СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы работы над проектом

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

 

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Более подробно содержание деятельности учителя и ученика будет рассмотрено нами при изложении содержания отдельных этапов работы над проектом.

Просмотр содержимого документа
«Этапы работы над проектом»

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ


Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Более подробно содержание деятельности учителя и ученика будет рассмотрено нами при изложении содержания отдельных этапов работы над проектом.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов разрешения проблемы - решение. Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы, представленной в раздаточном материале.

Прежде чем учащийся начнет работать над проектом, необходимо, чтобы он определился в самых общих чертах относительно своего проектного замысла. Мы сознательно не употребляем понятие «тема проекта». Оно связано, скорее, с информационным продуктом (реферат, статья, доклад и т.п.), чем с деятельностью. У проекта на определенном этапе его разработки появляется название, но название проекта может быть просто ярким брендом и не иметь никакого отношения к деятельности и результатам по сути.

Размышления учащегося по поводу своей проектной идеи могут начинаться с:

  • тематической рамки (например: «Мне интересно про историю моей семьи…»);

  • ситуативной рамки (например: «Почему в школьной столовой нас все время кормят кашей?»);

  • рамки межличностных или межгрупповых отношений (например: «Меня упрекают…»).

При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика - основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы. В практике мы наблюдали несколько вариантов организации такой работы с учащимися. Формы организации самоопределения учащихся относительно общей рамки своего будущего проекта могут быть разнообразными. В образовательном учреждении имеет смысл использовать несколько форм, рассчитанных на разные группы учащихся, одновременно. Например:

1. Предварительная групповая консультация с руководителем проекта.

Такая форма хороша для учащихся, которые уже имеют опыт проектной деятельности и активны в поисках проектного замысла. На предварительной консультации инициатива по предложению направления проектной разработки может исходить от учащегося. В этом случае консультация сводится к согласованию и определению первоначальных действий по разработке проектного замысла. Следует обратить особое внимание, что ученик редко приходит с описанием проблемной ситуации. Обычные его слова - «интересно понять, узнать» или «хочу, нужно сделать». С помощью серии вопросов руководителю проекта нужно вернуть ученика к той ситуации, в которой возникла эта идея, попросить рассказать, что в ней ученика не устроило.

Инициатива также может исходить от педагога, но она должна базироваться на анализе заранее собранной информации. Педагоги отмечают, что деятельность, увлекающая ребенка, активизирует к жизни все его потенциальные способности. Вопрос лишь в том, как породить такой интерес. Один из классиков отечественной педагогики В.Н. Сорока-Росинский призывал следовать «здравому смыслу и прислушиваться к рассуждениям воспитанников». То есть достаточно прислушаться к тому, о чем говорят учащиеся, иметь представление об их увлечениях, быть в курсе того, что их интересует, чтобы задать тему для обсуждения. Другими словами, руководитель проекта должен иметь для первого разговора с учащимися представление о вопросах, которые горячо обсуждались в классе или в группе в последнее время, и опираться на них в разговоре с учениками.

2. Практика вводных уроков.

Введение в тему или новый предмет, которому обычно посвящен первый урок по данной теме (предмету), обеспечивается учителем по-разному в зависимости от поставленных им целей. Если перед педагогами-предметниками, работающими в одной параллели, будет стоять задача инициировать размышления учащихся над проектным замыслом, содержанием вводного урока может стать не просто обзор содержания темы и планируемых образовательных результатов. Учителя могут сделать акценты на тех аспектах темы, которые имеют прямой выход в область практического применения, являются спорными, помогают по-новому взглянуть на те жизненные явления и процессы, которые впрямую затрагивают учащихся. Классный час также может сыграть роль «вводного урока», если классный руководитель будет обсуждать перспективы внеурочной работы на новый учебный год (полугодие).

После построенных таким образом вводных уроков по нескольким предметам может быть организована консультация или предложено письменно сформулировать свои намерения по работе над проектом.

Аналогичная работа может быть организована на уроках, посвященных повторению и обобщению больших тем.

3. «Устраивает ли вас, что...»

Размышление учащихся над своим будущим проектом может быть спровоцировано указанием на те проблемные точки, которые видят в школе и ближайшем социальном окружении другие люди. Так, руководитель проектов вполне может выявить несколько проблемных ситуаций в жизни школы и, не предлагая своего видения проблемы, обратиться к учащимся с проблематизирующими вопросами, например, разместив их на стенде. Определенным ограничением (если говорить о рамках будущих проектов) является то, что, если проблемные ситуации окажутся созвучны представлениям учащихся и по ним будут разработаны проекты, это будут в основном социальные проекты.

4. «Кто со мной».

Достаточно велико число учащихся, которые по тем или иным причинам не проявляют инициативу в определении своих намерений, даже если все предложенные выше действия в образовательном учреждении были предприняты. С другой стороны, количество учащихся, которые намерены работать над весьма масштабным замыслом в одиночку или вдвоем, тоже может оказаться не маленьким. Имеет смысл обсудить с ними их потребность/готовность разделить ответственность и деятельность по своему проекту с кем-то из товарищей и разместить краткое описание своего замысла и призыв присоединяться на специально выделенном стенде/web-странице.

5. Разработка проектного замысла в ходе изучения модуля «От проблемы к цели».

Обычно этот модуль изучается одним из первых в курсе «Основы проектной деятельности». Вполне логично, если из тренинговой ситуации учащиеся будут выведены через обсуждение волнующих их проблем и вопросов на определение тематического поля своего проекта. Разумеется, такая форма организации подготовительного этапа может применяться лишь единожды.

Желательно, чтобы система работы на подготовительном этапе включала все предложенные действия (или иные действия, но осуществляемые в системе, ориентированные на разные группы учеников и позволяющие свести к минимуму число учащихся, которые не определятся самостоятельно).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!