СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы выполнения эскизов раскадровки «Иллюстрация литературного произведения»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляем вашему вниманию методическую разработку, посвященную изучению основных "правил" работы над "фор эскизами" в станковой композиции. В данной разработке представлены теоретические сведения о "фор эскизах", а также прилагается иллюстративный материал. Это дополнительное пособие по станковой композиции, которое может быть полезным для преподавателей художественного отделения ДШИ и ДХШ.

Просмотр содержимого документа
«Этапы выполнения эскизов раскадровки «Иллюстрация литературного произведения»»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени П.И. Чайковского» муниципального образования город Ноябрьск











Этапы выполнения эскизов раскадровки «Иллюстрация литературного произведения»

Методическая разработка по предмету Станковая композиция












Автор -составитель:

Круглова С.А.

Преподаватель

высшей категории








Ноябрьск

2023

Содержание

Аннотация

3

Введение

3

Этапы выполнения эскизов раскадровки «Иллюстрация литературного произведения»

6

Заключение

10

Список используемых источников

11

Демонстрационный материал.

12

  1. Аннотация
Представляем вашему вниманию методическую разработку, посвященную изучению основных "правил" работы над "фор эскизами" в станковой композиции. В данной разработке представлены теоретические сведения о "фор эскизах", а также прилагается иллюстративный материал. Это дополнительное пособие по станковой композиции, которое может быть полезным для преподавателей художественного отделения ДШИ и ДХШ.
  1. Введение

На сегодняшний день, преподаватели ДШИ и ДХШ сталкиваются с вопросом о правильной поэтапной работе над эскизами и тем, с чего начинать. Качественное выполнение эскизов является ключевым для успешной композиции, так как в фор эскизе закладываются все композиционные законы и раскрывается задуманный образ. Методическая разработка систематизирует и упрощает процесс работы над эскизами, обеспечивая высокие результаты. Она представляет собой свод правил, которые помогают ученикам создавать эскизы и композиции. Ученики развивают композиционное мышление, фантазию и художественное видение при правильном подходе к выполнению эскизов. Несмотря на творческий процесс, ученики имеют возможность частично отступать от данных правил для решения сложных композиционных задач. После овладения этими "правилами" ученикам легче учиться, они интуитивно избегают грубых ошибок.

Учебный предмет "Композиция станковая" направлен на художественно-эстетическое развитие личности учащихся путем освоения теоретических знаний, умений и навыков. Он также помогает выявить талантливых детей в области изобразительного искусства и подготовить их к поступлению в образовательные учреждения.


Основой преподавания предмета "Композиция станковая" является развитие особого умения учащихся не только компоновать изображаемое на картинной плоскости, но и переосмысливать увиденное и прочувствованное. Результатом этого процесса является создание образа композиции, где формат листа, техника исполнения и жанр изображения тщательно подбираются и воплощаются в решении на картинной плоскости.


Обучающие задачи в композиции:

Научить:

  • Основам теории и практики композиции,

  • Традиционным композиционным базовым законам и правилам

  • Принципам композиционного анализа, самоконтроля и самоанализа

Развивающие задачи:

  • Стимулирование творческого воображения и фантазии.

  • Развитие зрительной наблюдательности и способности замечать детали.

  • Формирование эстетического отношения к окружающей действительности.

  • Развитие художественного вкуса

Воспитательные задачи:

  • Трудолюбие

  • Стремление к творчеству

  • Познавательность

  • Художественный вкус


Работа над композицией должна проводиться методично, серьезно и последовательно. В рамках курса композиции также ставятся следующие задачи: - Развитие способности наблюдать и изучать окружающую жизнь, отбирать из нее типичные, характерные и достойные элементы для отражения в искусстве. - Обучение навыку последовательной работы от появления идеи до ее воплощения в разработанном эскизе, при этом творчески используя натурный материал. - Развитие художественно-творческого мышления, творческого воображения и активности учащихся. - Усвоение теоретических знаний и практических навыков использования закономерностей, правил, приемов и средств композиционной и живописно-пластической выразительности. - Формирование навыков применения полученных знаний и умений в самостоятельной художественно-педагогической деятельности. Кроме того, важным является развитие таких умений, как анализировать, сравнивать и применять знания в новых ситуациях, а также умение подбирать необходимые материалы и инструменты. Изучение основ композиции не только позволяет учащимся познать формальные законы сочинения, но и способствует их идейно-творческому развитию. В рамках композиционной работы ученик может проявить себя как личность, проявить мастерство, художественную культуру и готовность к самостоятельной работе. Программа предназначена для учащихся в возрасте 12 лет и старше и рассчитана на 5 лет обучения. Занятия проводятся в группах или индивидуально, по 2 академических часа в неделю. В ходе обучения ученики изучают различные жанры живописи и графики, такие как натюрморт, пейзаж, интерьер и портрет. Важным элементом программы является работа с натурой и наблюдение, что позволяет разнообразить тематические композиции оригинальными и живыми решениями. В ходе обучения ученики знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами, включая живописные и графические, и применяют их на практике в своих учебных работах. Промежуточная аттестация осуществляется через просмотр работ учеников, а итоговая аттестация проводится в форме выставки. Преподаватель целенаправленно формирует у учеников чувство композиции в процессе занятий. Теоретическая часть программы включает учебные занятия, экскурсии и выставки, сопровождающиеся объяснением материала, показом наглядных пособий, обменом опытом и мнениями. Практическая часть программы включает практическое закрепление и выполнение домашних заданий. Самостоятельная домашняя работа - является наиболее распространенной формой выполнения композиционных заданий. Для успешного выполнения композиций по заданной теме ученик должен работать не только на уроке, но и дома. Это включает поиск замысла (темы), идей и создание зарисовок с натуры - "бросового материала". Если домашнее задание не выполняется, то ученику сложнее справиться с заданием, что может замедлить ход работы. Кроме того, задание дома помогает закрепить пройденный материал на занятии. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками

самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах, рисунках.

Для выполнения этапов эскизов раскадровки «Иллюстрация литературного произведения» ученик должен знать:

  1. Законы композиции:

  • Законченности

  • Закон типизации

  • Закон контрастов

  • Закон подчиненности всех закономерностей и средств замыслу композиции единому

  1. Правила композиции:

  • Передача ритма

  • Выделение сюжетно-композиционного центра

  • Симметрия, асимметрия

  • Расположение главного на втором пространственном плане

  • Формат и масштаб

  • Статика – динамика

  1. Приемы композиции:

  • Пространство

  • Колорит

  • Точка зрения

  • Горизонтали и вертикали

  • Точка зрения Диагонали

  1. Типы композиции:

  • Открытая

  • Замкнутая

  • Совмещенная

  1. Средства композиции:

  • Точка

  • Линия

  • Штрих- линия

  • Пятно (тон, цвет)

Композиция представляет собой максимально организованное произведение, которая раскрывает задуманное и строится в соответствии с законами, правилами и приемами. Эскиз является предварительным поисковым наброском будущей работы и его главная цель - найти пластический замысел композиции. Эскиз может быть линейным, пятновым, светотеневым или цветовым. В эскизе решаются основные задачи, такие как определение или уточнение композиции (особенно цветовой и колористической организации). Так же в эскизе обозначаются большая тень и свет на предметах, определяется разница в тоне и цвете по планам, а также запечатлевается эмоциональный строй в целом.

Эскиз по содержанию может выполнять следующие функции:

  • Разрешение тональной задачи.

  • Разрешение живописной задачи.

  • Выявление характера.

  • Выявление движения.

  • Передача настроения и другие.


  1. Этапы выполнения эскизов раскадровки «Иллюстрация литературного произведения»

Этапы выполнения подготовительных эскизов к раскадровке:
  • Замысел, выбор литературное произведения.

  • Сбор подготовительного материала (зарисовки с натуры, этюды), наблюдение, фантазия.

  • Выбор формата эскизов, составить схему 8 листов.
  • Варианты линейных эскизов

  • Варианты тональных эскизов
  • Варианты цветовых эскизов

  • Выбор наиболее удачного тонального и цветового эскиза.

