История становления системы инклюзивного образования во Франции
Выполнила: Дряннова Юлия Александровна
Впервые понятие «школьная интеграция» появилось во Франции с изданием закона 1975 года. Законодатели рассматривали идею школьной интеграции как защитную меру по отношению к детям инвалидам при включении их в процесс обучения.
18 ноября 1991 года соответствующие министерства и государственный секретариат по делам инвалидов публикуют циркуляр, направленный на процесс интеграции детей и подростков с инвалидностью. Согласно этому циркуляру директорам школ были даны полномочия, создавать в начальной школе классы школьной интеграции (CLIS — classe d'integration scolaire) четырех видов: для детей с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха и двигательными нарушениями; эти классы заменили существовавшие ранее классы выравнивания (сlasses de perfectionnement).
В 1995 году в системе общего среднего образования, в лицеях и колледжах, по решению директоров, стали открывать интеграционные педагогические подразделения для подростков с ментальными нарушениями.
В 2002 году циркуляры от 1991 года об интеграции и классах школьной интеграции были актуализированы, и под ними стояли уже две подписи: министра образования и государственного секретаря по делам инвалидов. С 2002 года процесс школьной интеграции был взят под личный контроль Президента Французской Республики, и с этого момента наблюдается явное стремление к объединению сил и средств о двух упомянутых выше министерств.
В 2003 году депутат Национального Собрания Yvan Lachaud подготовил специальный отчет «Интеграция детей инвалидов в школьную среду», направленный на дальнейшее обеспечение оптимальных условий для школьного образования детей инвалидов. В первой части отчета Y. Lachaud дает картину школьного образования в средней школе, а во второй — выдвигает различные предложения, о создании специализированных структур школьного образования, и привлечении помощников (тьюторов) для обучения детей инвалидов .
Эпиграфом к отчету Y. Lachaud поставил слова восьмилетнего Тео, ученика с ОВЗ:
«Я зачеркнул слово интеграция, потому что я такой же, как и все другие».
Рассматривая законодательные аспекты школьного обучения детей инвалидов, Y. Lachaud отмечал : «Школьное образование детей инвалидов закреплено общеправовыми нормами. Оно должно относиться только к компетенции министерства образования. Пора прекратить разговоры о «школьной интеграции», поскольку немыслимо, чтобы человек должен был «интегрироваться» в общество, если только он ему не чужой. Дети, подростки и взрослые с инвалидностью полностью принадлежат к нашему обществу».
В общих выводах к отчету содержались и предложения Y. Lachaud, касающиеся работы тьюторов, должность которых в системе французского образования дословно переводится как «помощник в школьной жизни» (ПШЖ) . Предложения были сформулированы следующим образом: «Что касается помощников в школьной жизни: определить и максимально уточнить роль ПШЖ; разграничить роль ПШЖ от роли помощников надомной службы образования и специального ухода; о подготовке кадров - каждый учитель начальной и средней школы должен пройти обучение по обязательному 12-ти часовому курсу о школьном обучении учащихся с инвалидностью . Каждый директор Института подготовки учителей должен составить команду преподавателей, обладающих компетенциями по помощникам в школьной интеграции для работы с детьми с ОВЗ; применить меры, заявленные в пресс коммюнике от 21 января 2003 года .
Подготовительные курсы для получения Сертификата о владении специальными педагогическими приемами по адаптации к школе и школьной интеграции должны и далее совершенствоваться и открыться для кадров средней школы. Весь административный и руководящий персонал должен получить информацию о школьном обучении учащихся с инвалидностью.
Важной вехой в становлении инклюзивного образования во Франции стало принятие Закона № 2005 -102 от 11 февраля 2005 г . «За равенство прав и возможностей, участие и гражданскую позицию лиц, имеющих инвалидность» . Отмечая важность разработки и принятия данного закона, французский специалист в области инклюзивного образования, доктор педагогических наук Herve Benoit отмечал: «Теоретически действующее французское законодательство больше не стремится, как предыдущий закон в 1975 г. , «признать инвалидность» как социальную категорию, но вместо этого стремится оценить потребности лиц. Тем не менее, за пределами институционального дискурса существует постоянное сопротивление на практике, возможно, отчасти из-за бездействия специалистов (в области образования и здравоохранении), ". . . которые не могут принять изменения в своей сфере деятельности, но особенно это вытекает из неясностей, фактически присутствующих в институциональном функционировании».
