СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы работы по развитию речи дошкольников.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов и родителей. Расширение педагогических знаний в области логопедии. Отражены основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольника. Речь предполагает постепенное и последовательное освоение ребёнком разных её компонентов.

Просмотр содержимого документа
«Этапы работы по развитию речи дошкольников.»

Этапы работы по развитию речи дошкольников.

Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребёнка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте. Система развития речи ребёнка включает в себя следующее разделы:

*Работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом;

*Формирование грамматического строя речи;

*Расширение словарного запаса;

*Развитие связной речи;

*Развитие мелкой моторики;

*Формирование навыков письма;

*Обучение чтению.

Работа над звукопроизношением является основой первого раздела.

Воспитание звуковой культуры речи предусматривает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, речевого дыхания, нормального темпа речи и усвоение различных интонационных средств выразительности (логических пауз, ударения, темпа и тембра голоса). Звуковая культура речи формируется на основе хорошо развитого речевого слуха.

Воспитание слухового внимания – умение определять на слух то или иное звучание и его направление, способность воспринимать данный темп и ритм, а также правильно воспринимать ритмический рисунок.

Формирование фонематического слуха – способность отличать одни звуки (фонемы) от других, а также близкие по звучанию слова, акустические различия твёрдых и мягких согласных, правильность произношения звуков.

Научить ребёнка слушать и слышать можно про помощи разнообразных игр. Например, « Отгадай, что звучит?» (педагог воспроизводит за ширмой звук того или иного музыкального инструмента, а ребёнок должен отгадать, что звучит) «Угадай, кто кричит?» (педагог за ширмой воспроизводит крик животного или птицы, а ребёнок должен отгадать, кто это.

Развитие артикуляционного аппарата – От него зависит внятность и чистота речи. Если у ребёнка наблюдается вялость артикуляционного аппарата, необходимо развивать:

*Подвижность языка

*Подвижность губ.

Работа над речевым дыханием. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, тихо говорят, затрудняются в произнесении длинных фраз, не договаривают слова, заканчивают фразу шепотом.

Для работы над речевым дыханием необходимо:

*Вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выход;

*Воспитывать умение правильно рационально использовать речевой выдох (произносить небольшие фразы на одном выходе).

Также педагог может использовать такие упражнения, как» Ветряная мельница» (Ребёнок дует на маленькую мельницу или вертушку), « Буря в стакане» (ребёнок дует в трубочку в стакане с водой), «Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей с помощью специальной трубочки).

Педагог должен следить, чтобы его речь соответствовала нормам орфоэпии русского литературного языка, и быть образцом для подражания. Если он сомневается в произношении того или иного слова или оборота, необходимо обратиться к словарю. Дети должны слышать только грамотную речь взрослых.

Формирование грамматического строя речи. В период подготовки к обучению грамоте в детском саду дошкольники знакомятся с предложением и словами. Они учатся составлять словосочетанья, нераспространенные и распространённые предложения. В работе над предложением можно использовать условно – графические схемы: каждое слово – отдельная полоска или линия в тетради, предлоги – короткие полоски. Формирование грамматического строя может строиться по следующим разделам.

Первый – образование множественного числа существительных. Педагог называет имена существительные в единственном числе, а ребёнок – во множественном. Предлог обучает дошкольников согласованию существительных с числами: он произносить сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок – в сочетании с другими числительными, например, один стул – два стула и т.д.

Работа над согласованием местоимений с существительными довольна проста. Педагог предлагает детям перечислить предметы, которые им принадлежат, например, моя кофта, мой галстук, моё украшение, мои книги.

При согласовании прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода, а такие при согласовании прилагательных с существительными множественного числа следует обратить внимание детей на то, что окончания будут различаться. Помочь ребёнку усвоить смысловое значение предметов – одна из задач педагога. Каждый предлог объясняется отдельно и демонстрируется наглядно с использованием игрушек, предметов или картинок. Обучение грамоте невозможно без словарной работы, поэтому третьим разделом в работе по развитию речи является расширение словарного запаса. Дети уточняют значения слов, узнают их с предметами и явлениями окружающего мира. Важен словарный запас не сам по себе, а умением активно им пользоваться. Словарь дошкольников обогащается существительными, глаголами, прилагательными, числительными, наречиями, предлогами, местоимениями преимущественно в процессе игр. Словарь обогащается и за счёт образования прилагательных от имён существительных, например при помощи игр «из чего сделаны?», Чей хвост, чья голова?». Употребление наречий отрабатывается при помощи наводящих вопросов: далеко или близко, жарко или холодно. Обогащается словарь ребёнка и благодаря однокоренным, родственным словам знакомству с антонимами, синонимами , паронимами и т.д.

Работу над словарём можно проводить в рамках специально организованной образовательной деятельности, а также в процессе целого ряда дидактических игр и игровых упражнений.

