СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы развития государственно-исламских отношений в России

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показаны основные направления политики Советского государства в отношении ислама. Стратегическое отношение к исламу как идеологическому оппоненту социалистического общества. Тактическое отношение – политика временных уступок и тотального уничтожения.  В силу своего геополитического положения ислам  на протяжении всего советского периода всегда оказывал значительное влияние на внешнюю и внутреннюю политику Советского государства.

Просмотр содержимого документа
«Этапы развития государственно-исламских отношений в России»

В работе на основе комплексного исторического подхода раскрыта региональная специфика государственно-исламских отношений в Оренбуржье, создана целостная региональная историческая картину положения ислама в Оренбургской области в советский период. Специфика государственно-мусульманских отношений в Оренбургском регионе включает в себя следующее: отделение религии от государства, политика «двойных стандартов», роль Центрального Духовного управления мусульман Европейской России и Сибири, массовые репрессии, массовый героизм верующих, встраивание ислама в сферу государственных отношений и в международную политику в послевоенный период, роль уполномоченного в Чкаловской области от Совета по делам религиозных культов, авторитарное администрирование государственно-мусульманских отношений, антирелигиозная пропаганда, «афганский синдром», либерализация религиозной жизни, борьба с международным терроризмом, создание Оренбургского муфтията.

В работе показаны основные направления политики Советского государства в отношении ислама. Стратегическое отношение к исламу как идеологическому оппоненту социалистического общества. Тактическое отношение – политика временных уступок и тотального уничтожения. В силу своего геополитического положения ислам на протяжении всего советского периода всегда оказывал значительное влияние на внешнюю и внутреннюю политику Советского государства.

Несмотря на декларацию свободы исповедания религий и предпринятую попытку использования мусульман в политической борьбе и для укрепления советской власти в национальных регионах, ислам и мусульмане стали объектами репрессивной политики советского государства. Причинами такой политики в отношении ислама как религии и мусульманского духовенства выявлены следующие:

1) Атеистическая идеология государства, которая рассматривала религию как пережиток прошлого, иллюзорное отражение мира, который должен исчезнуть при коммунизме.

2) Классовая борьба с духовенством как части эксплуататорского общества, как классового врага пролетариата. Усиление этой классовой борьбы с религией было провозглашено на пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 года.

3) Политическая тоталитарная причина, связанная с ликвидацией всех политических противников советской власти, всех инакомыслящих в обществе, подчинение всех граждан единой атеистической идеологии.

4) Экономическая причина, связанная с изъятием материальных ценностей у религиозных общин и лишения их средств к существованию. Закрытие мечетей усилилось в период политических компаний власти по коллективизации сельского хозяйства и индустриализации первой половине 1930-х гг.

5) Правовая причина (нигилизм), лишавшая религию юридических гарантий неприкосновенности и общественных функций, ограничение гражданских прав и свободы совести у верующих.

6) Лишение государством материальной базы религии ислама в силу экспроприации и разрушения религиозного имущества и зданий (мечетей).

История советского ислама насчитывает шесть периодов и имеет следующую специфику.

Первый период связан с десятилетием советской власти (1917-1927 гг.), когда существовал определенный временный баланс сил в государственно-исламских отношениях, где ислам использовался для укрепления власти в национальных окраинах государства. Основным центром советского мусульманства являлось основанное в Уфе в 1920 г. Центральное Духовное управление мусульман Европейской России и Сибири (ЦДУМ). Деятельность ислама контролировалась Отделом (позднее Комиссией) по вопросам культов при ВЦИК и органами госбезопасности ВЧК-ОГПУ. Период с 1917 по 1927 годы характеризуется относительной религиозной свободой мусульман, когда советская власть были вынуждена считаться с сохранением мусульманской веры частью населения и пыталась использовать мусульманское населения для укрепления своей власти. Она стремились задействовать мусульман в качестве инструмента своей внешней политики в странах мусульманского Востока. Фактически в отношении ислама была занята политика «двойных стандартов»: формально объявлялась свобода совести и неприкосновенность традиций ислама, а фактически был взят курс на его постепенное уничтожение. Советская власть умело сыграла на националистических чувствах мусульман, предоставив им региональные автономии и перетянув большинство мусульман под социальными лозунгами из-под влияния «белых». Атеистическая идеология Советского государства преследовала цели активизации антирелигиозной пропаганды среди мусульман и формирования светского нового человека. Мусульманам приходилось идти на большие уступки новой власти, чтобы сохранить те оставшиеся ограниченные права в религиозной жизни.

