СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы работы по созданию текста типа описания на уроках русского языка в 5-8 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разделение работы по созданию текста типа описания на этапы позволяет заострить внимание на выработке определенных навыков, необходимых для написания текста.

Просмотр содержимого документа
«Этапы работы по созданию текста типа описания на уроках русского языка в 5-8 классах»

Этапы работы  по созданию текста  типа описания  на уроках русского языка  в 5-8 классах МБОУ Школа №5 г.о.Самара Учитель русского языка и литературы Петрова Оксана Владимировна

Этапы работы по созданию текста типа описания на уроках русского языка в 5-8 классах

МБОУ Школа №5 г.о.Самара

Учитель русского языка и литературы

Петрова Оксана Владимировна

Обучение созданию текстов  (по опыту Т.Л.Дик) Этапы работы 1.Анализируем фрагменты текстов 2.Отделяем важное от второстепенного 3.Отделяем факт от интерпретации 4.Анализируем композицию и идею описательного текста 5.Составляем копилку слов и образов, основанных на разных способах восприятия

Обучение созданию текстов (по опыту Т.Л.Дик)

Этапы работы

1.Анализируем фрагменты текстов

2.Отделяем важное от второстепенного

3.Отделяем факт от интерпретации

4.Анализируем композицию и идею описательного текста

5.Составляем копилку слов и образов, основанных на разных способах восприятия

Описательные приёмы описать своё восприятие с помощью разных органов чувств; описать своё ощущение, перенести значимую информацию с героев на себя (я так чувствую, мне от этого так-то...); сравнить объект с чем-то, т.е. найти общие значимые черты для двух непохожих объектов; использовать метафоризацию, одушевление, персонификацию.

Описательные приёмы

  • описать своё восприятие с помощью разных органов чувств;
  • описать своё ощущение, перенести значимую информацию с героев на себя (я так чувствую, мне от этого так-то...);
  • сравнить объект с чем-то, т.е. найти общие значимые черты для двух непохожих объектов;
  • использовать метафоризацию, одушевление, персонификацию.
Опишите по-разному

Опишите по-разному

Опишите по-разному

Опишите по-разному

Цель первого задания создать небольшой описательный текст по одной картинке. В созданном тексте подчеркивают существительные и прилагательные, определяют их роль . Затем пробуют описать себя через сравнение с кем-то или чем-то. - Какие органы чувств участвуют в восприятии объекта описания? - Запишите факт и образ, который он рождает.

Цель первого задания

создать небольшой описательный текст по одной картинке. В созданном тексте подчеркивают существительные и прилагательные, определяют их роль . Затем пробуют описать себя через сравнение с кем-то или чем-то.

- Какие органы чувств участвуют в восприятии объекта описания?

- Запишите факт и образ, который он рождает.

Отделяем важное от второстепенного Посмотрите на портрет мальчика Генки. Какой он? Запишите три определения. Они про характер (состояние Генки) или про ваше восприятие?  Выделаем существенные детали: весёлая улыбка, ямочки на щечках, зажмуренные глаза, спутанные волосы. Попробуйте понять, в чём значимость каждой. Детали, которые создают у нас определённое впечатление, но не всегда могут говорить о характере героя: оттопыренные уши, веснушки, недостаток переднего зуба.  Несущественные детали : светлые волосы, короткая стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос.

Отделяем важное от второстепенного

Посмотрите на портрет мальчика Генки. Какой

он? Запишите три определения. Они про характер

(состояние Генки) или про ваше восприятие?

Выделаем существенные детали: весёлая улыбка,

ямочки на щечках, зажмуренные глаза, спутанные

волосы.

Попробуйте понять, в чём значимость

каждой.

Детали, которые создают у нас определённое

впечатление, но не всегда могут говорить о

характере героя: оттопыренные уши, веснушки,

недостаток переднего зуба.

Несущественные детали : светлые волосы, короткая

стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос.

Отделяем факт от интерпретации  Как выяснилось чуть позже, новенький был русский. Среднего роста, в белой, не первой свежести рубашке с оторванной пуговицей, в джинсах за десять евро из самого дешёвого магазина и бесформенных коричневых башмаках, похожих на дохлых крыс . А ещё у него были какие-то нереально высокие скулы и щёлочки вместо глаз . Эти щёлочки – первое, на что все обращали внимание. Он выглядел, как монгол , и было абсолютно не понять, куда он смотрит. Рот у него был чуть-чуть приоткрыт с одной стороны... Руки у него были накачанные, на одной – большой шрам. Ноги относительно тонкие, а голова какая-то угловатая .

