СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Этапы реализации проекта"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

При организации проектной деятельности нужно придерживаться определенного алгоритма, в разработке приведены их краткие характеристики

Просмотр содержимого документа
«"Этапы реализации проекта"»

Этапы реализации проекта

При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма: 

  • выбор темы; 

  • обоснование актуальности; 

  • определение проблемы; 

  • формулирование гипотезы (для исследовательского проекта); 

  • формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы); 

  • определение этапов работы 

  • подбор методов и средств решения проблемы; 

  • проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы; 

  • получение и анализ данных;

  • оформление данных в виде текста (схемы, рисунка и др.); 

  • обсуждение и корректировка данных; 

  • выражение ожидаемого результата (представление). 

Краткая характеристика наиболее важных действий в представленном алгоритме. 

Выбор темы. 

Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств: 

  • учитывается содержание школьных программ; 

  • учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся; 

  • учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.); 

  • учитываются особенности личности обучающихся; 

  • учитывается практическая значимость ожидаемых результатов. 

Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей. 

Виды тем: 

  • темы могут формулироваться в рамках одного или нескольких школьных предметов; 

  • темы могут отражать социальные, культурологические, экономические, экологические, политические и другие проблемы; 

  • темы могут иметь комплексный характер. 

Обоснование актуальности: в школьных условиях актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы: 

  1. Почему выбрана данная тема? 

  2. Почему тема действительно интересна для ученика, чем интересна с практической точки зрения? 

  3. Какие новые знания предполагается получить? 

  4. Каков замысел проекта в целом? 

  5. Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать ученику? 


Определение проблемы. 

Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании обучающегося. Проблему лучше формулировать в виде вопроса. Пример проблемы: есть ли общее в национальных традициях народов нашего села? 


Формулирование гипотезы (для исследовательского проекта). Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для ученика. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза). 

Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не столько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку. 

Пример объяснительной гипотезы: Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как (объяснение эффекта). Если мы изучим культуру, традиции людей разных национальностей нашего села, то это позволит нам …… 


Формулирование цели: в цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели. 

Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)» Такими продуктами могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта, прибор, сценарий мероприятия, серия плакатов, рекламный буклет, техническое устройство, видеофильм, сайт, выставка, газета / журнал, справочник, учебное пособие, экскурсия и т.д. 


Содержание задач

  • Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов). 

  • Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира. 

  • Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем 

  • Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели. 

  • Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы. 

Для выражения задач, как и в случае постановки цели, лучше использовать глаголы: 

  • изучить литературу по теме и выяснить… 

  • определить категории … 

  • ознакомиться с методами … 

  • создать модель (методику) … 

  • провести серию опытов … 

  • апробировать модель (методику) … 

  • разработать рекомендации … 

  • сформулировать … 

  • предложить способы решения … и др. 

Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. 

Характеристика этапов реализации проекта

Этап

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя (руководителя)

1. Выдвижение идеи проекта (сроки ….)

Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта

Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем

Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели

2. Составление письменного плана выполнения проекта (сроки ….)

Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта (для группового проекта), составление плана действия

Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи

Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи

3.Выполнение проекта (сроки ….)

Осуществление действий по сбору необходимой информации

Выполняют исследовательскую, информационную, практико- ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал

Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия)

4.Завершение проекта (сроки ….)

Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта

Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект

Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник

5. Подготовка отчета по проекту (сроки ….)

Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой

Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление

Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления

6. Представление отчета и его оценка (сроки ….)

Определение ценности выполненного проекта

Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта

Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом



Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
(например, это могут быть сформулированные задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др.)
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); 

  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; 

  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; 

  • отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, диаграммы, мультимедийные продукты и др. 


Оформление проекта Общие требования


Несмотря на разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определенным общим требованиям. Требования эти продиктованы необходимостью обес­печения максимального удобства для тех, кто в будущем будет работать с проектом.



Паспорт проектной работы (приложение к лекции)

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.

Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководи­тель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится вступлением к проект­ной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикации.

паспорт проектной работы состоит из следующих пунк­тов (в зависимости от специфики образовательного учреждения и конкрет­ного проекта в паспорт проектной работы могут быть внесены разнообраз­ные изменения и дополнения):

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых к защите (презентации) проекта.

Смысл предъявления папки на защите - показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;

  • стать удобным коллектором информации и справочником на протяже­нии работы над проектом;

  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

  • судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальней­шем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

  1. паспорт проекта;

  2. планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосроч­ных проектов это могут.быть недельные или помесячные планы. 

  3. Для про­екта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные. В таких пла­нах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной груп­пы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа);

  4. промежуточные отчеты группы;

  5. вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходи­мые ксерокопии и распечатки из Интернета;

  6. результаты исследований и анализа;

  7. записи всех идей, гипотез и решений;

  8. отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;

  9. краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

  10. эскизы, чертежи, наброски продукта;

  11. материалы к презентации.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. 

Защита проекта

1. Общие рекомендации:

  • хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;

  • логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;

  • следует употреблять только понятные термины;

  • хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста;

  • выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал;

  • постарайтесь предупредить возможные вопросы.

2.  Техника подготовки:

  • проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности;

  • выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку;

  • заранее продумайте детали своего рабочего места;

  • приготовьте четкий и красочный наглядный материал;

  • проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

3. Рекомендации выступающему:

  • начните свое выступление с приветствия;

  • огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;

  • не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (говорите внятно);

  • поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя - за помощь;

  • старайтесь ответить на все вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!