Просмотр содержимого документа
«Этапы работы над сочинением. 5-е направление "Кому на Руси жить хорошо" - вопрос гражданина"»
Этапы работы над сочинением
5-е направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Кречетова Е.А., учитель русского языка и литературы
5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
- (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
- Точно не выпускнику этого года! Но с данным направлением ему почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счет. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — все это будет на экзамене в том или ином виде.
- Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти все), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ
- ШАГ I. ВЫБОР ТЕМЫ.
- Задать себе вопросы:
-
- — Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)
- — На каком материале можно раскрыть данные темы?
- — Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?
-
- 2. Выбрать одну из предложенных тем.
- При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.
ШАГ 2. СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.
-
- Тема выбрана! Что делать дальше?
- 1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.
- 2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:
-
ЧТО (О ЧЁМ)
писать?
ЗАЧЕМ
1. Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план.
писать?
КАК
1. Определяю основную мысль сочинения.
2. Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию.
писать?
2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения
1. Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение)
3. Обдумываю композицию и форму сочинения
2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации
3. Пишу заключение
3.ОБДУМАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ (своеобразный ввод в тему).
- Это может быть:
- — высказывание своего взгляда на проблему;
- — вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;
- — обоснование причин обращения к этой теме;
- — эмоционально ввод в тему сочинения;
- — использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);
- — проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;
- — проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);
- — оформление вступления в виде вопросов
- 4. ОБДУМАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
-
- Это может быть так:
- — обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.
- ВАЖНО!!! Плюс такого заключения в том, что обобщение позволяет систематизировать работу, помогает довести до ясного понимания главные пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей.
-
- — возвращение к началу разговора (приём «закольцовывания»)
-
- ВАЖНО!!! Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе.
- — взгляд вперёд , то есть можно пофилософствовать о том, что будет, если… (Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится).
-
- — обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.
-
- — обращение к оригинальной цитате.
5. Определить композицию будущего сочинения
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЧАСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление ( с уммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАСКРЫТИЯ СОДЕРЖАНИЯ (НА ВЫБОР УЧАЩЕГОСЯ)
Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)
2. Основная часть
Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение
- ретроспективный обзор затрагиваемой темы;
3. Заключение ( с уммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)
- обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;
- использование индукции: от конкретного к обобщению;
Выводы (обобщение)
- использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.
- изложение основной мысли в виде итоговых выводов;
- разъяснение основных понятий темы;
- изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.
- указание на изменчивость проблемы
- Композиционные части
- (350 слов)
- Вступление + тезис (60 70слов)
- Аргументация (234 - 240 слов)
- Заключение (60 - 70 слов)
- ВАЖНО!!! Выпускникам 2022 года важно помнить, что примеры из личной жизни или истории не могут заменить литературные аргументы к итоговому сочинению, а лишь выступают как вспомогательные, увеличивая количество символов и повышая уникальность текста.
ПРАВИЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ
- Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2022, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене:
-
- автор и название произведения;
- описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию;
- мини-вывод .
КЛИШЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2021-2022 ПО ЛИТЕРАТУРЕ
- Для вступления
- Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...
- Для перехода к основной части
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
- Обратимся к произведениям художественной литературы
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
- Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
- Для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная мысль сочинения).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)
- Для аргументов
- Обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
- Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним героя повести… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
- Интерпретация произведения или его фрагмента:
- Автор повествует о…
- Автор описывает…
- Поэт показывает…
- Писатель размышляет о…
- Писатель обращает наше внимание…
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Он акцентирует внимание читателя на…
- Этот поступок героя говорит о ...
- Мы видим, что герой поступил так потому...
- Автор показывает, к каким последствиям привело...
- Этому герою/поступку автор противопоставляет...
- Писатель осуждает…
- Он ставит нам в пример…
- Автор подчеркивает…
- Автор утверждает…
- Промежуточный вывод:
- Писатель считает, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Мы можем прийти к выводу...
- Для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
- Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…
ШАГ 3. ТАКТИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
- 1. Пишу сочинение на черновике.
- 2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество - 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается).
- 3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего
- отвечаю на следующие вопросы:
- — Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? ( ЭТО КРИТЕРИЙ 1 , ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА )
- — Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? ( ЭТО КРИТЕРИЙ 2 , ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЧЁТА )
- — Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?
- — Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?
- — Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? (Это критерий 3 )
- — Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4 )
- — Насколько грамотно написана работа? ( Это критерий 5 )
Алгоритм работы над сочинением:
- Внимательно прочитать формулировку темы.
- Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
- Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
- Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
- Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
- Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
- Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
- Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
- Запиши их, составляя план.
- Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
- Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
- Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!
О СЧАСТЬЕ
- В чем заключается счастье человека?
- Какого человека можно назвать поистине счастливым?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас...»?
О РОДИНЕ
- Как научиться ценить свою Родину?
- Как сделать Россию лучше?
- Кто виноват в бедах русского человека?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Какого человека можно назвать патриотом?
- Что объединяет нас в одну страну?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- В чем польза и опасность критики России?
- Какими качествами обладает русский человек?
- Что значит «любить Родину»?
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
О гражданственности и гражданском долге
- Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- В чём заключается гражданская позиция каждого человека?
- Должен ли каждый человек бороться с социальной несправедливостью?
- Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Как каждый человек может помочь изменить жизнь людей к лучшему?
ЧТО ЧИТАЕМ?
- Универсальные произведения : «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Алые паруса» А.Грина, «Два капитана» В.Каверина, «Юшка» А.Платонова.
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н. В. Гоголь «Ревизор»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
- М. Горький «На дне»
- А.И.Куприн «Чудесный доктор»
- Г.Х.Андерсен«Девочка со спичками»
Как читаем?
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
- Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
- Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
- А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
- Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
- Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
- М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
- Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
- А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
- И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
- М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
- А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
- А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
- Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
- И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
- Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
- И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.
Кто счастлив на Руси?
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
- В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.
- Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения. Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза – это все про Матрену. У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.
Что мешает человеку быть счастливым?
- К примеру, в произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поднимается вопрос счастья. В самом названии отражается суть поэмы, и, приступая к чтению, читатель думает, что узнает, кто же жил счастливо на Руси. В процессе чтения книги становится понятно, что не так просто найти по-настоящему счастливого человека. Иногда даже кажется, что таких людей и нет, однако героям всё-таки удается сыскать того «счастливчика», которому действительно на Руси жить хорошо. Но если внимательно посмотреть на персонажей произведения, то можно увидеть, что каждому из них для достижения счастья что-то мешает: крестьянам — тяжёлый труд и бедственное положение, попу — отсутствие покоя, богатства и чести, а помещику — неимение крестьян и земли. На своём пути герои встречают множество людей, но все они несчастны по мнению семи крестьян, кроме самого последнего — Гриши Добросклонова.
Что мешает быть счастливым?
- Н.В. Гоголь «Ревизор». В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.
Значение родины в жизни человека
- Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Аргумент №4 Советский прозаик Б. Н. Полевой в произведении «Повесть о настоящем человеке» пишет о нелёгкой судьбе советского лётчика. Главный герой – Алексей Мересьев, сумев пережить ампутацию обеих ног, возвращается на войну для защиты своей страны от фашистских захватчиков. Казалось бы, что восстановиться после такого трагического события практически невозможно. Однако Мересьев снова в строю. Не последнюю роль в этом сыграли его мысли и воспоминания о родных, о доме, о России. Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо». В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.
- И.А. Гончаров “Обломов”. Как говорят, везде хорошо, там где….. Я с этой фразой полностью согласна. Жалуются на жизнь все богатые и бедные. Многие считают, что если переедут в другой город, то они заживут хорошо. Но если подумать, то, что им мешает быть счастливым на своей родине, в своем городе? Есть категория людей, которые ищут виновных в своем несчастье. В произведении «Обломов» показаны два героя: Андрей и Илья. Один и другой живут на Руси. Но, у каждого жизнь сложилась по разному. Если Илья с детства любил только кушать, то Андрей учился обеспечивать себе жизнь самостоятельно. В итоге, Илья стал несчастным человеком, а Андрей преуспел в жизни, преумножил наследство переданное ему. Как видим, Русь не виновата в том, что у людей разный стиль жизни.
- В.Г. Распутин «Живи и помни»
- Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.
Источники
- https://infourok.ru/itogovoe-sochinenie-2021-2022-etapy-raboty-nad-itogovym-sochineniem-5293638.html
- https://litrekon.ru/podgotovka/k-itogovomu-sochineniyu/spisok-literatury-dlya-2021-2022-goda/
- https://100balnik.ru
- https://4ege.ru/sochinenie/62700-argumenty-dlja-itogovogo-sochinenija.html
- https://zen.yandex.ru/media/id/
- https://sochineniena5.ru/2021/09/09/komu-na-rusi-khorosho-itogovoe-2022/