СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы создания предметного портфолио обучающегося

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы создания предметного портфолио

Просмотр содержимого документа
«Этапы создания предметного портфолио обучающегося»

Этапы создания предметного портфолио



  Основной целью и задачами ведения предметного портфолио в начальных классах является:

► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

► Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

► Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

► Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

► Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

Впервые возникает потребность в создании такого «дневника» уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.

В ходе учебного года в дневник набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы. Начинать создавать портфолио следует уже в первом классе. Мы же начали создавать свое предметное портфолио Когда Алина перешла во 2 класс. Поэтому рассмотрим этапы создания портфолио для второго класса.

Первый этап

Основная задача перед созданием портфолио – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте (папке).

Задача – совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.

Основная задача создания предметного портфолио :

  1. Выяснить, на какие группы можно разделить все материалы портфолио и как эти группы назвать.

  2. Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.

  3. Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и нанести их на свою «рефлексивную» карту по отдельному учебному предмету.

  4. Подготовить персональный материал для выставки-презентации достижений за прошедший год.

В результате коллективной работы портфолио ученика приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться :

(возможные разделы для предметного портфолио)


  • Я И МОЙ КЛАСС (рассказы о себе, классе, о событиях в классе и достижениях класса, фотографии, правила класса);



  • НАШ ПУТЬ И ОТКРЫТИЯ В СТРАНЕ ЗНАНИЙ (размещаются детские открытия «рефлексивные карты», рефлексивные сочинения);

  • ИНСТРУМЕНТЫ И ПОЛИГОН ИХ ИСПЫТАНИЙ (во-первых, размещаются все средства и способы действия (инструменты), которые «изобрели» первоклассники в учебном году; во-вторых, проверочные работы, в которых «испытывался» данный инструмент, с указанием результатов «испытаний»);

  • МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ (в этот файл попадает материал из других разделов, но только тот, который решит САМ ученик. Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия, лучшие письменные работы, возможно, различные награды, дипломы, грамоты и т.п.);

  • РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ

Для начальных классов характерны слова наш, наши, мы; постепенно портфолио будет приобретать черты индивидуальности того или иного ученика.

Роль классного руководителя прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Особенно важно проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию.

ПРИМЕЧАНИЕ: После размещения всех необходимых (по мнению ребенка) материалов, оставшиеся документы могут быть отданы ребенку, уничтожены, отданы учителю и тому подобное.

Второй этап

Необходимо учить детей избавляться от лишних документов, материалов и вещей. В последующие годы разделы могут меняться, добавляться, внутреннее содержание которых также может претерпевать изменения. Название разделов можно чтобы придумывали сами дети.

Третий этап ()

Дальнейшая работа также может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться отдельные разделы (а в разделах определенные рубрики) портфолио.

Отобранные работы школьником можно зафиксировать специальным значком «У» (ученик) или надписями: «Моя самая удачная работа», «Моя любимая статья по данной теме», «Моя любимая задача». Аналогичную процедуру может провести и учитель (если обе стороны договорились). Он может отбирать работы, заслуживающие особого внимания, просто интересными. Выбор учителя должен быть обозначен другим цветом или буквой, например, «П» (преподаватель).

Важно помнить, что все заинтересованные лица (учителя, родители, одноклассники) могут знакомиться с портфолио только с ведома и согласия его автора. Полный доступ к папке имеют только ученик, классный руководитель и психолог.

Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений, т.к. она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни». Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!