СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы компьютерного моделирования

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы компьютерного моделирования. 

lОписание задачи

lЦель моделирования

lАнализ объекта

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Этапы компьютерного моделирования»

Этапы компьютерного моделирования

Этапы компьютерного моделирования

I этап. Постановка задачи Описание задачи Цель моделирования Анализ объекта

I этап. Постановка задачи

  • Описание задачи
  • Цель моделирования
  • Анализ объекта

Описание задачи

  • Задача формулируется на обычном языке;

Если завтра утром группа выйдет из туристического лагеря в 10 часов утра, ребята успеют на 12-часовую электричку?

  • Определяется объект моделирования;
  • Представляется конечный результат.
  • По характеру постановки задачи можно разделить на две основные группы:
  • «Что будет, если?» (исследовать изменение характеристик объекта при воздействии на него)
  • «Что будет, если?» (исследовать изменение характеристик объекта при воздействии на него)

Как изменится скорость автомобиля через 6 сек, если он движется прямолинейно и равноускоренно с начальной скоростью 3 м/с и ускорением 0,5 м/с 2 ?

  • Как изменится скорость автомобиля через 6 сек, если он движется прямолинейно и равноускоренно с начальной скоростью 3 м/с и ускорением 0,5 м/с 2 ?
  • «Как сделать, чтобы?» (какое произвести воздействие, чтобы параметры объекта удовлетворяли заданному условию?)
  • «Как сделать, чтобы?» (какое произвести воздействие, чтобы параметры объекта удовлетворяли заданному условию?)

Какого объёма должен быть воздушный шар, наполненный газом гелием, чтобы он мог подняться с грузом 100 кг?

  • Какого объёма должен быть воздушный шар, наполненный газом гелием, чтобы он мог подняться с грузом 100 кг?
Определение целей моделирования Цели определяются в соответствии с поставленной задачей; Поставленные цели оказывают направляющее влияние на весь процесс моделирования.

Определение целей моделирования

  • Цели определяются в соответствии с поставленной задачей;
  • Поставленные цели оказывают направляющее влияние на весь процесс моделирования.
Например, рассмотрим модель самолета:  для кассира по продажам авиабилетов существенными признаками будут расположение рядов кресел, количество кресел в ряду, стоимость билета для каждого места, наличие свободных мест;  для авиадиспетчера существенные признаки – скорость и высота самолета, направление и вид движения, взаиморасположение с другими самолетами, находящимися в контролируемом районе;  для технолога цеха, где происходит сборка самолета существенные признаки – наименование и количество деталей, порядок и способ их соединения, необходимое оборудование для обеспечения заданной надежности соединений, и прочее.

Например, рассмотрим модель самолета:

  • для кассира по продажам авиабилетов существенными признаками будут расположение рядов кресел, количество кресел в ряду, стоимость билета для каждого места, наличие свободных мест;
  • для авиадиспетчера существенные признаки – скорость и высота самолета, направление и вид движения, взаиморасположение с другими самолетами, находящимися в контролируемом районе;
  • для технолога цеха, где происходит сборка самолета существенные признаки – наименование и количество деталей, порядок и способ их соединения, необходимое оборудование для обеспечения заданной надежности соединений, и прочее.
Анализ объекта Чётко выделяются моделируемый объект и его основные свойства. Результат анализа объекта появляется в процессе выявления его составляющих (элементарных объектов) и определения связей между ними.

Анализ объекта

Чётко выделяются моделируемый объект и его основные свойства. Результат анализа объекта появляется в процессе выявления его составляющих (элементарных объектов) и определения связей между ними.

Хорошо поставленная задача: описаны все связи между исходными данными и результатом известны все исходные данные решение существует задача имеет единственное решение описаны все связи между исходными данными и результатом известны все исходные данные решение существует задача имеет единственное решение Примеры плохо поставленных задач: Винни Пух и Пятачок построили ловушку для слонопотама. Удастся ли его поймать? Малыш и Карлсон решили по–братски разделить два орешка – большой и маленький. Как это сделать? Найти максимальное значение функции y = x 2  ( нет решений). Найти функцию, которая проходит через точки (0,1) и (1,0) (неединственное решение). Винни Пух и Пятачок построили ловушку для слонопотама. Удастся ли его поймать? Малыш и Карлсон решили по–братски разделить два орешка – большой и маленький. Как это сделать? Найти максимальное значение функции y = x 2  ( нет решений). Найти функцию, которая проходит через точки (0,1) и (1,0) (неединственное решение).

