СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Этапы логопедического воздействия при нарушении звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы логопедического воздействия  при нарушении звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии

Просмотр содержимого документа
«"Этапы логопедического воздействия при нарушении звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии"»

  Этапы логопедического воздействия  при нарушении звукопроизношения  у дошкольников  со стертой формой дизартрии Подготовила: Масалитина О.В., учитель-логопед 15.11.2018 Донецк-2018

Этапы логопедического воздействия при нарушении звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии

Подготовила: Масалитина О.В.,

учитель-логопед

15.11.2018

Донецк-2018

Дизартрия — это такое расстройство звукопроизносительной стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации речевых мышц.  Современная тенденция дошкольного воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования предопределяют необходимость совершенствования многоаспектного процесса развития ребенка. Одной из важнейших составляющих этого целостного процесса является речевое развитие .  Стертая дизартрия у детей является одним из разнообразных нарушений процесса саморазвития устной речи и относится к числу распространенных, но вместе с тем недостаточно изученных речевых расстройств.  Нарушение звукопроизношения и его вторичные последствия при стертой дизартрии оказывают отрицательное влияние на формирование и совершенствование лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности.

Дизартрия — это такое расстройство звукопроизносительной стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации речевых мышц.

Современная тенденция дошкольного воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования предопределяют необходимость совершенствования многоаспектного процесса развития ребенка. Одной из важнейших составляющих этого целостного процесса является речевое развитие .

Стертая дизартрия у детей является одним из разнообразных нарушений процесса саморазвития устной речи и относится к числу распространенных, но вместе с тем недостаточно изученных речевых расстройств.

Нарушение звукопроизношения и его вторичные последствия при стертой дизартрии оказывают отрицательное влияние на формирование и совершенствование лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности.

Особенности нарушения звукопроизношения у дошкольников  со стертой дизартрией полиморфное нарушение звукопроизношения, наиболее часто проявляющееся одновременным искажением и отсутствием различных групп звуков реже наблюдаются звукопроизносительные расстройства, характеризующиеся разным или одинаковым видом искажений нескольких групп звуков искажения звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием и заменами) замены звуков

Особенности нарушения звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией

  • полиморфное нарушение звукопроизношения, наиболее часто проявляющееся одновременным искажением и отсутствием различных групп звуков
  • реже наблюдаются звукопроизносительные расстройства, характеризующиеся разным или одинаковым видом искажений нескольких групп звуков
  • искажения звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием и заменами)
  • замены звуков
Особенности нарушений групп звуков у дошкольников Артикуляторная сложность произнесения звуков сложность произнесения согласных шипящих звуков, виды сигматизма:  (губно-зубной межзубный, призубный, боковой, межзубно-боковой.) Приемы по постановке звуков: (по подражанию, механическим, смешанным способами). Речеслуховой анализатор - отклонения в слуховом восприятии, Речедвигательный анализатор Обследуется физический слух специальные пробы: -узнавание и диффиринцирование неречевыхчевых звуков; - Различение высоты, силы голоса. Приемы: звукоподражание по показу. -состояние артикуляционного аппарата анатомического характера; -подвижность ,двигательные функции. Приемы:( показ,словесные инструкции) Выраженные затруднения в звуковом анализе (проводят специальные пробы (Е.М.Мастюкова),выявляющие уровень звукового анализа.)

Особенности нарушений групп звуков у дошкольников

Артикуляторная сложность произнесения звуков

сложность произнесения согласных шипящих звуков, виды сигматизма:

(губно-зубной межзубный, призубный, боковой, межзубно-боковой.)

Приемы по постановке звуков:

(по подражанию, механическим, смешанным способами).

Речеслуховой анализатор

- отклонения в слуховом восприятии,

Речедвигательный анализатор

Обследуется физический слух специальные пробы:

-узнавание и диффиринцирование неречевыхчевых звуков;

- Различение высоты, силы голоса.

Приемы:

звукоподражание по показу.

-состояние артикуляционного аппарата анатомического характера;

-подвижность ,двигательные функции.

Приемы:( показ,словесные инструкции)

Выраженные затруднения в звуковом анализе

(проводят специальные пробы (Е.М.Мастюкова),выявляющие уровень звукового анализа.)

 Цель - определение наиболее эффективных приемов коррекции нарушений звукопроизношения в системе дифференцированного логопедического воздействия по преодолению стертой дизартрии у детей дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи : обоснование теоретико-методологических подходов к изучению звуковой системы языка детей дошкольного возраста со стертой дизартрией; подбор методики для обследования звукопроизношения у детей со стертой дизартрией; определение приемов коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией; анализ использования приемов по коррекции звукопроизношения дошкольников со стертой дизартрии; выявление наиболее эффективных приемов по коррекции звукопроизношения у дошкольников со стертой; разработать рекомендации для педагогов и родителей .

Цель - определение наиболее эффективных приемов коррекции нарушений звукопроизношения в системе дифференцированного логопедического воздействия по преодолению стертой дизартрии у детей дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи :

  • обоснование теоретико-методологических подходов к изучению звуковой системы языка детей дошкольного возраста со стертой дизартрией;
  • подбор методики для обследования звукопроизношения у детей со стертой дизартрией;
  • определение приемов коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией;
  • анализ использования приемов по коррекции звукопроизношения дошкольников со стертой дизартрии;
  • выявление наиболее эффективных приемов по коррекции звукопроизношения у дошкольников со стертой;
  • разработать рекомендации для педагогов и родителей .
Приемы коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией , этапы и направления коррекционной работы Е.Ф. Архипова предлагает пять этапов по устранению стёртой дизартрии у детей дошкольного возраста.

