СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Инклюзивное образование во Франции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Инклюзивное образование во Франции"»

История становления системы инклюзивного образования во Франции Выполнила: Дряннова Юлия Александровна

История становления системы инклюзивного образования во Франции

Выполнила: Дряннова Юлия Александровна

Впервые понятие «школьная интеграция» появилось во Франции с изданием закона 1975 года.    Законодатели рассматривали идею школьной интеграции как защитную меру по отношению к детям инвалидам при включении их в процесс обучения.

Впервые понятие «школьная интеграция» появилось во Франции с изданием закона 1975 года. Законодатели рассматривали идею школьной интеграции как защитную меру по отношению к детям инвалидам при включении их в процесс обучения.

 18 ноября 1991 года соответствующие министерства и государственный секретариат по делам инвалидов публикуют циркуляр, направленный на процесс интеграции детей и подростков с инвалидностью. Согласно этому циркуляру директорам школ были даны полномочия, создавать в начальной школе классы школьной интеграции (CLIS — classe d'integration scolaire) четырех видов: для детей с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха и двигательными нарушениями; эти классы заменили существовавшие ранее классы выравнивания (сlasses de perfectionnement).

18 ноября 1991 года соответствующие министерства и государственный секретариат по делам инвалидов публикуют циркуляр, направленный на процесс интеграции детей и подростков с инвалидностью. Согласно этому циркуляру директорам школ были даны полномочия, создавать в начальной школе классы школьной интеграции (CLIS — classe d'integration scolaire) четырех видов: для детей с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха и двигательными нарушениями; эти классы заменили существовавшие ранее классы выравнивания (сlasses de perfectionnement).

В 1995 году в системе общего среднего образования, в лицеях и колледжах, по решению директоров, стали открывать интеграционные педагогические подразделения для подростков с ментальными нарушениями.

В 1995 году в системе общего среднего образования, в лицеях и колледжах, по решению директоров, стали открывать интеграционные педагогические подразделения для подростков с ментальными нарушениями.

В 2002 году  циркуляры от 1991 года об интеграции и классах школьной интеграции были актуализированы, и под ними стояли уже две подписи: министра образования и государственного секретаря по делам инвалидов. С 2002 года процесс школьной интеграции был взят под личный контроль Президента Французской Республики, и с этого момента наблюдается явное стремление к объединению сил и средств о двух упомянутых выше министерств.

В 2002 году циркуляры от 1991 года об интеграции и классах школьной интеграции были актуализированы, и под ними стояли уже две подписи: министра образования и государственного секретаря по делам инвалидов. С 2002 года процесс школьной интеграции был взят под личный контроль Президента Французской Республики, и с этого момента наблюдается явное стремление к объединению сил и средств о двух упомянутых выше министерств.

В 2003 году депутат Национального Собрания Yvan Lachaud подготовил специальный отчет «Интеграция детей инвалидов в школьную среду»,  направленный на дальнейшее обеспечение оптимальных условий для школьного образования детей инвалидов. В первой части отчета Y. Lachaud дает картину школьного образования в средней школе, а во второй — выдвигает различные предложения, о создании специализированных структур школьного образования, и привлечении помощников (тьюторов) для обучения детей инвалидов . Эпиграфом к отчету Y. Lachaud поставил слова восьмилетнего Тео, ученика с ОВЗ:  «Я зачеркнул слово интеграция, потому что я такой же, как и все другие».

В 2003 году депутат Национального Собрания Yvan Lachaud подготовил специальный отчет «Интеграция детей инвалидов в школьную среду», направленный на дальнейшее обеспечение оптимальных условий для школьного образования детей инвалидов. В первой части отчета Y. Lachaud дает картину школьного образования в средней школе, а во второй — выдвигает различные предложения, о создании специализированных структур школьного образования, и привлечении помощников (тьюторов) для обучения детей инвалидов .

Эпиграфом к отчету Y. Lachaud поставил слова восьмилетнего Тео, ученика с ОВЗ:

«Я зачеркнул слово интеграция, потому что я такой же, как и все другие».

Рассматривая законодательные аспекты школьного обучения детей инвалидов, Y. Lachaud отмечал : «Школьное образование детей инвалидов закреплено общеправовыми нормами. Оно должно относиться только к компетенции министерства образования. Пора прекратить разговоры о «школьной интеграции», поскольку немыслимо, чтобы человек должен был «интегрироваться» в общество, если только он ему не чужой. Дети, подростки и взрослые с инвалидностью полностью принадлежат к нашему обществу».