Второй период (1928-1940 гг.) связан с активной фазой борьбы с религией в условиях обострения классовой борьбы, проведения коллективизации и индустриализации страны. Это период беспощадного разгрома ислама, как и всех других религий в СССР. Мечети в массе своей закрывались, служители исламского культа репрессировались, мусульманские духовные структуры ликвидировались репрессивными органами ОГПУ-НКВД, работа ЦДУМ была заморожена. Масштабная картина советских репрессий в отношении ислама и мусульманского духовенства показывает какой трудный путь прошла мусульманская община Оренбургской области в эти годы. В хронологической последовательности показывается, как раскручивается маховик репрессий, достигая своего пика в годы безбожной пятилетки (1932-1937 гг.). Многие муллы находились в местах лишения свободы. Не было ни одного мусульманского периодического издания. Подготовка кадров мусульманского духовенства не велась. Были прекращены хадж и паломничества к шиитским святым места. Среди мусульманской молодежи велась активная атеистическая пропаганда не только через школу, но и через обязательную службу в армии, где мусульмане (как и представители других конфессий) не имели возможности соблюдать религиозные обряды. Несмотря на фактическое уничтожение всех мусульманских общин в Оренбургской области, результаты переписи населения 1937 г. показали массовый героизм веры, большинство назвали себя верующими людьми.

Третий период (1941-1953 гг.) связан с начавшейся Великой Отечественной войной. В годы Великой Отечественной войны неофициально значительно смягчается отношение к исламу Советского руководства, происходит усиление мусульманских общин верующих, возвращается к служению мусульманское духовенство. На рост патриотического самосознания мусульман сыграло укрепление единства мусульманской уммы и освободительный характер войны, которая была объявлена священной (газават). Происходит частичная либерализация государственно-религиозных отношений с 1943 г. и встраивание религиозных общин в сферу государственных отношений в послевоенный период, использование религии как фактора международной политики государства. Война 1941-1945 гг. заставила руководство СССР в целях расширения политической устойчивости режима пойти на определенные уступки в области религии, в том числе и в отношении к исламу. Увеличилось число действующих мечетей, заработал ЦДУМ в Уфе. С 1944 г. был создан Совет по делам религиозных культов, который осуществлял, в частности, контроль мусульманских общин. В 1944-1945 гг. стало происходить укрепление государственно-мусульманских отношений: были расширены права мусульманских общин; открыты четыре духовных управлений мусульман в советских республиках; улучшилось материальное обеспечение общин в силу сбора закята, имевшего фиксированный размер; начали открываться мечети, мусульманское духовенство возвращалось из ссылок, открыто было паломничество в Саудовскую Аравию. Патриотизм стал одной из ведущих линий сотрудничества власти и исламских общин. Верующие стали более активно добиваться свободы совести в обществе. Прошедшая война стала испытанием для верующих и морально их сплотила, подняв религиозный дух. Мусульманские общины были легитимированы и встроены в гражданское общество СССР с ограниченным набором прав и обязанностей. Улучшению взаимоотношений между органами советской власти и мусульманскими религиозными организациями способствовало то, что после окончания войны советское правительство, в интересах сближения с мусульманскими государствами Ближнего Востока, использовало в активной просоветской позиции мусульманское духовенство. Частичная либерализация государственной политики к исламу была использована религиозными общинами для легализации своей деятельности и возобновления работы мусульманских общин.

Четвертый период (1954-1964 гг.) характеризуется усилением антирелигиозной политики Советского государства в условиях завершающей фазы строительства социализма. Происходит жесткое ограничение регистрации новых общин, сокращение существующих, старение духовенства и состава мусульманских общин. В период «хрущевской оттепели» исламские религиозные организации, как и все религии в стране, подверглись жесткому администрированию, произошло качественное и количественное сокращение верующих, закрыта значительная часть мечетей, усилилась антирелигиозная пропаганда.

