Этапы работы по созданию текста типа описания на уроках русского языка в 5-8 классах
МБОУ Школа №5 г.о.Самара
Учитель русского языка и литературы
Петрова Оксана Владимировна
Обучение созданию текстов (по опыту Т.Л.Дик)
Этапы работы
1.Анализируем фрагменты текстов
2.Отделяем важное от второстепенного
3.Отделяем факт от интерпретации
4.Анализируем композицию и идею описательного текста
5.Составляем копилку слов и образов, основанных на разных способах восприятия
Описательные приёмы
- описать своё восприятие с помощью разных органов чувств;
- описать своё ощущение, перенести значимую информацию с героев на себя (я так чувствую, мне от этого так-то...);
- сравнить объект с чем-то, т.е. найти общие значимые черты для двух непохожих объектов;
- использовать метафоризацию, одушевление, персонификацию.
Опишите по-разному
Опишите по-разному
Цель первого задания
создать небольшой описательный текст по одной картинке. В созданном тексте подчеркивают существительные и прилагательные, определяют их роль . Затем пробуют описать себя через сравнение с кем-то или чем-то.
- Какие органы чувств участвуют в восприятии объекта описания?
- Запишите факт и образ, который он рождает.
Отделяем важное от второстепенного
Посмотрите на портрет мальчика Генки. Какой
он? Запишите три определения. Они про характер
(состояние Генки) или про ваше восприятие?
Выделаем существенные детали: весёлая улыбка,
ямочки на щечках, зажмуренные глаза, спутанные
волосы.
Попробуйте понять, в чём значимость
каждой.
Детали, которые создают у нас определённое
впечатление, но не всегда могут говорить о
характере героя: оттопыренные уши, веснушки,
недостаток переднего зуба.
Несущественные детали : светлые волосы, короткая
стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос.
Отделяем факт от интерпретации
Как выяснилось чуть позже, новенький был русский. Среднего роста, в белой, не первой свежести рубашке с оторванной пуговицей, в джинсах за десять евро из самого дешёвого магазина и бесформенных коричневых башмаках, похожих на дохлых крыс . А ещё у него были какие-то нереально высокие скулы и щёлочки вместо глаз . Эти щёлочки – первое, на что все обращали внимание. Он выглядел, как монгол , и было абсолютно не понять, куда он смотрит. Рот у него был чуть-чуть приоткрыт с одной стороны... Руки у него были накачанные, на одной – большой шрам. Ноги относительно тонкие, а голова какая-то угловатая .
Анализ текстов с точки зрения композиции
- Внимательно прочитайте текст, подчёркивая слова и словосочетания, описывающие что-то с помощью восприятия органами чувств .
- Подчеркните все сравнения . По какому признаку сравнивается один объект с другим? Подпишите сверху.
- О чём этот текст? Сформулируйте идею этого текста , т.е. некоторое обобщённое утверждение, доказательством и примером к которому мог бы быть этот текст?
- Какова структура этого текста ? Поделите (графически) текст на смысловые части. Равны ли они по объёму? Насколько удачно такое соотношение частей? Кратко запишите свои мысли об устройстве этого текста.
- Пробуем писать свой текст .
Составляем копилку слов и образов (метафор и сравнений), основанных на разных способах восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус)
Что я вижу?
Что я слышу?
Чем пахнет?
Какое это на вкус?
Как на ощупь?
Напишите свой описательный текст на любую из тем:
• Я в момент занятия любимым делом.
• Моя комната после того, как ушли друзья .
Используйте свои знания о роли определённых частей речи, описательных приёмов, структуре текста, важности идеи.
Ориентировочная структура текста
• Завязка (предыстория, настрой читателя на определённый лад, объяснение нужного (место объекта с мире), шутка, воспоминание, парадокс и т.п.)
• Собственно описание :
1.Каждой детали целого / временного промежутка.
2.Последующая интерпретация приведённых фактов и описание своего состояния / восприятия.
• Заключение-вывод : тезис-вывод, вопрос (себе или читателю), новая мысль (в форме вопроса или утверждения), авторская оценка, и т.д.
Критерии оценивания созданного текста
1.Для описания объекта отобраны значимые черты в соответствии с замыслом текста (мы понимаем, почему акцент именно на этих признаках)
2.Использованы приёмы , позволяющие посмотреть на описываемый объект с помощью разных органов чувств .
3.Высказано отношение к описанному объекту (факт и интерпретация).
4.В тексте уместно использованы наречия (прилагательные) разных разрядов.
5.Текст логично поделён на абзацы .
6.Каждая смысловая часть текста работает на идею текста (нет посторонней информации).
7.Последовательность событий не нарушена (нет логических ошибок).