Важнейшим достижением закона от 11 февраля 2005 года стало рассмотрение социального аспекта инвалидности, положения ребенка с инвалидностью в его социальном окружении. Отсюда, по мнению законодателей, вытекают два принципа: доступность (доступ ко всему для всех) и компенсация (индивидуальные меры, устанавливающие равенство прав и возможностей). Приведение к соответствующим нормам (создание без барьерной образовательной среды) школьных зданий, культурного и спортивного оборудования. Компенсация может включать сопровождение в школьной среде помощником в школьной жизни, организацию работы с ребенком специалистами медико-социальных учреждений, право на транспорт.
Законом от 11 февраля 2005 года были созданы так называемые «Территориальные центры для инвалидов» (MDPH — La maison departementale du handicap). Эта государственная служба, построенная по принципу «одного окна», призвана принимать, информировать, направлять и сопровождать лиц с инвалидностью. Территориальный центр для инвалидов объединяет в себе все полномочия, связанные с сопровождением лиц с инвалидностью и их семей. Действующая в нем мульти дисциплинарная команда оценивает потребности каждого учащегося с инвалидностью, предлагает ему индивидуальный план компенсации, который включает и индивидуальный план школьного обучения. Комиссия по правам и автономности лиц с инвалидностью (CDAPH — Commission des Droits de l'Autonomie des Personnes Handicapees) принимает решение о реализации необходимых мер на основе оценки, проведенной мульти дисциплинарной командой специалистов.
Что касается условий школьного обучения, то в законе от 11 февраля 2005 года предпочтение отдается обучению ребенка с инвалидностью в обычной среде , то есть в обычном классе обычной начальной или средней школы по индивидуальной программе. Когда предусмотренное законом требование обучения в обычном классе несовместимо с состоянием здоровья учащегося, он может обучаться в классе школьной инклюзии (Clis — classe pour l'inclusion scolaire) в начальной школе или в локальном подразделении школьной инклюзии (Ulis — unité localisée pour l'inclusion scolaire) в средней школе. Под руководством специально обученного педагога ученик получает здесь образование по программе, адаптированной к его особым потребностям. Если же по состоянию здоровья он не может обучаться в обычной школе, то он может быть принят в госпитальное или медико-социальное специализированное учреждение, находящееся в ведении министерства здравоохранения. Это учреждение предоставляет одновременно педагогическое, социальное и медицинское сопровождение, которое в отдельных случаях может совмещаться с частичным включением в школьное обучение.
В ходе школьного обучения ребенка могут чередоваться или комбинироваться следующие различные способы обучения: полного дня или частичное, в обычной среде или в специализированном учреждении, надомное с помощью Национального центра дистанционного образования (Cned — Cent6re national d'enseignement a distance). Как уже отмечалось выше, согласно закону от 11 февраля 2005 года, все дети, независимо от имеющихся у них нарушений в развитии, получают доступ в образовательные учреждения, в первую очередь, находящиеся по месту жительства (статья 19 закона от 11 февраля 2005 года). Директор учреждения обязан принять такого ребенка на обучение на основании заявления, поступившего от родителя. Если в течение первого триместра школьного обучения будут выявлены заметные трудности обучения, директор школы может рекомендовать родителям/опекунам обратиться в Территориальный центр для инвалидов, где мульти дисциплинарной командой специалистов проводится комплексная диагностика, определяются вид инвалидности, перечень требующейся помощи, объем ее финансирования и выдается документ, содержащий заключения по каждому из этих разделов.
