заключается в изучении самой ситуации и в самостоятельной проработке теоретического материала обучающимися.

Этапы определяются следующими шагами:

1. Определение места проведения занятия с использованием кейс-технологии в учебном процессе:

- на начальном этапе– ввод, ориентация студентов в проблематику темы (дисциплины), мотивация к обучению;

- при завершении изучения– выявление степени освоения материала, контроль и оценка знаний, умений, анализ глубины понимания темы.

2. Определение темы, цели(ей) и задач занятия с использованием кейса.

3. Выбор ситуации и разработка (подбор) кейса для реализации на занятии.

Требования к кейсу:

- написан понятно, интересно, простым и доходчивым языком;

- соответствует теоретическому содержанию дисциплины (курса);

- описывает ситуацию, содержащую проблему (противоречие, вопрос);

- не содержит подсказок относительно решения проблемы;

- содержит необходимое и достаточное количество информации для его понимания.

4. Разработка критериев оценивания решения кейса и его представления.

5. Подготовка списка дополнительных источников информации по теме (при необходимости).

6. Определение формата выступлений с готовым решением кейса:

- устное сообщение о проведенном анализе ситуации и разработанном варианте решения проблемы;

- сообщение с презентацией, наглядным, раздаточным материалом и др.

7. Знакомство обучающихся с темой предстоящего занятия, формой его проведения, особенностями работы над кейсом, мотивация к активному участию на занятии.

8. Деление на команды и распределение ролей (при необходимости). Если запланировано распределение ролей (капитан, аналитик(-и), креативщик(-и) и др.), преподавателю необходимо определить функции каждой из них и объяснить обучающимся их специфику.

9. Формирование «группы экспертов» для оценки результатов работы обучающихся (команд) над кейсом (при необходимости).

10. Предоставление обучающимся списка дополнительных источников информации и рекомендаций по работе над кейсом (при необходимости).

Примерные рекомендации для работы с кейсом (можно подготовить и раздать обучающимся):

- прочитайте внимательно кейс и вопросы к нему и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что нужно сделать;

- прочитайте текст кейса еще раз, отмечая моменты (факты), имеющие отношение к поставленным вопросам;

- определите, какие идеи и концепции соотносятся с проблемой кейса;

- формализуйте на основе текста кейса описание проблемы в набор последовательных задач;

- выделите из соответствующих разделов учебных дисциплин ключевые идеи для актуализации знаний, которые Вам предстоит использовать при решении кейса;

- перейдите к непосредственному решению кейса, подготовке своего варианта решения поставленной задачи;

- предложите вариант решения проблемы: объективный, логичный, последовательный, аргументированный, подкрепленный фактами.

11. Изучение обучающимися дополнительных источников информации по теме, проблеме, заложенной в кейсе (при необходимости).

12. Разработка обучающимися вариантов решения кейса на основе проанализированной информации.

В работе обучающихся над кейсом низкой степени сложности подготовительный этап может отсутствовать или занимать небольшое количество времени, когда они актуализируют имеющиеся знания, изучают дополнительные источники информации (при необходимости), анализируют ситуацию и формулируют свой вариант решения проблемной ситуации непосредственно на занятии.

Если кейс содержит проблему, которая требует глубокой, длительной работы для ее решения, подготовительный этап может быть продолжительным по времени и предусматривать проведение дополнительных консультаций (при необходимости). В таком случае преподаватель может отводить на каждом последующем занятии с группой, работающей над решением кейса, небольшое количество времени на вопросы и разъяснения.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Непосредственное проведение занятия по результатам работы над кейсом. Состоит из следующих шагов:

1. Представление и защита варианта решения предложенного кейса.

2. Координация преподавателем работы обучающихся по представлению вариантов решения кейса, контроль за выполнением правил участия на занятии.

3. Организация оценивания предложенных вариантов решений кейса.

Возможные критерии оценивания предложенных вариантов решения кейса:

- продуктивность;

- рациональность;

- оригинальность;

- степень решения проблемы;

- объективность,

- логичность;

- учет ситуационных рисков, последствий;

- экономическая выгодность;

- аргументированность и др.

4. Предоставление информации о существующих вариантах решения кейса в практике (если есть).

5. Совместный анализ предложенных обучающимися (командами) и существующих в практике (если есть) вариантов решения кейса.

6. Совместное подведение итогов, выбор оптимального варианта решения кейса.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Является завершающим этапом занятия. Состоит из следующих шагов:

1. Рассмотрение результатов работы обучающихся над кейсом с позиции установления междисциплинарых связей в решении профессиональных задач.

2. Формулировка выводов об эффективности проделанной работы.

3. Осуществление контроля знаний, умений, развития личностных качеств обучающихся посредством оценки выработанных решений, проведения контрольной работы, написание эссе и др. (при необходимости)

4. Самооценка обучающихся по результатам работы над кейсом, выявление приобретенных профессиональных знаний, умений, развития личностных качеств.

5. Самооценка преподавателя о проведении занятия с применением кейс-технологии, достижении поставленных целей обучения.

Дополнительные источники информации о кейс-технологии:

1. Багилев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. ⦏Электронный ресурс⦐: URL: http://www.marketing.spb.ru/read/m21/;

2. Лузан Е.Н. Кейс как образовательная технология // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/keys-kak-obrazovatelnaya-tehnologiya;

3. Масалков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс-стади: Методология исследования и преподавания: Учебник для вузов. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. — 443 с.;

4. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — С. 179-188.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!