Объясняя учащимся важность предварительного эскиза раскадровки и поиска в композиции, мы подчеркиваем, что без этого этапа работа не достигнет нужного результата. Начинаем с линейных эскизов и постепенно переходим к тональным пятновым и цветовым.

Замысел или идея является основой произведения и выражается через образы. Ни цвет, ни техника не смогут помочь, если идея не ясна.

Первым этапом в рисовании раскадровки является линейный эскиз.

Раскадровка – это важная практика, используемая при создании иллюстрации. Она представляет собой создание эскизов нарисованных от руки раскадровка выполняется перед обработкой книжной иллюстрации (анимации) и помогает визуализировать идею и сюжет.


Одним из выразительных средств в эскизе раскадровки является линия. Линейный фор эскиз является простым подготовительным материалом, выполненным в линиях различной толщины, нажиме и пластичности. Эти характеристики линий влияют на передачу пространства и настроения произведения. Линейные эскизы имеют особое значение на первом этапе работы, так как они содержат "течения движения" будущей композиции, которое необходимо увидеть и проанализировать.

Линейные эскизы могут быть выполнены различными инструментами, такими как мягкий карандаш, гелиевая ручка, маркер, а иногда дополняются цветными карандашами.

Также необходимо обратить внимание на размеры эскизов. Они не должны быть слишком большими, достаточно примерно 7х10 см или не больше формата А5 (6-8 листов). Важно, чтобы эскиз нес в себе достаточную информацию для последующей работы, и этого можно достичь даже в небольшом формате.

Для выполнения раскадровки необходимо создать основу схему, на которой будет строиться выразительная композиция. В эту схему можно вписать различные эмоциональные состояния произведения. Для каждого иллюстративного элемента в раскадровке необходимо интуитивно подобрать подходящую линеарную композицию.

Сначала следует выполнить линейный эскиз, определив основные линии, которые могут перетекать из одного листа в другой или связывать соседние листы. Затем начинаем вписывать определенный смысл иллюстрации в каждый кадр, присваивая им эмоциональное состояние. Например, первый лист может содержать спокойное и уравновешенное изображение предметов или объектов, создавая ощущение пустоты и покоя, лишенное напряженных состояний.

Первый лист может содержать изображение пейзажа, части интерьера или предметные вещи. В нем также можно показать движение, например, колышущуюся штору под воздействием ветра. Количество персонажей на этом листе будет минимальным, и они будут иметь второстепенный характер. Это сделано для того, чтобы ввести зрителя в произведение, предоставив ему картинку, не перегруженную большим объемом информации. Этот лист является отправной точкой для дальнейшего развития раскадровки.

Переходя ко второму листу, мы можем сосредоточиться на главном персонаже, показав его еще не совсем активной форме. Здесь мы можем рассказать о его состоянии и поведении, сделав акцент на его портрете или постановке фигуры, чтобы выразить его индивидуальные черты. Этот лист плавно проведет нас дальше.

Затем мы переходим к третьему листу, который располагается под первым и вторым. Таким образом, мы ускоряем движение и передаем более эмоциональное состояние персонажей в следующих листах. На третьем листе мы можем рассматривать сцену, где персонажи приобретают динамичность и движение, а затем плавно переходим к четвертому листу, где движение может утихать, передавая этап в произведении.

Пятый лист также будет спокойным, так как он расположен рядом с более динамичным листом. При раскадровке необходимо уравновешивать композицию, делая акценты на эмоциональное состояние, статичность и динамичность. Переходя из одного листа в другой, мы можем чувствовать разное напряжение и передачу разных состояний. Количество изображаемых персонажей следует спланировать таким образом, чтобы они не мешали друг другу и не перегружали раскадровку, чтобы каждый лист можно было спокойно прочитать при переходе из одного в другой.

Итак, все последующие листы должны выполняться с плавным перетеканием. В каждом листе необходимо изображать ключевые моменты произведения, отражающие его развитие. Обратите внимание на передачу фигур - они должны быть разнообразными по количеству и плановости, с учетом удаления персонажа. В раскадровке мы тренируем свой художественный взгляд, чтобы каждое изображение было уникальным и сохраняло смысл произведения.

Для передачи смысла произведения также необходимо обращать внимание на детали. Мы можем прочитать эти детали в описании литературного произведения, которое используется для иллюстрации. Переходя от листа к листу, важно сохранять главное течение смысла произведения. Эта техника раскадровки может быть полезна даже для печати книжной продукции. Она также используется мастерами анимации и мультипликации.

Итак, основу изображения раскадровки можно взять из классической структуры литературного произведения, где можно правильно выстроить сюжет с помощью следующей схемы: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и последствия.

Первый лист - экспозиция. Здесь нужно представить информацию до начала событий, где находится главный герой и в каком положении он находится.

Завязка - это то, что провоцирует действия героя и объекты. Завязка должна быть яркой и создать ситуацию, которая будет безвыходной, шокирующей или пугающей, чтобы зритель хотел узнать, как герой справится с ней.

Развитие - самый длинный элемент сюжета, где напряжение должно нарастать. В раскадровке можно использовать композиционные схемы для поддержания напряжения и динамики. В этих четырех листах мы можем развивать сюжет, увеличивая эмоциональное напряжение и динамику.

Важно заранее продумать план, как будет вести себя герой и определить его цели.

Предпоследние два листа - кульминационные листы. Это момент наивысшего напряжения и пика конфликта. Кульминация может быть достаточно острым, кратким и ярким эпизодом. Это может быть седьмой лист.

После кульминации наступает развязка, где сталкиваются главный герой и его противодействие. Закрытие конфликта может быть на последнем листе, и это исход всей ситуации.

Эпилог - необязательная часть, но она может включать в себя последние листы, где показывается жизнь героев после всех событий. Он придает ощущение полного завершения произведения.

Тональный фор эскиз

После разработки полного линейного эскиза мы переходим к созданию тонального эскиза. В этом этапе мы разбираем композицию на пятна и сочетаем их с пластическими линиями. Начинаем работать в серо-белой гамме, чтобы создать тональную пластику. Эскиз разбивается на четыре тона, чтобы запустить следующий этап - цветовой эскиз и добиться определенного баланса между черным, белым и серыми оттенками. Это помогает определить свет и тень в изображении.

После выполнения тонального эскиза мы переходим к созданию цветового эскиза, опираясь на тональный эскиз. Здесь мы стремимся совместить тональность и цветовые пятна для достижения гармонии в изображении.

Цветовой фор эскиз является поиском цвета и созданием целостного цветового и тонового решения. Важно передать эмоциональное состояние в эскизе.

Объясняем ученикам эмоциональные характеристики цвета и его роль в образном строе композиции. Например, красный и черный могут вызывать напряжение, голубой и зеленый - успокоение, серый - угнетенность. Рассказываем о понятиях цветового контраста и цветовой гармонии (колорит).

На начальном этапе ученики выполняют упражнения с монохромной гаммой для создания тонального рисунка. Затем они постепенно переходят к работе с цветом. Сначала в одном листе они включают определенные оттенки для выполнения иллюстрации, используя цвет. Они используют два основных цвета - белый и черный, а также дополнительные холодные и теплые оттенки по выбору.

Таким образом, ученики подбирают цветовую гамму, соответствующую эмоциональной атмосфере литературного произведения, в изображении раскадровки. Они стремятся передать состояние персонажей через использование света в определенном ключе психологического состояния.

Анализируя колористику, например, они понимают, что красный и черный могут вызывать напряжение, а голубой и зеленый успокаивают. Серый может создавать угнетающее настроение, а насыщенность цветов может оказывать различное воздействие на психику человека. Таким образом, мы можем усилить или ослабить эмоциональное состояние персонажа в раскадровке с помощью правильного подбора цветов.


На примере темы раскадровки мы обращаем особое внимание на контраст. Рассмотрим последовательное введение цветовых эскизов для раскадровки с целью выявления понимания термина "контраст" у учащихся. Мы проводим беседу с учениками на тему: какие контрасты бывают. В процессе работы практически все виды контрастов рассматриваются в контексте раскадровки.


Итак, контраст может быть по размерам, толщине, свету, характеру и форме, цвету. Мы обсуждаем принципы контрастов в тональных и цветовых пятнах, контраст форм и объемов фигур и компонентов, контраст силуэтов и контр-ажуров, контраст материальности. Вся эта информация используется в теме раскадровки, так как она является своеобразным этапом, объединяющим все жанры живописи, включая портрет, пейзаж, многофигурную композицию и натюрморт. Тема раскадровки также включает принципы трансформации и другие аспекты композиции.


Мы также обращаемся к понятиям, таким как нюанс, композиционный центр, ритмы пятен и тональности, ритмичные движения линий. Создание раскадровки позволяет нам использовать все аспекты законов, приемов и правил композиции. Поэтому в этом задании собираются все знания, полученные детьми за определенный период времени. Оно может включать в себя все аспекты и стороны композиции.


Работа над раскадровкой выполняется только в старших классах. Несмотря на то, что иллюстрации могут быть основаны на детских произведениях, мы часто рассматриваем произведения, направленные на детскую литературу, такие как произведения Чуковского. Они предоставляют отличные возможности для изображения. Важно, чтобы произведение содержало развитие, поэтому оно хорошо подходит для изображения в детском аспекте. Детская литература обладает особенностью быстро сменять картинки, где происходит множество событий. Это упрощает задачу художнику в нахождении и изображении аспектов и моментов в определенном ключевом состоянии.


  1. Заключение
В заключение, работа по иллюстрации литературного произведения является кропотливой и внимательной работой, которая требует усиленного внимания и концентрации. Иллюстрация состоит из восьми листов, и для успешного выполнения работы необходимо уметь управлять всеми восьмью листами одновременно. В процессе работы необходимо учитывать композиционные задачи, тоновые и цветовые решения, а также строить гармоничную композицию из всех восьми листов одновременно. Это задание представляет собой серьезный вызов даже для старших классов, и может стимулировать развитие учеников. Оно позволяет проверить, насколько хорошо они понимают художественную концепцию произведения, как применять правила и приемы композиции, а также насколько они способны мыслить творчески и выразить свое собственное видение произведения. Для успешного выполнения этой работы необходимо следовать определенному алгоритму. Один из этапов включает чтение произведения, делание записей ключевых моментов и зарисовок персонажей. Затем можно использовать дополнительную литературу и интернет-ресурсы для получения дополнительной информации о времени, месте и культурных особенностях произведения. Это поможет создать более характерное изображение произведения. Второй этап включает создание линейного эскиза, тонового эскиза и цветового эскиза. Все эти этапы требуют знания работы с материалами, колористики и тональности, а также понимания законов композиции. В целом, работа по иллюстрации литературного произведения представляет собой серьезное испытание, которое позволяет ученикам продемонстрировать свои навыки и знания. Проверяет их способность работать грамотно и гармонично, строить композицию и раскрывать заданную тему. Успешное выполнение этой работы зависит от самого ученика и его готовности к самостоятельному выполнению задания.


V.Список используемых источников
    1. О композиции: Сб. статей. - М., 1959.

    2. Шорохов Е. Основы композиции. - М., 1979.

    3. Говорухина Н.В., Чильникина Н.А. Плановость в станковой композиции. Пространство в композиции городского пейзажа. Из опыта работы. 2008

    4. Кочкина В.А. Трехмерность как качество станковой композиции. 2008

    5. Третьякова Л.А. Роль воображения в развитии композиционно-художественного мышлении учащихся. 2008

    6. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе.2-е изд.-М.: Просвещение, 1997.

    7. Шорохов Е.В. Композиция: учебник для студентов художественно-графических факультетов пед.институтов.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1996.

    8. Алексеев С.С. «О цвете и красках» - М. Искусство 1995 г.

    9. Архейм Р. «Искусство и визуальное восприятие» - М. 1974 г.

    10. Козлов В.Н. «Художественное оформление текстильных изделий» - М. Легкая и пищевая промышленность 1981 г.

    11. Сомов Ю.С. «Композиция в технике» - М. Машиностроение 1972 г.

    12. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное. – М.: Советская Россия. - 1961. – 183 с..













VI. Демонстрационный материал.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!