Пятый период (1965-1985 гг.) характеризуется как относительно стабильный период в государственно-исламских отношениях. Происходит незначительный рост мечетей, наступает духовный кризис общин в силу подрыва социальных корней ислама, потери межпоколенных связей в обществе, усилением политики формирования атеистического советского человека. В этот период положение ислама значительно укрепилось в СССР, увеличилось количество приходов и священнослужителей, более чем в два раза выросло число верующих (с 24,4 млн. человек до 43,4 млн. человек), укрепилось материальное положение приходов. Тревожным явлением стало усиление радикальных и националистических движений в южных республиках СССР на фоне афганской войны.

Шестой период (1985-1990 гг.) вошел в историю как «перестройка», бурного изменения и реформирования социально-экономических отношений в обществе. Это период кризиса атеистической идеологии государства, начало освобождения от государственного диктата мусульманских общин, начало возрождения духовной жизни в исламе. Создается обширная сеть мечетей, увеличивается количество религиозных служителей, издается массовыми тиражами Коран. Либерализация общественно-политической жизни в СССР и празднование юбилейных дат в 1989 г. повлияла на подъем религиозных чувств мусульман СССР. В 1989-1991 гг. наблюдается активизация различных духовных управлений, происходит распад единства мусульман СССР в силу национального движения. В Оренбургской области жизнь мусульманских общин развивается в общем русле изменений, происходящих в государстве в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


  1. Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. 1967. Д. 2-с. Секретная переписка с Советом по делам религий и др. организациями. Информационный отчёт уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Оренбургской области за 1966 год. Л. 9.

  2. Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. Дело за 1981 г. Доклад председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР т. Куроедова В. А. Б/н.

  3. Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. Дело № 11 об открытии мечети в с. Мукменево Асекеевского района. Л. 1-3.

  4. Архив управления внутренней политики аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области. Секретная переписка с Советом по делам религиозных культов при СМ СССР. 18 февраля 1950 г. – 7 декабря 1962 г. Д. 2-с. Л. 10-13, 17, 20-21, 25, 44, 45.

  5. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. Р-133. Оп. 1. Д. 10. Л. 11, 39-42, 115-118 об.

  6. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 67.

  7. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 309. Л. 5.

  8. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Ед. хр. 172. Л. 21.

  9. ГАОО. Ф. 133. Оп. 1. Д. 10. Л. 115-118 об.

  10. ГАОО. Ф. 133. Оп. 1. Д. 10. Л. 39-42.

  11. ГАОО. Ф. 133. Оп. 1. Д. 10. Л. 52-52 об.

  12. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 166. Л. 20.

  13. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 173. Л. 115-121.

  14. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 173. Л. 5, 74.

  15. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 211. Л. 147.

  16. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 211. Л. 49.

  17. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 228. Л. 116.

  18. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 228. Л. 13-14.

  19. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 228. Л. 17.

  20. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 228. Л. 46-47.

  21. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 228. Л. 7-8.

  22. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 238. Л. 13.

  23. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 240. Л. 131.

  24. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 246. Л. 15-16.

  25. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 268. Л. 15.

  26. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 280. Л. 2-7.

  27. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 287. Л. 6.

  28. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 290. Л. 119.

  29. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 294. Л. 3.

  30. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 304. Л. 41.

  31. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 306. Л. 2.

  32. ГАОО. Ф. 617. Оп. 1. Д. 395. Л. 13.

  33. ГАПК. Ф. 1204. Оп. 2. Д. 18. Л. 124.

  34. Оренбургский государственный архив социально-политической истории (ОГАСПИ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1025. Л. 243-246.

  35. ОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 454. Л. 3.

  36. ОГАСПИ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 321. Л. 47.

  37. ОГАСПИ. Ф. 371. Оп. 14. Д. 173. Л. 6.

  38. ОГАСПИ. Ф. 371. Оп. 17. Д. 1325. Л. 4.

  39. ОГАСПИ. Ф. 371. Оп. 20. Д. 1321. Л. 59.

  40. ОГАСПИ. Ф. 371. Оп. 20. Д. 853. Л. 10.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Абдулатипов Р. Г. Судьбы ислама : История и перспективы. - М. : Мысль, 2002. – 317с.

2. Авксентьев A. B. Ислам на Северном Кавказе. – М., 1972.

3. Амелин В. В., Денисов Д. Н., Моргунов К. А. Религии Оренбургского края: систематическое описание в 3-х томах. Том 3. Ислам. Иудаизм. Бахаизм. Индуизм. Буддизм. Новые религиозные движения. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2015.

4. Аршаруни А., Габиуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. – М., 1931.

