Этапы реализации проекта
При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма:
выбор темы;
обоснование актуальности;
определение проблемы;
формулирование гипотезы (для исследовательского проекта);
формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы);
определение этапов работы
подбор методов и средств решения проблемы;
проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы;
получение и анализ данных;
оформление данных в виде текста (схемы, рисунка и др.);
обсуждение и корректировка данных;
выражение ожидаемого результата (представление).
Краткая характеристика наиболее важных действий в представленном алгоритме.
Выбор темы.
Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств:
учитывается содержание школьных программ;
учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся;
учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.);
учитываются особенности личности обучающихся;
учитывается практическая значимость ожидаемых результатов.
Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей.
Виды тем:
темы могут формулироваться в рамках одного или нескольких школьных предметов;
темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другие проблемы;
темы могут иметь комплексный характер.
Обоснование актуальности: в школьных условиях актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы:
Почему выбрана данная тема?
Почему тема действительно интересна для ученика, чем интересна с практической точки зрения?
Какие новые знания предполагается получить?
Каков замысел проекта в целом?
Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать ученику?
Определение проблемы.
Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании обучающегося. Проблему лучше формулировать в виде вопроса. Пример проблемы: есть ли общее в национальных традициях народов нашего села?
Формулирование гипотезы (для исследовательского проекта). Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для ученика. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза).
Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не столько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку.
Пример объяснительной гипотезы: Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как (объяснение эффекта). Если мы изучим культуру, традиции людей разных национальностей нашего села, то это позволит нам ……
Формулирование цели: в цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели.
Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)» Такими продуктами могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта, прибор, сценарий мероприятия, серия плакатов, рекламный буклет, техническое устройство, видеофильм, сайт, выставка, газета / журнал, справочник, учебное пособие, экскурсия и т.д.
Содержание задач:
Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов).
Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира.
Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем
Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели.
Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы.
Для выражения задач, как и в случае постановки цели, лучше использовать глаголы:
изучить литературу по теме и выяснить…
определить категории …
ознакомиться с методами …
создать модель (методику) …
провести серию опытов …
апробировать модель (методику) …
разработать рекомендации …
сформулировать …
предложить способы решения … и др.
Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы.
Характеристика этапов реализации проекта |
Этап | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя (руководителя) |
1. Выдвижение идеи проекта (сроки ….) | Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта | Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем | Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели |
2. Составление письменного плана выполнения проекта (сроки ….) | Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта (для группового проекта), составление плана действия | Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи | Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи |
3.Выполнение проекта (сроки ….) | Осуществление действий по сбору необходимой информации | Выполняют исследовательскую, информационную, практико- ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал | Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия) |
4.Завершение проекта (сроки ….) | Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта | Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект | Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник |
5. Подготовка отчета по проекту (сроки ….) | Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой | Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление | Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления |
6. Представление отчета и его оценка (сроки ….) | Определение ценности выполненного проекта | Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта | Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом |
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
(например, это могут быть сформулированные задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др.)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, диаграммы, мультимедийные продукты и др.
Оформление проекта Общие требования
Несмотря на разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Требования эти продиктованы необходимостью обеспечения максимального удобства для тех, кто в будущем будет работать с проектом.
Паспорт проектной работы (приложение к лекции)
Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.
Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.
Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.
Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации.
паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов (в зависимости от специфики образовательного учреждения и конкретного проекта в паспорт проектной работы могут быть внесены разнообразные изменения и дополнения):
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации) проекта.
Смысл предъявления папки на защите - показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
четко организовать работу каждого участника проектной группы;
стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
паспорт проекта;
планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут.быть недельные или помесячные планы.
Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные. В таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа);
промежуточные отчеты группы;
вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;
результаты исследований и анализа;
записи всех идей, гипотез и решений;
отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;
краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
эскизы, чертежи, наброски продукта;
материалы к презентации.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Защита проекта
1. Общие рекомендации:
хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
следует употреблять только понятные термины;
хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;
выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал;
постарайтесь предупредить возможные вопросы.
2. Техника подготовки:
проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности;
выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку;
заранее продумайте детали своего рабочего места;
приготовьте четкий и красочный наглядный материал;
проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.
3. Рекомендации выступающему:
начните свое выступление с приветствия;
огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно);
поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя - за помощь;
старайтесь ответить на все вопросы.