Раннее выявление семей, находящихся в СОП, и формирование банка данных. Для этого используют, например, социальный паспорт школы, в который вносят все семьи группы риска. Информацию о проблемных семьях могут предоставить инспектор ПДН, социальные работники и другие специалисты.
Профилактическая работа. Включает обмен информацией по вопросам учёбы, поведения ребёнка, семейного воспитания. Также проводят вовлечение детей в кружки, контроль за посещением учебного заведения, совместные рейды по семьям.
Просветительская работа. Предполагает знакомство в области педагогики, психологии, права. Проводят мероприятия, классные часы, родительские собрания, выступления на психолого-педагогических семинарах и консилиумах.
Коррекционно-развивающая работа. Предполагает выявление неблагополучия в системе отношений ребёнка со взрослыми и сверстниками, корректировку педагогических позиций учителей и родителей. Также оказывают помощь в разрешении конфликтных ситуаций и обучают приёмам и методам бесконфликтного взаимодействия.
Консультативная работа. Направлена на решение возникших проблем и проблем, выявленных в процессе психолого-педагогического сопровождения. Консультируют по вопросам профессионального определения ребёнка, разрешения конфликтов, особенностей его взаимодействия со сверстниками и другим.
После проведения социальной диагностики разрабатывают индивидуальную программу или план работы с семьёй, находящейся в СОП. В нём определяют цели и задачи, формы и методы работы, устанавливают сроки проведения конкретных мероприятий.