5. Ахмадуллин В. А. Отдел международных связей мусульманских организаций СССР в структуре Совета по делам религиозных культов: опыт создания и нормативные основы деятельности // Исламоведение. – 2016. – Т. 7. – № 2 (28).

6. Ахмадуллин В. А. Патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны. – М.: Исламская книга, 2015.

7. Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты. Монография. – М., 2000.

8. Аширов Нугман. Эволюция ислама в СССР. - Москва : Политиздат, 1972. - 152 с.

9. Бартольд В. В. Мусульманский мир. – Петроград: Наука и школа, 1922.

10. Баберовски Й. Враг есть везде. Сталинизм на Кавказе. – М.: РОССПЭН; Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2010.

11. Беккин Р. История татаро-мусульманской общины советского Петрограда-Ленинграда (1917-1991 гг.) по материалам государственных и частных фотоархивов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2016. – № 4.

12. Белоглазов А. В. Влияние ислама на политические процессы в Центральной Азии: учебное пособие. – Казань: Издательство Казанского университета, 2013.

13. Бенигсен А. Мусульмане в СССР. – Paris: YMCA-PRESS, 1983.

14. Бобровников В. Ислам в советской пропаганде. [Электронный ресурс]. URL: http://propagandahistory. ru/2011/Islam-v-sovetskoy-propagande/

15. Бурханов Ш. Ш. Советская власть и ислам: опыт Советского правительства в сотрудничестве с мусульманской церквью. - М. : Изд-во агентства печати "Новости", 1984. - 52 с.

16. Вагабов М. В. Ислам – защитник рабства женщин. – Махачкала, 1963.

17. Василевский К. Г. Ислам на службе контрреволюции. – М., 1930.

18. Гаврилов Ю. А. Мусульманство в истории и культуре народов России: исламская составляющая российской цивилизации. - Москва : Российский научно-исследовательский ин-т культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева, 2007. - 475 с.

19. Гасанов М. М., Сулаев И. Х. Суфийская община Али-Хаджи Акушинского (первая треть XX века) // Религиоведение, № 3, 2012.

20. Гайнутдин Р. Ислам в современной России / Муфтий Равиль Гайнутдин. - М. : Фаир-Пресс : ГРАНД, 2004 – 313с.

21. Гилязов И. А. Легион «Идель-Урал». – М.: Вече, 2009.

22. Гусева Ю. Н. «Цепь Корана» – дело о «заговоре панисламистов» в Средней Азии (1940) (по материалам архивов советских спецслужб) // Известия Уфимского научного центра РАН. – 2017. – № 3.

23. Гусева Ю. Н. Мрачное эхо «Дела ЦДУМ»: «Цепь Корана» и репрессии против мусульманской элиты в СССР (1940 год) // Новый исторический вестник. – 2017. – № 2 (52). – С. 89.

24. Гусева Ю. Н. Мрачное эхо «Дела ЦДУМ»: «Цепь Корана» и репрессии против мусульманской элиты в СССР (1940 год) // Новый исторический вестник. – 2017. – № 2 (52).

25. Гусева Ю. Н., Бегасилова Ж. А. Дело о «панисламистской повстанческой организации» в Средней Азии 1940 г. // Российская история. – 2018. – № 2.

26. Гусева Ю. Н., Сенюткина О. Н. Мусульманское духовенство Нижегородского и Самарского Поволжья в 1930-е годы: проблемы выживания // Известия Пензенского государственного педагогического ун-та им. В. Г. Белинского. – 2012. – № 27.

27. Густерин П. Советская дипломатия на Арабском Востоке в 1920-30-х годах. – Саарбрюккен: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 76 с.

28. Денисов Д. Н. Репрессии против мусульманских священнослужителей в 1920-1930 гг. / Край Оренбургский: праведной дорогой ислама. Оренбург: ИПК «Южный Урал», 2007.

29. Денисов Д. Н. Репрессированные имамы Оренбургской области// Национальная историческая энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: http://interpretive. ru/termin/repressirovannye-imamy-orenburgskoi-obl.html. Дата обращения: 12.01.2019.

30. Денисов Д. Н., Моргунов К. А. 130 лет Центральной соборной мечети Оренбурга. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009.

31. Думави Н. Современное татарское духовенство и его деятельность. – Казань, 1929.