Хорошо поставленная задача:

  • описаны все связи между исходными данными и результатом известны все исходные данные решение существует задача имеет единственное решение
  • описаны все связи между исходными данными и результатом
  • известны все исходные данные
  • решение существует
  • задача имеет единственное решение

Примеры плохо поставленных задач:

  • Винни Пух и Пятачок построили ловушку для слонопотама. Удастся ли его поймать? Малыш и Карлсон решили по–братски разделить два орешка – большой и маленький. Как это сделать? Найти максимальное значение функции y = x 2 ( нет решений). Найти функцию, которая проходит через точки (0,1) и (1,0) (неединственное решение).
  • Винни Пух и Пятачок построили ловушку для слонопотама. Удастся ли его поймать?
  • Малыш и Карлсон решили по–братски разделить два орешка – большой и маленький. Как это сделать?
  • Найти максимальное значение функции y = x 2 ( нет решений).
  • Найти функцию, которая проходит через точки (0,1) и (1,0) (неединственное решение).
II этап. Разработка модели Информационная модель Знаковая модель Компьютерная модель

II этап. Разработка модели

  • Информационная модель
  • Знаковая модель
  • Компьютерная модель
Разработка информационной  модели Выделяются объекты моделирования и дается их развернутое содержательное описание (природа объектов, их зависимости, связи, свойства, характеристики); Учитываются только существенные свойства в зависимости от выбранной цели;

Разработка информационной модели

  • Выделяются объекты моделирования и дается их развернутое содержательное описание (природа объектов, их зависимости, связи, свойства, характеристики);
  • Учитываются только существенные свойства в зависимости от выбранной цели;
 Задача «Движение автомобиля» Что моделируется?        - Процесс движения объекта «автомобиль» Вид движения    - Равноускоренное Что известно о движении? - Начальная скорость (v 0 ), ускорение (а), максимальная развиваемая автомобилем скорость (v max ) Что надо найти? - Скорость (v j ) в заданные моменты времени (t i ) Как задаются моменты времени? - От нуля через равные интервалы (t 2 -t 1 ) Это ограничивает расчеты?      - v i Такие характеристики объекта, как цвет, тип кузова, год выпуска и общий пробег, степень изношенности шин и многие другие, в данной постановке учитывать не будем.

Задача «Движение автомобиля»

Что моделируется?       

- Процесс движения объекта «автомобиль»

Вид движения   

- Равноускоренное

Что известно о движении?

- Начальная скорость (v 0 ), ускорение (а), максимальная развиваемая автомобилем скорость (v max )

Что надо найти?

- Скорость (v j ) в заданные моменты времени (t i )

Как задаются моменты времени?

- От нуля через равные интервалы (t 2 -t 1 )

Это ограничивает расчеты?     

- v i

Такие характеристики объекта, как цвет, тип кузова, год выпуска и общий пробег, степень изношенности шин и многие другие, в данной постановке учитывать не будем.

В результате выстраивается описательная информационная модель, т.е. вербальная ; Формализация модели. Переход от описательной модели к конкретному математическому наполнению. Указывается перечень параметров, которые влияют на поведение объекта – исходные данные, и которые желательно получить – результат . Формализуются зависимости между выделенными параметрами, накладываются ограничения на их допустимые значения. Результат – математическая модель.
  • В результате выстраивается описательная информационная модель, т.е. вербальная ;
  • Формализация модели. Переход от описательной модели к конкретному математическому наполнению. Указывается перечень параметров, которые влияют на поведение объекта – исходные данные, и которые желательно получить – результат . Формализуются зависимости между выделенными параметрами, накладываются ограничения на их допустимые значения. Результат – математическая модель.
 Движение автомобиля. Информационная модель   Объект моделирования Параметры   Процесс движения автомобиля Название Значения v o — начальная скорость;  t — интервал изменения времени; а — ускорение; Исходные данные Исходные данные Исходные данные Исходные данные Расчетные данные Результаты v max — максимально развиваемая автомобилем скорость t i — время движения; v i — значения скорости

Движение автомобиля. Информационная модель  

Объект моделирования

Параметры

 

Процесс движения автомобиля

Название

Значения

v o — начальная скорость;

t — интервал изменения времени;

а — ускорение;

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные Исходные данные

Расчетные данные Результаты

v max — максимально развиваемая автомобилем скорость

t i — время движения;

v i — значения скорости

Математическая модель к задаче «Движение автомобиля»

Математическая модель к задаче «Движение автомобиля»

 Разработка компьютерной модели Формализованная модель преобразуется в компьютерную с помощью множества программных комплексов и сред (графические среды, текстовые редакторы, среды программирования, электронные таблицы и пр.); От выбора программной среды зависит алгоритм построения компьютерной модели и форма его представления.

