СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы реализации программы коррекционной работы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы реализации программы коррекционной работы и направления...

Просмотр содержимого документа
«Этапы реализации программы коррекционной работы»

Этапы реализации программы коррекционной работы

Таблица 1

Этапы

Результаты

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Процесс специального сопровождения, имеющий коррекционно-развивающую направленность, детей с речевым недоразвитием при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка.


Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с речевым недоразвитием, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.







Направления коррекционной работы

Таблица 2

Направления работы

Характеристика содержания

Мероприятия

Сроки

Диагностическая работа

— своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи;

— ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии речи и анализ причин трудностей адаптации;

— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с речевым недоразвитием, выявление его резервных возможностей;

— системный разносторонний контроль специалиста за уровнем и динамикой развития речи обучающихся;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Обследование учащихся 1 - 4 классов с целью выявления детей с нарушениями устной и письменной речи.



Участие в заседаниях школьных ПМПк.



Анализ письменных работ учащихся



Обследование детей, обучавшихся на логопункте, с целью оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.

1 – 15 сентября









По плану работы начальной школы



В течение года









15 – 31 мая

Коррекционно-развивающая работа


— выбор оптимальных для развития ребёнка с речевым недоразвитием коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

— коррекция и развитие высших психических функций;

Комплектование групп обучающихся в соответствии с уровнем речевого недоразвития.



Составление расписания, корректировка рабочих программ.



Проведение систематических логопедических занятий с учащимися с речевым недоразвитием в соответствии с рабочими программами и расписанием

Сентябрь







Сентябрь, начало каждой четверти





С 16 сентября по 14 мая

Консультативная работа

— выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с речевым недоразвитием, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование учителей начальных классов и педагогов-предметников по вопросам выбора индивидуально-ориентированных подходов, методов и приёмов работы с обучающимися с проблемами речевого развития;

— консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов закрепления результатов коррекционного обучения ребёнка с речевым недоразвитием.

Консультации:

- по результатам диагностики





- по индивидуальным запросам педагогов и родителей

сентябрь – октябрь









В течение года

Информационно-просветительская работа

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии речи), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с организацией сопровождения детей с речевым недоразвитием в образовательном процессе;

—тематические выступления перед педагогами и родителями по проблемам учета индивидуально-типологических особенностей детей с речевым недоразвитием в процессе обучения и воспитания.


Выступления на заседаниях школьного методического объединениях, совещаниях, педагогических советах.







Лекции и групповые консультации на родительских собраниях. Подготовка наглядных и раздаточных материалов для родителей и педагогов

По плану школьного методического объединения учителей начальных классов







Сентябрь – октябрь

Апрель – май

В течение года































3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы



Вид речевого недоразвития

Характеристика группы

Основные направления работы

Речевые особенности

Психологические особенности

Учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект, ФизД)

Дефекты произношения отдельных звуков или их групп без других сопутствующих проявлений. Под влиянием различных причин ( анатомического отклонения в строении , подвижности артикуляционного аппарата, неполноценности речевой моторики или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование, отсутствие отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов.

Типичные примеры нарушений: велярное, увелярное, одноударное произношение звука «р», мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение свистящих и т.д.

Обычно фонетические нарушения не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний.



1. Развитие общей и мелкой моторики:

-статическая функция;

-динамическая функция.

2. Формирование произвольных движений органов артикуляции ( по подражанию, по словесной инструкции, соотнесение правильности выполнения с кинестетическими ощущениями).

3 .Постановка ( коррекция) звуков

(формирование первоначальных умений правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале, различными способами).

4. Совершенствование аналитико - синтетической деятельности речедвигательного анализатора ( обучение последовательности, переключению артикуляционных движений, увеличению амплитуды и объема движений).

5. Автоматизация звуков

- в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных):

- в словах ( в ударном, безударном слоге):

- в предложениях:

- в ситуативной, контекстной формах речи.

6. Дифференциация артикуляционно близких звуков

6. Сочетание логопедического воздействия с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией, медикаментозным лечением.

7. Работа над просодической стороной речи ( мелодикой, интонацией, тембром, темпом).

8. Восполнение недостаточности слуховых дифференцировок в устной речи за счет закрепления в речевом опыте моторных стереотипов.

9. Обогащение лексико - семантических средств (обучение пользованию словами - понятиями, прилагательными, наречиями, сложными предлогами, актуализация словаря).

10. Формирование мотивационной основы речи.


Учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи (ФФН, ФН)

Не только дефектно произношение тех или иных звуков, но и недостаточно их различение, непонимание акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.

Нарушения произносительной стороны речи: замены и смешения звуков, близких по акустическим или артикуляторным признакам (свистящих -с, з, ц; шипящих - ш, ж, ч, щ; парных звонких и глухих -б - п, д -т, в -ф, з-с, ж ~ш, сонорных - р - л; мягких и твердых и т.д.) Иногда замены и смешения звуков сочетаются с искаженным произношением отдельных звуков, что связано с аномалиями в строении артикуляционного аппарата или несовершенством речевой моторики.

Затруднения в звуковом анализе слов: не могут выделить звуки из анализируемого слова, недостаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук; смешивают его с акустически парным, испытывают затруднения в сравнении звукового состава слов, отличающихся одним звуком, допускают ошибки в определении количества и последовательности звуков в слове, пропускают, переставляют, вставляют лишние звуки и слоги.

