СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие речи дошкольников через использование речевых игр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие речи дошкольников через использование речевых игр»

Тюряпина Нурия Фатыховна

 

1 кв. категория, МБДОУ №119, учитель-логопед, г. Архангельск

E-mail:anna9095548830anna@jandex.ru

Важной и необходимой работой по подготовке детей  к школе является работа по обучению детей грамоте. Это предполагает систематическое ознакомление детей с элементами языка и приобщение  их  к языковой действительности, формирование у них четких представлений об особенностях звуков речи, о звуковом и слоговом составе слова. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых  первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам как:

  1. Развитый речевой слух
  2. Четкая артикуляция звуков родного языка (обеспечивает правильное проговаривание)
  3. Знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой
  4. Выработка гибкости и точности руки, глазомера, чувство ритма и пр.

Основой обучения детей грамоте является работа  не с буквами, а со звуками человеческой речи.  «Сознательно читать и писать может тот , кто понял звуко-слоговое строение слова» утверждал К.Д. Ушинский. Обучаясь, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника очень сложны. Крайне важно создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая бы способствовала возникновению у ребенка желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра  помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные дети раскрываются. «Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то что , надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать,  сочинять, придумыватьвот, что необходимо ребенку» говорил Джанни Родари. Игра для ребенка дошкольного возраста – основной вид деятельности. Речевые игры способствуют выполнению важных задач:

    • Психологически готовят детей к речевому общению
    • Обеспечивают многократное повторение речевого материала
    • Тренируют в выборе нужного речевого материала
    • Побуждают к общению детей друг с другом

Речевые игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи, и т.д.

Речь ребенка формируется поэтапно. На каждом возрастном этапе решаются свои задачи. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Благодаря разнообразию речевых игр и упражнений у дошкольника формируется:

  • Четкость произношения каждого слова
  • Грамотность
  • Ясность
  • Умение правильно формулировать свою мысль
  • Развитие монологической и диалогической речи
  • Умение общения с окружающими

Игра становится формой общения, сотрудничества, сотворчества взрослого и ребенка, той формой обучении, которая не требует дополнительных стимулов. К.Д.Ушинский считал ,что обучение грамоте может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими , логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Поэтому мною широко используются на занятиях игровые приемы и дидактические игры и упражнения, для того, чтобы легче заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание. Это обеспечивает успех совместных занятий, делает их увлекательными и желанными, достигается максимальный развивающий эффект, способствует улучшению речевой деятельности.

Систематическое использование речевых игр  в коррекционной работе и при подготовке детей  к обучению грамоте дает возможность более успешно выполнять основные задачи коррекционно-образовательной программы. Речевое развитие детей и качество коррекционной работы гораздо эффективнее  там, где включаются речевые игры и упражнения т.к. игровая деятельность вызывает у ребенка желание заниматься, обучаться, познавать новое.

Речевые игры можно использовать на всех этапах работы с детьми : в процессе развития артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, охватывая разные стороны речевого развития - лексическую, грамматическую, связную, на разных этапах занятия и видах работы: индивидуальной, подгрупповой, фронтальной.

Я считаю, что исходным принципом обучения грамоте детей является «добуквенный», чисто звуковой период обучения. Данный период занимает много сил и времени, но именно от пропедевтики зависит успешность дальнейшего формирования навыков чтения и письма. Поэтому подготовительным играм отводится также достаточное внимание.

 

Условно игры по речевому развитию и  подготовке детей к обучению грамоте можно распределить по следующим направлениям:

  1. подготовительные игры на развитие
  • слухового внимания
  • речевого слуха
  • фонематического слуха
  • артикуляционной моторики
  • физиологического дыхания
  • речевого дыхания
  • голоса
  1. игры на формирование правильного звукопроизношения
  • звуковой анализ
  • знакомство со звуками
  • автоматизация звуков
  • дифференциация звуков
  1. игры на формирование грамматического строя речи

                                                            слово:

  • существительные
  • прилагательные
  • глаголы
  • числительные
  • местоимения
  • наречия
  • сложные слова (образование)                                                             предложение: 
  • простые предложения
  • простые распространенные
  • предлоги в предложениях
  • сложные предложения                                                             формирование связной речи:
  • диалоги
  • пересказы
  • рассказы  
  1. работа над буквой
  2. пальчиковая гимнастика
  3. психогимнастика
  4. физкультминутки

При отборе речевого материала желательно опираться на следующие принципы:

  1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых игр научно обоснованными и практически опробованными методиками.
  2. Принцип системности – решение поставленных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
  3. Принцип результативности и гарантированности – гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня психического развития детей. В результате использование речевых логопедических игр и упражнений, в разнообразных видах деятельности детей и формах проведения коррекционной работы, способствует оптимизации  обучения, выработке правильного произношения и развитию речи, формирует у ребенка потребность в овладении речью и является эффективным средством подготовки детей к обучению грамоте.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Литература: 1.Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки.   СПб. 1999г. 2. Васильева С.А. Логопедические игры для дошкольников. М. 199г. 3. Дошкольная логопедическая служба. Сборник. М.2006г. 4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. М.2003г. 5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.1994г. 6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.   М.2006г.

Просмотр содержимого документа
««Развитие речи дошкольников через использование речевых игр»»

Дидактические игры и пособия для подготовки дошкольников к обучению грамоте

Уважаемые родители! Эти книги помогут Вам подготовить своего малыша к школе. Они подскажут ,как правильно заниматься с ребенком дома. Вы вместес ним весело и успешно подготовитесь к школе, научитете читать ,писать и учиться. Желаю Вам успехов. По всем вопросам пишите в контакте. Суважением Анна Федоровна.

Аннотация к книге "Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет. Конспекты занятий. ФГОС ДО"

В предлагаемом пособии представлены занятия по обучению чтению детей 6-7-летнего возраста, в которых на основе положений ФГОС ДО органично сочетаются различные виды детской деятельности, нацеленные на развитие у ребенка фонематического слуха, внимания, мышления, речи, воображения, пространственных представлений, мелкой моторики рук.
Проведение занятий в форме заочных экскурсий, путешествий, прогулок, а также использование в ходе обучения рисунков, сюжетных и предметных картинок, карточек, таблиц позволяет сделать их более содержательными и интересными.
Адресовано воспитателям дошкольных образовательных организаций, учителям-логопедам, студентам педагогических учебных заведений, родителям для организации интересной совместной деятельности по эффективному обучению детей чтению.
2-е издание, исправленное.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/488428/point/gm/?gclid=EAIaIQobChMIiNu-1v-r3QIVDsh3Ch2MfQg4EAEYASAEEgIkL_D_BwE

Автор: Рыбникова Ольга Михайловна

Редактор: Перепелкина А. В.

Издательство: Учитель, 2017 г.

Серия: Образовательное пространство ДОУ
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/488428/point/gm/?gclid=EAIaIQobChMIiNu-1v-r3QIVDsh3Ch2MfQg4EAEYASAEEgIkL_D_BwE



Аннотация к книге "Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС"

В соответствии с ФГОС ДО, дошкольные образовательные организации при составлении основной образовательной программы могут использовать кроме примерной образовательной программы дошкольного образования и парциальные программы. Одной из таких программ является парциальная программа "Обучение грамоте детей дошкольного возраста". Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы дошкольников и членов их семей и предназначена для обучения грамоте детей дошкольного возраста в различных подразделениях ДОО, в учреждениях дополнительного образования, в семье. Парциальная программа может использоваться при составлении основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе любой примерной образовательной программы. Рекомендована учителям-логопедам и воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования, родителям дошкольников.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/481413/point/gm/?gclid=EAIaIQobChMIiNu-1v-r3QIVDsh3Ch2MfQg4EAEYASAGEgIqn_D_BwE

Автор: Нищева Наталия Валентиновна

Редактор: Ермолаев С. Д.

Издательство: Детство-Пресс, 2018 г.

Серия: Младший дошкольник

Жанр: Обучение письму. Прописи
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/481413/point/gm/?gclid=EAIaIQobChMIiNu-1v-r3QIVDsh3Ch2MfQg4EAEYASAGEgIqn_D_BwE

Аннотация к книге "Обучение грамоте в детском саду и дома. ФГОС ДО"

Книга поможет ребенку научиться не только читать и писать, но и освоить звуковой разбор слова, составлять схемы слов и предложений. Представленные в книге занятия постепенно подготовят руку ребенка к письму, научат правильно вписывать печатные буквы в клеточки. Присутствие на страницах книги веселого Грамотейки привнесет в занятия атмосферу игры.
Для детей и родителей, логопедов и педагогов.
Выучить с ребенком алфавит, наверное, смогут все родители. Но обучение грамоте предполагает знакомство ребенка и с большим количеством понятий и терминов, с которыми он встретится сначала в подготовительной группе детского сада, а потом и в школе.
Наша книга поможет родителям объяснить детям, что такое звук и буква, слог и ударение, слово и предложение. Дошкольники не только научатся писать печатные буквы, но и составлять схемы слов, предложений.