Разработка компьютерной модели

  • Формализованная модель преобразуется в компьютерную с помощью множества программных комплексов и сред (графические среды, текстовые редакторы, среды программирования, электронные таблицы и пр.);
  • От выбора программной среды зависит алгоритм построения компьютерной модели и форма его представления.
III этап. Компьютерный эксперимент План моделирования – должен чётко отражать последовательность работы с моделью Технология моделирования

III этап. Компьютерный эксперимент

  • План моделирования – должен чётко отражать последовательность работы с моделью
  • Технология моделирования
План моделирования ( последовательность работы с моделью ) Так как модель может содержать ошибки, то первым пунктом в плане моделирования всегда разработка теста, а затем – тестирование модели. В программировании это трансляция и отладка программы; Можно использовать тестовый набор исходных данных, для которых конечный результат заранее известен;

План моделирования ( последовательность работы с моделью )

  • Так как модель может содержать ошибки, то первым пунктом в плане моделирования всегда разработка теста, а затем – тестирование модели. В программировании это трансляция и отладка программы;
  • Можно использовать тестовый набор исходных данных, для которых конечный результат заранее известен;
Тестирование - это проверка модели на простых исходных данных с известным результатом. Примеры:  устройство для сложения многозначных чисел – проверка на однозначных числах  модель движения корабля – если руль стоит ровно, курс не должен меняться; если руль повернуть влево, корабль должен идти вправо  модель накопления денег в банке – при ставке 0% сумма не должна изменяться.

Тестирование - это проверка модели на простых исходных данных с известным результатом.

Примеры:

  • устройство для сложения многозначных чисел – проверка на однозначных числах
  • модель движения корабля – если руль стоит ровно, курс не должен меняться; если руль повернуть влево, корабль должен идти вправо
  • модель накопления денег в банке – при ставке 0% сумма не должна изменяться.
Технология моделирования  (исследование модели)  Исследование заключается в проведении серии экспериментов, удовлетворяющих целям моделирования.  Эксперимент – это опыт, который производится с объектом или моделью.   Он заключается в выполнении некоторых действий, чтобы определить, как реагирует экспериментальный образец на эти действия.  Эксперимент сопровождается осмыслением итогов. Это служит основой для анализа результатов принятия решений.

Технология моделирования (исследование модели)

  • Исследование заключается в проведении серии экспериментов, удовлетворяющих целям моделирования.
  • Эксперимент – это опыт, который производится с объектом или моделью.

Он заключается в выполнении некоторых действий, чтобы определить, как реагирует экспериментальный образец на эти действия.

  • Эксперимент сопровождается осмыслением итогов. Это служит основой для анализа результатов принятия решений.
Примеры :   устройство для сложения чисел – работа с многозначными числами  модель движения корабля – исследование в условиях морского волнения  модель накопления денег в банке – расчеты при ненулевой ставке

Примеры :

  • устройство для сложения чисел – работа с многозначными числами
  • модель движения корабля – исследование в условиях морского волнения
  • модель накопления денег в банке – расчеты при ненулевой ставке
IV этап. Анализ результатов моделирования Нужно ответить на вопрос: «Продолжать исследование, либо заканчивать?» Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит на предыдущих этапах были допущены ошибки (неправильно отобранные свойства объекта, ошибки в формулах на этапе формализации, неудачный метод или среда моделирования, нарушение технологических приемов при построении модели). Если ошибки выявлены, то требуется корректировка модели, т.е. возврат к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты эксперимента не будут отвечать целям моделирования.

IV этап. Анализ результатов моделирования

  • Нужно ответить на вопрос: «Продолжать исследование, либо заканчивать?»
  • Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит на предыдущих этапах были допущены ошибки (неправильно отобранные свойства объекта, ошибки в формулах на этапе формализации, неудачный метод или среда моделирования, нарушение технологических приемов при построении модели).
  • Если ошибки выявлены, то требуется корректировка модели, т.е. возврат к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты эксперимента не будут отвечать целям моделирования.
Источники: Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, 2007. Макарова Н.В. Информатика 7-9 Задачник по моделированию – Санкт-Петербург: Питер, 2007. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. – М.:ВАКО, 2007 Филиппова Е.В. Этапы компьютерного моделирования, – Поляков К.Ю. Модели и моделирование, – http://kpolyakov.narod.ru/index.htm Конспект урока «Этапы компьютерного моделирования» –http://ivan101.narod.ru/gos/pril/18etapy-postr-modeley.htm Пособие «Моделирование», – http://umk-model.narod.ru/p6.html

Источники:

  • Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  • Макарова Н.В. Информатика 7-9 Задачник по моделированию – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  • Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. – М.:ВАКО, 2007
  • Филиппова Е.В. Этапы компьютерного моделирования, –
  • Поляков К.Ю. Модели и моделирование, – http://kpolyakov.narod.ru/index.htm
  • Конспект урока «Этапы компьютерного моделирования» –http://ivan101.narod.ru/gos/pril/18etapy-postr-modeley.htm
  • Пособие «Моделирование», – http://umk-model.narod.ru/p6.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!