Рассматривая законодательные аспекты школьного обучения детей инвалидов, Y. Lachaud отмечал : «Школьное образование детей инвалидов закреплено общеправовыми нормами. Оно должно относиться только к компетенции министерства образования. Пора прекратить разговоры о «школьной интеграции», поскольку немыслимо, чтобы человек должен был «интегрироваться» в общество, если только он ему не чужой. Дети, подростки и взрослые с инвалидностью полностью принадлежат к нашему обществу».

В общих выводах к отчету содержались и предложения Y. Lachaud, касающиеся работы тьюторов, должность которых в системе французского образования дословно переводится как «помощник в школьной жизни» (ПШЖ) .  Предложения были сформулированы следующим образом: «Что касается помощников в школьной жизни: определить и максимально уточнить роль ПШЖ; разграничить роль ПШЖ от роли помощников надомной службы образования и специального ухода; о подготовке кадров - каждый учитель начальной и средней школы должен пройти обучение по обязательному 12-ти часовому курсу о школьном обучении учащихся с инвалидностью . Каждый директор Института подготовки учителей должен составить команду преподавателей, обладающих компетенциями по помощникам в школьной интеграции для работы с детьми с ОВЗ; применить меры, заявленные в пресс коммюнике от  21 января 2003 года .

В общих выводах к отчету содержались и предложения Y. Lachaud, касающиеся работы тьюторов, должность которых в системе французского образования дословно переводится как «помощник в школьной жизни» (ПШЖ) . Предложения были сформулированы следующим образом: «Что касается помощников в школьной жизни: определить и максимально уточнить роль ПШЖ; разграничить роль ПШЖ от роли помощников надомной службы образования и специального ухода; о подготовке кадров - каждый учитель начальной и средней школы должен пройти обучение по обязательному 12-ти часовому курсу о школьном обучении учащихся с инвалидностью . Каждый директор Института подготовки учителей должен составить команду преподавателей, обладающих компетенциями по помощникам в школьной интеграции для работы с детьми с ОВЗ; применить меры, заявленные в пресс коммюнике от 21 января 2003 года .

Подготовительные курсы для получения Сертификата о владении специальными педагогическими приемами по адаптации к школе и школьной интеграции должны и далее совершенствоваться и открыться для кадров средней школы. Весь административный и руководящий персонал должен получить информацию о школьном обучении учащихся с инвалидностью.

Подготовительные курсы для получения Сертификата о владении специальными педагогическими приемами по адаптации к школе и школьной интеграции должны и далее совершенствоваться и открыться для кадров средней школы. Весь административный и руководящий персонал должен получить информацию о школьном обучении учащихся с инвалидностью.

Важной вехой в становлении инклюзивного образования во Франции стало принятие Закона № 2005 -102 от 11 февраля 2005 г . «За равенство прав и возможностей, участие и гражданскую позицию лиц, имеющих инвалидность» . Отмечая важность разработки и принятия данного закона, французский специалист в области инклюзивного образования, доктор педагогических наук Herve Benoit отмечал: «Теоретически действующее французское законодательство больше не стремится, как предыдущий закон в 1975 г. , «признать инвалидность» как социальную категорию, но вместо этого стремится оценить потребности лиц. Тем не менее, за пределами институционального дискурса существует постоянное сопротивление на практике, возможно, отчасти из-за бездействия специалистов (в области образования и здравоохранении),

Важной вехой в становлении инклюзивного образования во Франции стало принятие Закона № 2005 -102 от 11 февраля 2005 г . «За равенство прав и возможностей, участие и гражданскую позицию лиц, имеющих инвалидность» . Отмечая важность разработки и принятия данного закона, французский специалист в области инклюзивного образования, доктор педагогических наук Herve Benoit отмечал: «Теоретически действующее французское законодательство больше не стремится, как предыдущий закон в 1975 г. , «признать инвалидность» как социальную категорию, но вместо этого стремится оценить потребности лиц. Тем не менее, за пределами институционального дискурса существует постоянное сопротивление на практике, возможно, отчасти из-за бездействия специалистов (в области образования и здравоохранении), ". . . которые не могут принять изменения в своей сфере деятельности, но особенно это вытекает из неясностей, фактически присутствующих в институциональном функционировании».