32. Зарипов И. А. Ахметзян М.: из истории ислама в СССР / И. А. Зарипов, М. А. Сафаров; Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Российской Федерации [и др.]. - Москва : Медина, 2017. - 401 с.

33. Емельянова Н. М. Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев: Дис. ... канд. ист. наук. – М., 1997.

34. Иноятова Д. М. Становление и развитие этнополитики в современном Узбекистане // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки», Выпуск № 1 (1) 2014 г.

35. Искандаров Р. Ш. Верхние и Нижние Чебеньки. – Сакмара, 1999.

36. Искандаров Рашит. Оренбургские татары. Оренбург., 2009.

37. Ислам в России и Евразии / Под ред. Д. Ю. Арапова и Г. Г. Косача. – М.: Издательский дом Марджани, 2010. – С. 145.

38. Ислам в царской России: Очерки. – М., 1936.

39. Климович Л. И. Об исламе. – М., 1937.

40. Ислам на Урале: энциклопедический словарь / Сост. и отв. Редактор: Д. З. Хайретдинов. – М.: Издательский дом «Медина», 2009.

41. История Урала. XX век. / под ред. Личмана Б. В. – Екатеринбург, 1998 г.

42. Ишмухаметов В. А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. – Казань, 1973.

43. Казиев С. Ш. Советская национальная политика и проблемы доверия в межэтнических отношениях в Казахстане (1917-1991 годы). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. – М., 2015.

44. Каратаева В. А. Борьба против шариата и вредных адатов. – Грозный, 1975.

45. Касимов Г. Пантюркистская контрреволюция и её агентура – султангалиевщина. – Казань, 1931; Касимов Г. Идеология национал-фашистов (Султангалиевщина и иттихадисты). – Самарканд, 1931.

46. Киров С. М. Избранные статьи и речи. – М., 1957.

47. Книга памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области. – Оренбург: ИПК «Южный Урал», 2017.

48. Книга памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области. Оренбург: ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2015.

49. Кондратюк Г. Н. Этноконфессиональная политика в отношении мусульман Крыма в межвоенный период (20-30-е годы XX века) // Науковий вісник Миколаївського національного університету імені ВО Сухомлинського. Сер.: Історичні науки. – 2012. – № 33.

50. Королев А. А. Власть и ислам в СССР в послевоенный период (по материала Пензенского региона) // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 303.

51. Королева Л. А. Ислам в Среднем Поволжье. 1940-е гг.: монография / Л. А. Королева, А. А. Королев. – Пенза: ПГУАС, 2015.

52. Косач Г. Г. Ислам в Оренбургской области. – М.: Логос, 2008.

53. Кубанова Ф. М. Советский период истории ислама в России // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – № 13.

54. Кулиев Н. Антинаучная сущность ислама и задачи атеистического воспитания трудящихся в условиях Советского Туркменистана. – Ашхабад, 1960.

55. Мирбабаев А. К вопросу о вакуфах Таджикской АССР (1924-1929 гг.) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2010.

56. Моргунов К. А. Советская конфессиональная политика и мусульманские религиозные организации Оренбургской Области в послевоенные десятилетия (1944-1991 гг.)// ORTA ASYA’DA SLÂM. Т. 3. AYDINLIKTAN AYDINLANMAYA. Ankara-Türkistan, 2012.

57. Мунэжэтлэр. Чалы. Мунажаты : На татар. яз. – Набережные Челны, 1995.

58. Мустафин Р. А. По следам оборванной песни. – Казань: Татарское книжное издательство, 2004.

59. Мухаметгалиева С. Х. Ислам в современном социально-культурном развитии Татарстана: Дис. … канд. ист. наук. – М., 1997.

60. Мырзабаева Н. С. Религиозная политика советского государства по отношению к исламу (на примере Кыргызской Республики): автореферат дис. ... кандидата исторических наук. Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, – Бишкек, 2017.

61. Набиев Р. А. Ислам и государство. Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на европейском Востоке. – Казань, 2002.

62. Набиев P. A. Политика Советского государства по отношению к религии и церкви в 20-30-е годы (на материалах национальных республик Поволжья и Приуралья): Дис. ... д-ра ист. наук. – Казань, 1992.

63. Саидбаев Т. С. Ислам и общество (опыт историко-социологического исследования). – М., 1978.

64. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. Анализ изменений роли и функций религии в социалистическом обществе: Дис. д-ра филос. наук. – М., 1980.