Отделяем факт от интерпретации

Как выяснилось чуть позже, новенький был русский. Среднего роста, в белой, не первой свежести рубашке с оторванной пуговицей, в джинсах за десять евро из самого дешёвого магазина и бесформенных коричневых башмаках, похожих на дохлых крыс . А ещё у него были какие-то нереально высокие скулы и щёлочки вместо глаз . Эти щёлочки – первое, на что все обращали внимание. Он выглядел, как монгол , и было абсолютно не понять, куда он смотрит. Рот у него был чуть-чуть приоткрыт с одной стороны... Руки у него были накачанные, на одной – большой шрам. Ноги относительно тонкие, а голова какая-то угловатая .

Анализ текстов с точки зрения композиции - Внимательно прочитайте текст, подчёркивая слова и словосочетания, описывающие что-то с помощью восприятия органами чувств . - Подчеркните все сравнения . По какому признаку сравнивается один объект с другим? Подпишите сверху. - О чём этот текст? Сформулируйте идею этого текста , т.е. некоторое обобщённое утверждение, доказательством и примером к которому мог бы быть этот текст? - Какова структура этого текста ? Поделите (графически) текст на смысловые части. Равны ли они по объёму? Насколько удачно такое соотношение частей? Кратко запишите свои мысли об устройстве этого текста. - Пробуем писать свой текст .

Анализ текстов с точки зрения композиции

- Внимательно прочитайте текст, подчёркивая слова и словосочетания, описывающие что-то с помощью восприятия органами чувств .

- Подчеркните все сравнения . По какому признаку сравнивается один объект с другим? Подпишите сверху.

- О чём этот текст? Сформулируйте идею этого текста , т.е. некоторое обобщённое утверждение, доказательством и примером к которому мог бы быть этот текст?

- Какова структура этого текста ? Поделите (графически) текст на смысловые части. Равны ли они по объёму? Насколько удачно такое соотношение частей? Кратко запишите свои мысли об устройстве этого текста.

- Пробуем писать свой текст .

Составляем копилку слов и образов (метафор  и сравнений), основанных на разных способах  восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) Что я вижу? Что я слышу? Чем пахнет? Какое это на вкус? Как на ощупь?

Составляем копилку слов и образов (метафор и сравнений), основанных на разных способах восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус)

Что я вижу?

Что я слышу?

Чем пахнет?

Какое это на вкус?

Как на ощупь?

Напишите свой описательный текст на любую из тем: • Я в момент занятия любимым делом. • Моя комната после того, как ушли друзья .  Используйте свои знания о роли определённых частей речи, описательных приёмов, структуре текста, важности идеи.

Напишите свой описательный текст на любую из тем:

Я в момент занятия любимым делом.

Моя комната после того, как ушли друзья .

Используйте свои знания о роли определённых частей речи, описательных приёмов, структуре текста, важности идеи.

Ориентировочная структура текста • Завязка (предыстория, настрой читателя на определённый лад, объяснение нужного (место объекта с мире), шутка, воспоминание, парадокс и т.п.) • Собственно описание : 1.Каждой детали целого / временного промежутка. 2.Последующая интерпретация приведённых фактов и описание своего состояния / восприятия. • Заключение-вывод : тезис-вывод, вопрос (себе или читателю), новая мысль (в форме вопроса или утверждения), авторская оценка, и т.д.

Ориентировочная структура текста

Завязка (предыстория, настрой читателя на определённый лад, объяснение нужного (место объекта с мире), шутка, воспоминание, парадокс и т.п.)

Собственно описание :

1.Каждой детали целого / временного промежутка.

2.Последующая интерпретация приведённых фактов и описание своего состояния / восприятия.

Заключение-вывод : тезис-вывод, вопрос (себе или читателю), новая мысль (в форме вопроса или утверждения), авторская оценка, и т.д.

Критерии оценивания  созданного текста 1.Для описания объекта отобраны значимые черты в соответствии с замыслом текста (мы понимаем, почему акцент именно на этих признаках) 2.Использованы приёмы , позволяющие посмотреть на описываемый объект с помощью разных органов чувств . 3.Высказано отношение к описанному объекту (факт и интерпретация). 4.В тексте уместно использованы наречия (прилагательные) разных разрядов. 5.Текст логично поделён на абзацы . 6.Каждая смысловая часть текста работает на идею текста (нет посторонней информации). 7.Последовательность событий не нарушена (нет логических ошибок).

Критерии оценивания созданного текста

1.Для описания объекта отобраны значимые черты в соответствии с замыслом текста (мы понимаем, почему акцент именно на этих признаках)

2.Использованы приёмы , позволяющие посмотреть на описываемый объект с помощью разных органов чувств .

3.Высказано отношение к описанному объекту (факт и интерпретация).

4.В тексте уместно использованы наречия (прилагательные) разных разрядов.

5.Текст логично поделён на абзацы .

6.Каждая смысловая часть текста работает на идею текста (нет посторонней информации).

7.Последовательность событий не нарушена (нет логических ошибок).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!