В письменной речи имеются специфические (дисграфические) ошибки: замены и смешение букв, обозначающих звуки, сходные по акустическим и (или) артикуляторным признакам, пропуски, вставки, перестановки букв и слогов, замены букв по графическому сходству.

Чтение у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием, наряду со специфическими ошибками (заменами, смешениями, пропусками, вставками, перестановками звуков, слогов, слов в предложении), характеризуется замедленным темпом, недостаточным осмыслением прочитанного.



1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ:

1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полоноценными навыками учебной деятельности.

2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).


1. Развитие общей и мелкой моторики:

2. Формирование произвольных движений органов артикуляции (по подражанию, по словесной инструкции, соотнесение правильности выполнения с кинестетическими ощущениями).

3. Постановка (коррекция) звуков

4. Совершенствование аналитико - синтетичесой деятельности речедвигательного анализатора (обучение последовательности, переключению, объему артикуляционных движений).

5. Формирование умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже - уточненные и исправленные).

6. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, смазанно

7. Автоматизация звуков (в слогах, словах, предложениях, ситуативной, контекстной формах речи).

8. Дифференциация акустически и артикуляторно близких звуков

9. Развитие фонематического восприятия по дифференциации фонем (твердых - мягких, звонких - глухих и т.д.) с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.):

-в чужой речи;

-в собственной;

-в умственном плане.

10. Развитие фонематического анализа и синтеза:

- предварительный (с опорой на звуковую схему слова);

- слуховой (без опоры с утрированным произнесением);

- произносительный.

11.Развитие предметного, зрительного гнозиса.

12. Коррекция письменной речи (в соответствии с выявленными трудностями)

13. . Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

14. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению

15. Формирование универсальных учебных действий

Учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III - IV уровня, ОНР)


Дефекты речи затрагивают не только фонетико- фонематические процессы, но и лексико - грамматический строй речи.

Неполноценность речевой моторики, дефекты строения артикуляционного аппарата приводят к искаженному артикулированию отдельных звуков или их групп. Наряду с искажениями, наблюдаются замены и смешения звуков, близких по артикуляторным или акустическим признакам.Недостаточная сформированность фонематических процессов ведет к затруднению овладения звуковым анализом слова: не могут выделить звуки из анализируемого слова, недостаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, с трудом сравнивают звуковой состав слов, отличающихся одним звуком, определяют количество и последовательность звуков и слогов в слове. Словарный запас беден, ограничен обиходно - бытовой тематикой. Преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и действия, количество обобщающих слов и слов, обозначающих абстрактные понятия недостаточно. Имеющиеся у детей в словаре понятия неполноценны - сужены, неточны, часто ошибочны. Наблюдаются замены слов по звуковому, смысловому и морфологическому признакам. Словоизменение и словообразование затруднено: допускают большое количество ошибок в употреблении суффиксов, приставок, окончаний.

Грамматическое оформление речи представлено преимущественно простым предложением с небольшим распространением. При построении развернутых предложений, включающих более 5 слов, а также предложений сложных синтаксических конструкций, учащиеся допускают ошибки в согласовании, падежном и предложном управлении, в употреблении сложных предлогов.

Связная речь характеризуется односложностью, неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств. Логическое построение связного высказывания нарушено: наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, неумение передать последовательность событий.

Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи. Наблюдаются ошибки на уровне буквы и слога (смешение букв по акустико - артикуляционному сходству звуков: парные звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры, аффрикаты; замены и смешения букв по кинетическому сходству: о - а, б - д, и - у, п - т, х - ж и др. ); ошибки звукового анализа (пропуски, вставки, перестанови букв и слогов, упрощение структуры слова, персеверации, антиципации, контаминации; ошибки на уровне предложения ( неумение выделить слово, предложение из текста, неправильное употребление падежных окончаний существительных и прилагательных, пропуски слов, предлогов, нарушения согласования слов в роде, числе и падеже.

Чтение у детей данного уровня речевого недоразвития в основном неверное, побуквенное, угадывающее, с частой заменой одного слова другим. Имеет место недостаточное понимание и осмысление прочитанного.

1. Развитие общей и мелкой моторики:

2. Формирование произвольных движений органов артикуляции

3. Постановка (коррекция) звуков

4. Совершенствование аналитико - синтетической деятельности речедвигательного анализатора (обучение последовательности, переключению, объему артикуляционных движений).

5. Автоматизация звуков

6. Дифференциация акустически и артикуляционно близких звуков

7. Работа над просодической стороной речи (мелодикой, интонацией, тембром, темпом).

8. Развитие фонематического восприятия по дифференциации фонем (твердых - мягких, звонких - глухих и др.) с опорой на различные анализаторы

- вспомогательные средства и действия;

- в речевом плане;

- в умственном плане.

9. Развитие фонематического восприятия:

- формирование навыков анализа и синтеза звуко - слогового состава слова;

- формирование умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже - уточненные и исправленные).

10. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса:

- путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи,

- за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования

11. Уточнение, развитие и совершенствование грамматическою оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

12. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.

13. Развитие навыков построения связного высказывания:

- установлений логической последовательности, связности;

- отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т.п.)

14. . Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению

15. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению

16. Формирование универсальных учебных действий






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!