65. Малашенко А. В. Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ: Дис. ... д-ра ист. наук. – М., 1994.

66. Нуруллаев A. A. Мусульманские религиозные организации в советском обществе. Эволюция идеологических установок и культовой практики: Дис. … д-ра филос. наук. – М., 1990.

67. Ланда Р. Г. Ислам в истории России. – М., 1995.

68. Насыров А. Течение жизни. Село Теплый Стан (1563-2004): Историко-библиографические очерки. / Пер. с тат. Самара: Офорт, 2005.

69. Нурулаев А. Великая Отечественная война и мусульмане URL: http://www. islam. ru/content/history/50166.

70. Нуруллаев А. А. Мусульмане Советского Союза в Великой Отечественной войны. //Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. М., 1995.

71. Одинцов М. И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917-1953 гг. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2014.

72. Оренбуржцы – Герои Советского Союза: библиографический указатель / Библиогр. отд.; сост. Н. А. Кузнецова. – Оренбург: Областная научная библиотека имени Н. К. Крупской, 1987. – 152 с.

73. Потапова А. Н. Село Алабайтал: страницы истории// История и этническая культура татар Оренбуржья. Материалы науч.-практ. конференции. Оренбург: ИЦ ОГАУ, 2011.

74. Рощин И. И. Твердо верю в нашу Победу. – М.: Политиздат, 1989.

75. Сабитов Н. Мектебы и медресе у казахов. – Алма-Ата, 1950.

76. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1978. – 253 с.

77. Саубянов Х. А. Исламская культура тюркских народов Поволжья и Приуралья: традиции и современность: Дис. … канд. ист. наук. – М., 2000.

78. Сенюткина О. Н., Гусева Ю. Н. Мусульмане Среднего Поволжья в тисках репрессивной политики Советской власти (на материалах Нижегородской и Самарской областей). – М., Нижний Новгород: Медина, 2012.

79. Сенюткина О. Н., Гусева Ю. Н. Мусульмане Среднего Поволжья в тисках репрессивной политики советской власти (на материалах Нижегородской и Самарской областей). М.; Н. Новгород, 2013.

80. Силантьев Р. А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. – М.: Рема, 2009.

81. Сосновских Е. Г. Трансформация государственно-конфессиональных отношений в 1985-1997 гг. (на материалах Челябинской области). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Челябинск, 2014.

82. Старостин А. Н. Ислам в Свердловской области. М.: Логос, 2007.

83. Сулаев И. Х. Мусульманское духовенство Дагестана и власть: история взаимоотношений (1917-1991). Автореферат дисс… доктора исторических наук. – Махачкала: Б. и., 2010.

84. Сухарева O. A. Ислам в Узбекистане. – Ташкент, 1960.

85. Типеров А. В. История становления советского суда в Кыргызстане (1917-1924 гг.) // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2013. – Т. 13. – № 9.

86. Фаизов Г. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. – Уфа, 1995.

87. Федорова А. В. Антицерковная государственная политика // Христианство и ислам на рубеже веков. – Оренбург, 1998.

88. Хакимов Р. Ш. Красная звезда против полумесяца: противостояние десятилетий. Ислам и партийно-государственная власть на Урале в советский период (1917-1991 гг.), Челябинск: Абрис-Принт, 2013.

89. Худобородов А. Л., Яшина М. А. Взаимоотношения советского государства и религиозных конфессий в образовательной сфере в 1920-х годах // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 9.

90. Юнусова А. Б. Автономия башкирского ислама: к 100-летию Духовного управления мусульман Башкортостана // Известия Уфимского научного центра Российской академии наук. – 2017. – № 4.

91. Юнусова А. Б. Деятельность муфтия ЦДУМ России Р. Фахретдинова по сохранению исламского вероучения в большевистской России // Проблемы востоковедения. – 2009. – № 2 (44).

92. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. – Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999.

93. Юнусова А. Б. Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: сборник законодательных актов, постановлений, распоряжений центральных и региональных органов власти и управления в ХХ-XXI веках / А. Б. Юнусова; Ин-т этнологических исслед. Уфимского научного центра РАН, Башкирский гос. пед. ун-т им. Мифтахетдина Акмуллы. – Уфа: ГУП РБ УПК, 2009.

94. Яковлев А. Н. «По мощам и елей». М: Евразия,1995.