«Во Франции в начале 2012 учебного года Национальным фондом поддержки прав лиц преклонного возраста и инвалидов (CNSA — Caisse nationale de soli6 darite pour l'autonomie des personnes agees et des personnes handicapees) и Министерством национального образования Франции был введен новый инструмент — «Руководство по оценке потребностей учащегося в школе» (GEVASco — Guide d'evaluation des besoins de compensation en matiere de scolarisation) с целью разработки «индивидуального диагноза каждого ребёнка с учётом различных точек зрения учителей и медицинских или социальных работников». Преимущество данного Руководства состоит в том, что его авторы взяли за основу сохранные функции учащихся, а не их инвалидность, и стремились определить те барьеры, которые препятствуют обучению в школе. Тем не менее, этот подход к оценке является лишь одним из элементов в процессе разработки Территориальным центром индивидуального плана обучения (учебная составляющая индивидуального плана компенсации), в котором также выделяются различные меры поддержки, включая применение различных устройств, человеческую помощь, техническую помощь, соответствующие учебные материалы и педагогические корректировки.
Текущий процесс инклюзивного образования во Франции обеспечивается так называемыми «помощниками в школьной жизни» (ПШЖ ), что с некоторыми оговорками соответствует понятию «тьютор» или «ассистент» в современной системе российского образования . ПШЖ — это лица, имеющие среднее специальное образование в области медицины или социального обслуживания, владеющие навыками ухода за больными. В зависимости от исполняемых функциональных обязанностей (с педагогической поддержкой учащегося или без нее), требования к уровню образования помощников различны: те помощники, в функции которых не входит педагогическая поддержка, могут быть приняты на работу без диплома о высшем образовании. Эти помощники могут быть индивидуальными, прикрепленными к конкретному ребенку, и коллективными, сопровождающими всю группу детей из интеграционного класса средней школы (UPI — unité pédagogique d'intégration). Содержание интеграционного класса средней школы, как и штата его сотрудников, оплачивается государством.
В 2014/15 учебном году в общеобразовательных школах Франции обучались 260000 учащихся с инвалидностью . За последние восемь лет число этой категории учащихся удвоилось и продолжает увеличиваться с каждым годом более чем на 10%. Особенно остро в этих условиях стоит проблема обеспечения инклюзивного образования квалифицированными кадрами. «Инклюзивная практика определяет востребованность специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма в таких областях как специальная педагогика и психология. Возникают принципиально новые профессии — например, профессия тьютора. Именно поэтому одним из приоритетных направлений реализации заявляемой модели инклюзивного образования является повышение квалификации и переподготовка специалистов образовательных учреждений, включенных в инклюзивную практику» — отмечают отечественные исследователи становления инклюзивного образования в России, и эти слова в полной мере могут быть отнесены и к процессам инклюзии во Франции.
11 декабря 2014 года в Елисейском Дворце состоялась Национальная конференция по проблемам инвалидности , и было принято решение о ряде мер в пользу лиц с инвалидностью и усилении инклюзивных процессов в школе. Эти меры направлены на то, чтобы еще более расширить сферу инклюзивного образования, укрепить профессионализм работников, вовлеченных в этот процесс, усилить процесс сопровождения учащихся с инвалидностью, облегчить профессиональную занятость молодежи с инвалидностью и мобилизовать цифровые технологии для удовлетворения особых образовательных потребностей. На эти цели из бюджета выделяется 1, 5 миллиарда евро в год. С целью усиления сопровождения учащихся с инвалидностью с сентября 2014 года помощники в школьной жизни (AVS) заменены на сопровождающих учащихся с инвалидностью (AESH), которых принимают на работу по контракту помощника учителя.
Сопровождающие учащихся с инвалидностью являются государственными служащими, работающими по государственному трудовому договору. Их договор составлен на максимальный срок в три года и может быть продлен на срок до шести лет. По истечении шести лет непрерывной работы AESH могут получить бессрочный трудовой договор. Это положение дает данной категории сотрудников реальное признание их компетенций и предоставляет долгосрочные профессиональные гарантии, в частности, с определением индексируемой зарплатной шкалы, по которой оплачивается труд AESH. По состоянию на начало 2014/15 учебного года в инклюзивном образовании Франции работают 69000 сопровождающих, из которых 28000 — сопровождающих учащихся с инвалидностью, 5000 среди них имеют бессрочные трудовые договоры , 41000 работает по срочному трудовому соглашению.
Спасибо за внимание!