Важнейшим достижением закона от 11 февраля 2005 года стало рассмотрение социального аспекта инвалидности, положения ребенка с инвалидностью в его социальном окружении. Отсюда, по мнению законодателей, вытекают два принципа: доступность (доступ ко всему для всех) и компенсация (индивидуальные меры, устанавливающие равенство прав и возможностей). Приведение к соответствующим нормам (создание без барьерной образовательной среды) школьных зданий, культурного и спортивного оборудования. Компенсация может включать сопровождение в школьной среде помощником в школьной жизни, организацию работы с ребенком специалистами медико-социальных учреждений, право на транспорт.

Важнейшим достижением закона от 11 февраля 2005 года стало рассмотрение социального аспекта инвалидности, положения ребенка с инвалидностью в его социальном окружении. Отсюда, по мнению законодателей, вытекают два принципа: доступность (доступ ко всему для всех) и компенсация (индивидуальные меры, устанавливающие равенство прав и возможностей). Приведение к соответствующим нормам (создание без барьерной образовательной среды) школьных зданий, культурного и спортивного оборудования. Компенсация может включать сопровождение в школьной среде помощником в школьной жизни, организацию работы с ребенком специалистами медико-социальных учреждений, право на транспорт.

Законом от 11 февраля 2005 года были созданы так называемые «Территориальные центры для инвалидов» (MDPH — La maison departementale du handicap). Эта государственная служба, построенная по принципу «одного окна», призвана принимать, информировать, направлять и сопровождать лиц с инвалидностью. Территориальный центр для инвалидов объединяет в себе все полномочия, связанные с сопровождением лиц с инвалидностью и их семей. Действующая в нем мульти дисциплинарная команда оценивает потребности каждого учащегося с инвалидностью, предлагает ему индивидуальный план компенсации, который включает и индивидуальный план школьного обучения. Комиссия по правам и автономности лиц с инвалидностью (CDAPH — Commission des Droits de l'Autonomie des Personnes Handicapees) принимает решение о реализации необходимых мер на основе оценки, проведенной мульти дисциплинарной командой специалистов.

Законом от 11 февраля 2005 года были созданы так называемые «Территориальные центры для инвалидов» (MDPH — La maison departementale du handicap). Эта государственная служба, построенная по принципу «одного окна», призвана принимать, информировать, направлять и сопровождать лиц с инвалидностью. Территориальный центр для инвалидов объединяет в себе все полномочия, связанные с сопровождением лиц с инвалидностью и их семей. Действующая в нем мульти дисциплинарная команда оценивает потребности каждого учащегося с инвалидностью, предлагает ему индивидуальный план компенсации, который включает и индивидуальный план школьного обучения. Комиссия по правам и автономности лиц с инвалидностью (CDAPH — Commission des Droits de l'Autonomie des Personnes Handicapees) принимает решение о реализации необходимых мер на основе оценки, проведенной мульти дисциплинарной командой специалистов.

Что касается условий школьного обучения, то в законе от 11 февраля 2005 года предпочтение отдается обучению ребенка с инвалидностью в обычной среде , то есть в обычном классе обычной начальной или средней школы по индивидуальной программе. Когда предусмотренное законом требование обучения в обычном классе несовместимо с состоянием здоровья учащегося, он может обучаться в классе школьной инклюзии (Clis — classe pour l'inclusion scolaire) в начальной школе или в локальном подразделении школьной инклюзии (Ulis — unité localisée pour l'inclusion scolaire) в средней школе. Под руководством специально обученного педагога ученик получает здесь образование по программе, адаптированной к его особым потребностям. Если же по состоянию здоровья он не может обучаться в обычной школе, то он может быть принят в госпитальное или медико-социальное специализированное учреждение, находящееся в ведении министерства здравоохранения. Это учреждение предоставляет одновременно педагогическое, социальное и медицинское сопровождение, которое в отдельных случаях может совмещаться с частичным включением в школьное обучение.