Приемы коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией , этапы и направления коррекционной работы

Е.Ф. Архипова предлагает пять этапов по устранению стёртой дизартрии у детей дошкольного возраста.

1 этап (подготовительном ) : Направления работы: 1. Нормализация мышечного тонуса (логопедический массаж) 2.Нормализация моторики артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) 3.Нормализация голоса (голосовые упражнения) 4.Нормализация речевого дыхания (дыхательные упражнения). 5.Нормализация мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика)

1 этап (подготовительном ) :

Направления работы:

1. Нормализация мышечного тонуса (логопедический массаж)

2.Нормализация моторики артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика)

3.Нормализация голоса (голосовые упражнения)

4.Нормализация речевого дыхания (дыхательные упражнения).

5.Нормализация мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика)

2этап - выработка новых произносительных навыков умений

Направления :

1.выработка основных артикуляционных укладов,

2.определение последовательности работы над звуками,

3. развитие фонематического слуха,

4. постановка звука,

5.автоматизация,

6.дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов)

1.оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;

2.расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

3.повысить познавательную активность и работоспособность детей;

4.плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры

1.автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале, в середине, в конце);

2.автоматизация звука в предложении;

автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

3.автоматизация звуков в коротких, потом длинных рассказах;

4.автоматизация звуков в разговорной речи

1.дифференцировать пары слогов, пары слов;

2.дифференцировать пары звуков в одном слове .

Игра

пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;

3 этап -выработка коммуникативных умений и навыков Направления: 1.выработка самоконтроля,  2. тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях. 4 этап – преодоление или предупреждение  вторичных нарушений   5 этап – подготовка к обучению в школе 3. Коррекция грамматических расстройств.  Практическое овладение грамматическим строем языка; выработка навыков и уме­ний грамматического оформления речево­го материала: 1. Активизация и расширение словаря. Продолжается закрепление правильного произношения на материале слов различ­ной слоговой структуры с осознанием значения и смысла 2.Комлексное воздействие,использование правильной артикуляции и введение в речь правильно поставленных звуков  ИГРА Использование схем, таблиц ,мнемодорожки, ативизирующий массаж , су-джок терапия, виды здоровьесберегающих технологий

3 этап -выработка коммуникативных умений и навыков

Направления:

1.выработка самоконтроля,

2. тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4 этап – преодоление или предупреждение

вторичных нарушений 5 этап – подготовка к обучению в школе

3. Коррекция грамматических расстройств. 

Практическое овладение грамматическим строем языка; выработка навыков и уме­ний грамматического оформления речево­го материала:

1. Активизация и расширение словаря. Продолжается закрепление правильного произношения на материале слов различ­ной слоговой структуры с осознанием значения и смысла

2.Комлексное воздействие,использование правильной артикуляции и введение в речь правильно поставленных звуков

ИГРА

Использование схем, таблиц ,мнемодорожки, ативизирующий массаж , су-джок терапия, виды здоровьесберегающих технологий

  • При решении проблемы нарушений фонетической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии значимым является комплексный подход, включающий психолого-педагогический, психофизиологический, медицинский, лингвистический аспекты рассмотрения данного речевого расстройства.
  • 2. Исследование показало, что нарушения произношения у детей со стёртой формой дизартрии представляет собой сложный симптомокомплекс. В большинстве случаев у данной категории детей наблюдается сочетание нарушений звукопроизношения и просодической стороны речи. При этом преобладающими в симптомокомплексе являются дефекты звукопроизношения, в то время как нарушения просодической стороны речи проявляются в нерезко выраженной степени.
  • 3. Исследованием доказано, что стертая форма дизартрии - речевое расстройство, имеющее сложную и неоднородную структуру речевого дефекта. Дефекты фонетической стороны речи при этом виде речевой патологии определяются нарушением не только моторных, но и сенсорных звеньев процесса овладения звуковой стороной речи. При этом соотношение нарушенных моторных и сенсорных звеньев у детей со стертой формой дизартрии является различным. С учетом структуры речевого дефекта преобладают нарушения моторных и сенсорных звеньев речевого процесса.
  • 4. В процессе коррекции нарушений фонетической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии наиболее эффективным является комплексное дифференцированное логопедическое воздействие, которое направлено на формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих процесс моторной реализации речевой деятельности. Система комплексной логопедической работы должна включать следующие направления: формирование восприятия устной речи; развитие ручной моторики и моторики артикуляторного аппарата; воспитание правильной артикуляции звуков и их автоматизация в различных условиях произношения; формирование интонационной выразительности речи.
  • 5. Дифференцированный подход в процессе логопедического воздействия при стёртой форме дизартрии должен осуществляться с учетом комплекса факторов: симптоматики расстройств фонетической стороны речи, характера конкретных видов дефектов звуко-произношения, уровня несформированности речевых и неречевых функций, зоны ближайшего развития, наличия или отсутствия нарушений фонематической речи, механизмов и структуры речевого дефекта, а также индивидуальных особенностей ребенка.
  • 6. В практической деятельности учителя-логопеда можно проверить эффективность разработанной системы логопедической работы по коррекции нарушений произносительной стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими проявлениями


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс