СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Этапы логопедического воздействия при нарушении звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии
Этапы логопедического воздействия при нарушении звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии
Подготовила: Масалитина О.В.,
учитель-логопед
15.11.2018
Донецк-2018
Дизартрия — это такое расстройство звукопроизносительной стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации речевых мышц.
Современная тенденция дошкольного воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования предопределяют необходимость совершенствования многоаспектного процесса развития ребенка. Одной из важнейших составляющих этого целостного процесса является речевое развитие .
Стертая дизартрия у детей является одним из разнообразных нарушений процесса саморазвития устной речи и относится к числу распространенных, но вместе с тем недостаточно изученных речевых расстройств.
Нарушение звукопроизношения и его вторичные последствия при стертой дизартрии оказывают отрицательное влияние на формирование и совершенствование лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности.
Особенности нарушения звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией
Особенности нарушений групп звуков у дошкольников
Артикуляторная сложность произнесения звуков
сложность произнесения согласных шипящих звуков, виды сигматизма:
(губно-зубной межзубный, призубный, боковой, межзубно-боковой.)
Приемы по постановке звуков:
(по подражанию, механическим, смешанным способами).
Речеслуховой анализатор
- отклонения в слуховом восприятии,
Речедвигательный анализатор
Обследуется физический слух специальные пробы:
-узнавание и диффиринцирование неречевыхчевых звуков;
- Различение высоты, силы голоса.
Приемы:
звукоподражание по показу.
-состояние артикуляционного аппарата анатомического характера;
-подвижность ,двигательные функции.
Приемы:( показ,словесные инструкции)
Выраженные затруднения в звуковом анализе
(проводят специальные пробы (Е.М.Мастюкова),выявляющие уровень звукового анализа.)
Цель - определение наиболее эффективных приемов коррекции нарушений звукопроизношения в системе дифференцированного логопедического воздействия по преодолению стертой дизартрии у детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи :
Приемы коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией , этапы и направления коррекционной работы
Е.Ф. Архипова предлагает пять этапов по устранению стёртой дизартрии у детей дошкольного возраста.
1 этап (подготовительном ) :
Направления работы:
1. Нормализация мышечного тонуса (логопедический массаж)
2.Нормализация моторики артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика)
3.Нормализация голоса (голосовые упражнения)
4.Нормализация речевого дыхания (дыхательные упражнения).
5.Нормализация мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика)
2этап - выработка новых произносительных навыков умений
Направления :
1.выработка основных артикуляционных укладов,
2.определение последовательности работы над звуками,
3. развитие фонематического слуха,
4. постановка звука,
5.автоматизация,
6.дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов)
1.оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
2.расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
3.повысить познавательную активность и работоспособность детей;
4.плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры
1.автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале, в середине, в конце);
2.автоматизация звука в предложении;
автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
3.автоматизация звуков в коротких, потом длинных рассказах;
4.автоматизация звуков в разговорной речи
1.дифференцировать пары слогов, пары слов;
2.дифференцировать пары звуков в одном слове .
Игра
пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
3 этап -выработка коммуникативных умений и навыков
Направления:
1.выработка самоконтроля,
2. тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.
4 этап – преодоление или предупреждение
вторичных нарушений 5 этап – подготовка к обучению в школе
3. Коррекция грамматических расстройств.
Практическое овладение грамматическим строем языка; выработка навыков и умений грамматического оформления речевого материала:
1. Активизация и расширение словаря. Продолжается закрепление правильного произношения на материале слов различной слоговой структуры с осознанием значения и смысла
2.Комлексное воздействие,использование правильной артикуляции и введение в речь правильно поставленных звуков
ИГРА
Использование схем, таблиц ,мнемодорожки, ативизирующий массаж , су-джок терапия, виды здоровьесберегающих технологий
© 2021, Масалитина Оксана Владимировна 308 0