В ходе школьного обучения ребенка могут чередоваться или комбинироваться следующие различные способы обучения: полного дня или частичное, в обычной среде или в специализированном учреждении, надомное с помощью Национального центра дистанционного образования (Cned — Cent6re national d'enseignement a distance). Как уже отмечалось выше, согласно закону от 11 февраля 2005 года, все дети, независимо от имеющихся у них нарушений в развитии, получают доступ в образовательные учреждения, в первую очередь, находящиеся по месту жительства (статья 19 закона от 11 февраля 2005 года). Директор учреждения обязан принять такого ребенка на обучение на основании заявления, поступившего от родителя. Если в течение первого триместра школьного обучения будут выявлены заметные трудности обучения, директор школы может рекомендовать родителям/опекунам обратиться в Территориальный центр для инвалидов, где мульти дисциплинарной командой специалистов проводится комплексная диагностика, определяются вид инвалидности, перечень требующейся помощи, объем ее финансирования и выдается документ, содержащий заключения по каждому из этих разделов.

«Во Франции в начале 2012 учебного года Национальным фондом поддержки прав лиц преклонного возраста и инвалидов (CNSA — Caisse nationale de soli6 darite pour l'autonomie des personnes agees et des personnes handicapees) и Министерством национального образования Франции был введен новый инструмент — «Руководство по оценке потребностей учащегося в школе» (GEVASco — Guide d'evaluation des besoins de compensation en matiere de scolarisation) с целью разработки «индивидуального диагноза каждого ребёнка с учётом различных точек зрения учителей и медицинских или социальных работников». Преимущество данного Руководства состоит в том, что его авторы взяли за основу сохранные функции учащихся, а не их инвалидность, и стремились определить те барьеры, которые препятствуют обучению в школе. Тем не менее, этот подход к оценке является лишь одним из элементов в процессе разработки Территориальным центром индивидуального плана обучения (учебная составляющая индивидуального плана компенсации), в котором также выделяются различные меры поддержки, включая применение различных устройств, человеческую помощь, техническую помощь, соответствующие учебные материалы и педагогические корректировки.

Текущий процесс инклюзивного образования во Франции обеспечивается так называемыми «помощниками в школьной жизни» (ПШЖ ), что с некоторыми оговорками соответствует понятию «тьютор» или «ассистент» в современной системе российского образования . ПШЖ — это лица, имеющие среднее специальное образование в области медицины или социального обслуживания, владеющие навыками ухода за больными. В зависимости от исполняемых функциональных обязанностей (с педагогической поддержкой учащегося или без нее), требования к уровню образования помощников различны: те помощники, в функции которых не входит педагогическая поддержка, могут быть приняты на работу без диплома о высшем образовании. Эти помощники могут быть индивидуальными, прикрепленными к конкретному ребенку, и коллективными, сопровождающими всю группу детей из интеграционного класса средней школы (UPI — unité pédagogique d'intégration). Содержание интеграционного класса средней школы, как и штата его сотрудников, оплачивается государством.

Текущий процесс инклюзивного образования во Франции обеспечивается так называемыми «помощниками в школьной жизни» (ПШЖ ), что с некоторыми оговорками соответствует понятию «тьютор» или «ассистент» в современной системе российского образования . ПШЖ — это лица, имеющие среднее специальное образование в области медицины или социального обслуживания, владеющие навыками ухода за больными. В зависимости от исполняемых функциональных обязанностей (с педагогической поддержкой учащегося или без нее), требования к уровню образования помощников различны: те помощники, в функции которых не входит педагогическая поддержка, могут быть приняты на работу без диплома о высшем образовании. Эти помощники могут быть индивидуальными, прикрепленными к конкретному ребенку, и коллективными, сопровождающими всю группу детей из интеграционного класса средней школы (UPI — unité pédagogique d'intégration). Содержание интеграционного класса средней школы, как и штата его сотрудников, оплачивается государством.

В 2014/15 учебном году в общеобразовательных школах Франции обучались 260000 учащихся с инвалидностью . За последние восемь лет число этой категории учащихся удвоилось и продолжает увеличиваться с каждым годом более чем на 10%. Особенно остро в этих условиях стоит проблема обеспечения инклюзивного образования квалифицированными кадрами. «Инклюзивная практика определяет востребованность специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма в таких областях как специальная педагогика и психология. Возникают принципиально новые профессии — например, профессия тьютора. Именно поэтому одним из приоритетных направлений реализации заявляемой модели инклюзивного образования является повышение квалификации и переподготовка специалистов образовательных учреждений, включенных в инклюзивную практику» — отмечают отечественные исследователи становления инклюзивного образования в России, и эти слова в полной мере могут быть отнесены и к процессам инклюзии во Франции.

В 2014/15 учебном году в общеобразовательных школах Франции обучались 260000 учащихся с инвалидностью . За последние восемь лет число этой категории учащихся удвоилось и продолжает увеличиваться с каждым годом более чем на 10%. Особенно остро в этих условиях стоит проблема обеспечения инклюзивного образования квалифицированными кадрами. «Инклюзивная практика определяет востребованность специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма в таких областях как специальная педагогика и психология. Возникают принципиально новые профессии — например, профессия тьютора. Именно поэтому одним из приоритетных направлений реализации заявляемой модели инклюзивного образования является повышение квалификации и переподготовка специалистов образовательных учреждений, включенных в инклюзивную практику» — отмечают отечественные исследователи становления инклюзивного образования в России, и эти слова в полной мере могут быть отнесены и к процессам инклюзии во Франции.

11 декабря 2014 года в Елисейском Дворце состоялась Национальная конференция по проблемам инвалидности , и было принято решение о ряде мер в пользу лиц с инвалидностью и усилении инклюзивных процессов в школе. Эти меры направлены на то, чтобы еще более расширить сферу инклюзивного образования, укрепить профессионализм работников, вовлеченных в этот процесс, усилить процесс сопровождения учащихся с инвалидностью, облегчить профессиональную занятость молодежи с инвалидностью и мобилизовать цифровые технологии для удовлетворения особых образовательных потребностей. На эти цели из бюджета выделяется 1, 5 миллиарда евро в год. С целью усиления сопровождения учащихся с инвалидностью с сентября 2014 года помощники в школьной жизни (AVS) заменены на сопровождающих учащихся с инвалидностью (AESH), которых принимают на работу по контракту помощника учителя.

11 декабря 2014 года в Елисейском Дворце состоялась Национальная конференция по проблемам инвалидности , и было принято решение о ряде мер в пользу лиц с инвалидностью и усилении инклюзивных процессов в школе. Эти меры направлены на то, чтобы еще более расширить сферу инклюзивного образования, укрепить профессионализм работников, вовлеченных в этот процесс, усилить процесс сопровождения учащихся с инвалидностью, облегчить профессиональную занятость молодежи с инвалидностью и мобилизовать цифровые технологии для удовлетворения особых образовательных потребностей. На эти цели из бюджета выделяется 1, 5 миллиарда евро в год. С целью усиления сопровождения учащихся с инвалидностью с сентября 2014 года помощники в школьной жизни (AVS) заменены на сопровождающих учащихся с инвалидностью (AESH), которых принимают на работу по контракту помощника учителя.

Сопровождающие учащихся с инвалидностью являются государственными служащими, работающими по государственному трудовому договору. Их договор составлен на максимальный срок в три года и может быть продлен на срок до шести лет. По истечении шести лет непрерывной работы AESH могут получить бессрочный трудовой договор. Это положение дает данной категории сотрудников реальное признание их компетенций и предоставляет долгосрочные профессиональные гарантии, в частности, с определением индексируемой зарплатной шкалы, по которой оплачивается труд AESH. По состоянию на начало 2014/15 учебного года в инклюзивном образовании Франции работают 69000 сопровождающих, из которых 28000 — сопровождающих учащихся с инвалидностью, 5000 среди них имеют бессрочные трудовые договоры , 41000 работает по срочному трудовому соглашению.

Сопровождающие учащихся с инвалидностью являются государственными служащими, работающими по государственному трудовому договору. Их договор составлен на максимальный срок в три года и может быть продлен на срок до шести лет. По истечении шести лет непрерывной работы AESH могут получить бессрочный трудовой договор. Это положение дает данной категории сотрудников реальное признание их компетенций и предоставляет долгосрочные профессиональные гарантии, в частности, с определением индексируемой зарплатной шкалы, по которой оплачивается труд AESH. По состоянию на начало 2014/15 учебного года в инклюзивном образовании Франции работают 69000 сопровождающих, из которых 28000 — сопровождающих учащихся с инвалидностью, 5000 среди них имеют бессрочные трудовые договоры , 41000 работает по срочному трудовому соглашению.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!