Развитие связной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитание культуры речи в целом. Это процесс сопровождается обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя и воспитанием звуковой культуры речи.

Использование диалогической и монологической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по данному направлению.

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенные темы. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, чтобы слушать и понимать речь взрослого отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей.

Существует несколько видов работ по формированию связной речи. Первый – пересказ литературных произведений – творческое воспроизведение литературного текста.

Важно правильно подбирать произведения для пересказа, лучше использовать короткие рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, народные сказки и других.

Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:

*вводная беседа, рассматривание художественных иллюстрации;

*выразительное прочтение литературного произведения педагогом , выделение интонаций диалогов и наиболее интересных моментов текста;

*беседы о содержании и форме прочитанного произведения (вопросы по тексту);

*повторное чтение литературного произведения, установка на внимательное прослушивание содержания и его запоминание;

*пересказ произведения (обращается внимание на грамматически правильное построение предложения, связность и последовательность пересказа). Небольшой рассказ ребёнок пересказывает целиком, большой можно разделить на части. Если возникнут затруднения при пересказе, дошкольнику можно задать наводящие вопросы.

Второй вид рабаты – рассказывание по картинке.

Для этого можно использовать как предметные, так и сюжетные картины. Задача педагога – научить детей видеть не только то, что на ней изображено, но и то, что может оставаться «за кадром». Описывая картину, дошкольники чаще всего называют мелкие предметы, не замечая главного.

Задача педагога обучить дошкольников правильно строить рассказ по картине. Работу следует начинать с рассматривания. С помощью наводящих вопросов дошкольник должен подчеркнуть самое главное, наметить сюжетную линию. Важно научить замечать всё: фон, пейзаж, состояние погоды, цветовое решение, эмоциональное состояние героев, во что они одеты, чем занимаются и т.д.

В работе по составлению рассказов по пейзажным картинкам большое значение придаётся упражнениям на подбор определений и сравнений. Важно правильно выбирать картины. Они должны быть большого размера, хорошего качества, красочные, достоверные, эстетически и художественно правильно оформленные.

Развивать связную речь также можно при помощи рассказов из опыта ребёнка. Основной темой для них может стать повседневная жизнь дошкольника, впечатления об увиденном, услышанном на прогулках, праздниках, поездах. Ребёнок самостоятельно строит рассказ, вспоминая наиболее интересные моменты. Педагог внимательно слушает, при необходимости задаёт вопросы и поправляет.

Следующий способ формирования связной речи – творческий рассказ. Дошкольник должен самостоятельно продумать содержание рассказа, логически выстроить и облечь соответствующую словесную форму.

Пятым разделом работы по развитию речи дошкольников является – развитие мелкой моторики. Тренировать пальцы рук можно уже полугодовалому ребёнку. Очень полезен массаж, сгибание и разгибание пальчиков. Систематические упражнения наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики оказывает хорошие влияние на формирование речи, на подготовку руки дошкольника к письму. Можно предложить следующие виды упражнений для детей: две – три минуты сгибать и разгибать пальчики катать шарики, нанизывать бусы на леску, застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и др.

Хорошо развитая мелкая моторика будет способствовать успешному формированию навыков письма – совершено новому для дошкольника виду деятельности. Необходимо научить держать карандаш, раскрашивать рисунки цветными карандашами, рисовать по трафарету. Существуют такие интересные виды упражнений по развитию руки, как дописывание не законченной буквы (начинаем с О,З,С), обводка плавных линий, неписанных букв, прописи, штриховки. Ребёнок должен уметь ориентироваться на листе бумаги, различать листы в клеточку и в линейку, знать, где вверх, низ, середина листа, рабочая строка, поля, начало и конец написания элемента. Очень полезны графические диктанты.

Следующий раздел – обучение чтению. Важно на первом этапе заинтересовать ребёнка. Нельзя заставлять его автоматически запоминать буквы и слоги. Ему это не интересно. Лучше играть с буквами. Игр можно придумать много. Например, игра «Угадай – ка»: на столе выкладывается не меньше пяти букв, убрав одну из них, дошкольник отгадывает, какая исчезла, и возвращает её на место. В игре» Прочитайте слова» ребёнку нужно дописать часть буквы, которую стёрла шалунья – резинка. Можно обводить указательным пальцем ведущей руки буквы, вырезанные из мелкой наждачной бумаги. Ребёнок легче запоминает образы и элементы букв.

Таким образом, развитие речи предполагает постепенное и последовательное освоение ребёнком разных её компонентов. Ускорение этого процесса, как родителями, так и педагогами может привести к различным речевым нарушениям. Все дошкольное детство – это в той или иной степени подготовка к вступлению ребёнка в новую, более взрослую жизнь. И если он уверен в своих силах, логически размышляет и рассуждает, используя чёткую, красивую, грамматически правильно оформленную речь, ему легко идти дальше, узнавая с каждым днём всё больше интересного и познавательного.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!