Подробнее: https://www.labirint.ru/books/527915/point/gm/?targetid=pla-192414835496&point=grbpod&gclid=EAIaIQobChMI-5GG0vmr3QIVBamaCh17Bw0UEAQYAyABEgL9C_D_BwE

Автор: Савицкая Надежда Михайловна

Художник: Смирнова З.Ланская И.

Редактор: Кондакова Т.

Издательство: Литера, 2016 г.

Серия: Готовимся к школе
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/527915/point/gm/?targetid=pla-192414835496&point=grbpod&gclid=EAIaIQobChMI-5GG0vmr3QIVBamaCh17Bw0UEAQYAyABEgL9C_D_BwE










Аннотация к книге "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Учебно-методическое пособие. ФГОС"

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей индивидуально занимающихся подготовкой детей к школе. 
Все занятия систематизированы по трем основным темам и в определенной последовательности. 
Разработано в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.


Подробнее: https://www.labirint.ru/books/469656/point/gm/?targetid=pla-192414835496&point=grbpod&gclid=EAIaIQobChMI-5GG0vmr3QIVBamaCh17Bw0UEAQYAiABEgIWSvD_BwE

Автор: Затулина Галина Яковлевна

Редактор: Андрюкова Е. А.

Издательство: Центр педагогическогообразования, 2014 г.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/469656/point/gm/?targetid=pla-192414835496&point=grbpod&gclid=EAIaIQobChMI-5GG0vmr3QIVBamaCh17Bw0UEAQYAiABEgIWSvD_BwE









Аннотация к книге "Обучение грамоте"

Книга для педагогов и родителей, занимающихся подготовкой дошкольников к поступлению в первый класс общеобразовательной школы. В ней разработан полный тематический курс для групповых или индивидуальных занятий по обучению чтению и письму, даны методические рекомендации для наставников. Программа предложенных занятий полностью соответствует принятым учебным стандартам и нацелена на всестороннее развитие дошкольника.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/251286/point/gm/?targetid=pla-192414835496&point=grbpod&gclid=EAIaIQobChMI-5GG0vmr3QIVBamaCh17Bw0UEAQYASABEgKZLvD_BwE

Автор: Чистякова Ольга Викторовна

Художник: Анциферова О.Могутова И.

Редактор: Ерманова Марина Станиславовна

Издательство: Литера, 2018 г.

Серия: Подготовительный класс

Жанр: Обучение чтению. Буквари
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/251286/point/gm/?targetid=pla-192414835496&point=grbpod&gclid=EAIaIQobChMI-5GG0vmr3QIVBamaCh17Bw0UEAQYASABEgKZLvD_BwE









Аннотация к книге "Обучение дошкольников грамоте по методикам Д.Б.Эльконина, Л.Е.Журовой, Н.В.Дуровой. Программа"

В пособии излагается программа подготовки к обучению грамоте в детском саду, даются методические рекомендации, описывается демонстрационный материал таблиц "Ступеньки грамоты", особенности работы с ним и с другими книгами УМК. Приводятся примерные планы и конспекты занятий в средней, старшей и подготовительной группах (всего 100 занятий). Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста. Приводятся примерные планы игр-занятий в средней, старшей и подготовительной группах детского сада.
Книга как методическое пособие может быть использована студентами педагогических вузов, воспитателями детских садов, а также учителями начальных классов.


Подробнее: https://www.labirint.ru/books/307388/point/gm/?targetid=pla-192414835496&point=grbpod&gclid=EAIaIQobChMI-5GG0vmr3QIVBamaCh17Bw0UEAQYBSABEgLQJfD_BwE

Редактор: Шестернина Н. Л.

Издательство: Школьная пресса, 2016 г.

Серия: УМК Обучение дошкольников грамоте
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/307388/point/gm/?targetid=pla-192414835496&point=grbpod&gclid=EAIaIQobChMI-5GG0vmr3QIVBamaCh17Bw0UEAQYBSABEgLQJfD_BwE















Картотека дидактических игр и упражнений.

 в подготовительной группе:

 «Овладение основами первоначальной грамоты»

Дид. игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

Дид. игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дид. игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дид игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Дид. игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дид. игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Дид. игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Дид. игра «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!